Конспект коррекционного занятия на тему Зимушка-зима (старший дошкольный возраст)


Тема занятия: «Зимушка-зима»
Цели занятия:Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о зиме и типичных зимних проявлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «зима». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.Воспитательные цели: Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности.Оборудование. Муз проигрыватель, запись с пением птиц, скрипом снега, детскими голосами, мольберт, сюжетная картина дети подкармливают белочку и зимующих птиц возле дерева и предметные картинки каждого объекта с сюжетной картины, деревянный брусок, металлическая пластина и кусочек меха на каждого ребенка.
1. Организационный момент.
Слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Зимнее утро». Создание эмоционального фона занятия. Сообщение темы занятия.
Логопед приглашает детей в кабинет, где звучит пьеса П. Чайковского «Зимнее утро». Дети проходят к стульчикам, стоящим полукругом. Пьеса звучит 1-2 минуты, потом логопед выключает музыкальный центр.
Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в самое холодное временя года. Вы расскажите мне всё, что знаете об этом времени года. А сейчас мне бы хотелось узнать, каким стало ваше настроение, когда вы услышали пьесу П. Чайковского «Зимнее утро».
Дети рассказывают о своём настроении.
Логопед. Для того чтобы четко, правильно и красиво говорить выполним упражнения для языка под прекрасную пьесу П. Чайковского «Зимнее утро».
Логопед предлагает детям сесть на стульчики.
2. Рассказывание стихов русских поэтов о зимней природе.
Логопед. Послушайте стихотворение А.С. Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл, — и вот самаИдёт волшебница зима!Пришла, рассыпалась, клокамиПовисла на суках дубов,Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов,Брега с недвижною рекоюСровняла пухлой пеленою.Блеснул мороз. И рады мыПроказам матушки зимы.
Логопед. О чём это стихотворение? (о зиме) (1 слайд)
Логопед. Итак, мы сегодня будем говорить о зиме.
Логопед. Назовите, пожалуйста, зимние месяцы по порядку. (декабрь, январь, февраль)
Логопед. О каком зимнем месяце говорят: «он год заканчивает, а зиму начинает»? (декабрь)
Логопед. Какие Вы знаете поговорки о декабре?
Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.
В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реку наводит мосты.
Мы с вами выучили много стихов русских поэтов о зиме. Старайтесь рассказывать стихи громко, чётко и выразительно.
1-й ребёнок.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
(С. Есенин)
2-й ребёнок.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф. Тютчев)
3-й ребёнок.
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло – синий
По ветвям развешен иней…
(А. Фет)
3.Игра «Найди слова близкие по значению»
Логопед. Внимательно послушайте отрывки из произведений великих русских писателей и определите слова – предметы, относящиеся к ветру зимой.
«Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя,То, как зверь, она завоет,То заплачет как дитя».
(А.С. Пушкин, «Зимний вечер»)
«А по двору метелицаКовром шелковым стелется».
(С.А. Есенин, «Поет зима — аукает» )«Заметает пургаБелый путь.Хочет в мягких снегахПотонуть».
(С. Есенин, «Заметает пурга…» )«Глядит — хорошо ли метелиЛесные тропы занесли…»
(Н.А. Некрасов, «Мороз-воевода)
«А вьюга с ревом бешеннымСтучит по ставням свешеннымИ злится всё сильней».
(С.А. Есенин, «Поет зима — аукает)
«Ночью в полях, под напевы метели,Дремлют, качаясь, березки и ели…»
(И.А. Бунин, «Метель» )«Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»
(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка» )Логопед. Назовите 6 слов-предметов, похожих по значению. (буря, метелица, пурга, метель, вьюга, буран,)Логопед. Когда эти явления природы бывают? (зимой)
4.Игра «Скажи какая?»
(подбор однородных определений к слову ЗИМА)
Логопед. А давайте расскажем, какая бывает зима.
Если зимой холодно, то какая зима? (холодная).
А если зима наступила рано? (ранняя).
А если много снега, то какая? (снежная).
А если сильный мороз? (морозная).
А если тепло? (тёплая).
А если сильные ветры? (ветреная).
5. Физ. Минутка.
(Речевая подвижная игра «Зимняя зарядка»).
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобою приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
Чтобы сильным стать и ловким, приступаем к тренировкам.
А какой вершины – вот такой вершины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины? Вот такой ширины.
Погляди-ка потолки ледяные
Высоки – превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем, выше ноги поднимаем.
Двери комнат отворяем, справа – хлоп, слева – хлоп.
Здравствуй, ЗИМА!
Логопед предлагает детям сесть на ковер и ставит перед каждым из них контейнер с фишками для звукового анализа. Говорили о зиме. Давайте выложим схему слов «зима». (Дети выкладывают схемы.) Сколько звуков в слове «зима».(4) (слайд4)
Логопед. Произнесите их по порядку. ( [з’], [и], [м], [а]). Сколько гласных звуков в слове «зима»? Какие это звуки?
Дети. В слове «зима» два гласных звука: [и], [а].
Логопед. Сколько согласных звуков в слове «зима»? Какие это звуки?
Дети. В слове «зима» два согласных звука: [з’], [м].
Логопед. Расскажите о каждом из этих звуков.
Дети. Звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий.
Дети. Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий.
6.Игра «Закончи предложение».
Логопед. А сейчас расскажем, что же происходит зимой. Необходимо закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Зимой бывает снегопад, а осенью… (листопад). (слайд 5)
Зимой бывает снег, а летом … (дождь). (слайд 6)
Зимой снег падает, а весной… (тает). (слайд 7)
Зимой катаются на санках, а летом… (на велосипеде). (слайд 8)
Зимой лес спит, а весной … (просыпается).
Зимой катаются на коньках, а летом… (на роликах). (слайд 9)
Зимой бывает холодно, а летом… (жарко). (слайд 10)
Зимой деревья белые, а осенью… (жёлтые). (слайд 11)
Зимой растут сугробы, а летом … (цветы). (слайд 12)
Зимой лепят снеговика, а летом… (песочный замок). (слайд 13)
Зимой насекомые прячутся, а весной … (вылезают) (слайд 14)
7. Игра «Доскажи словечко».
Логопед: Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко», а правильно ли вы отгадали или нет, мы увидим на экране.Логопед загадывает загадкиПосмотрели мы в окноВсе вокруг белым белоДуб кивает головойРад поздравить вас с …..(зимой)Возле дуба как всегда суетиться …(детвора)Мы из снега без совка,Вылепим ……….(снеговика)В ветках дерева избушкаЭта же для птиц …(кормушка)К мальчику бежит не птичка,А зверек тот невеличка,Шубка теплая, как грелкаКто же это дети …(белка)Логопед. Ребята посмотрите, с вашей помощью удалось создать чудесную картину. Помогите мне перечислить все объекты, изображенные на картине (дерево, кормушка, снеговик, дети, птицы, белочка).Логопед. Как много героев на картине, они разговаривают, шутят, играют. Ох, и весело наверно там, а хотите послушать, что же там происходит.Ребята послушайте звуки и скажите, где их можно услышать и кто их может произносить?Дети слушают звуки: голоса детей, скрип снега, щебетанье птицЛогопед. Ребята посмотрите как много снега на нашей картине? А что можно сделать из снега зимой? Верно, у нас на картине есть снеговик? А как вы думаете, кто его слепил? А каким должен быть снег, что бы из него можно было слепить снеговика, верно, липким.
Рассмотрите предметы которые лежат у вас на столах. Это брусок, мех, пластина. Возьмите в руки брусок, поддержите его в руках, надавите на него, погладьте, сожмите, скажите мне какой брусок? (деревянный, гладкий, и т.д.)Логопед. назовите объект на нашей картине, про который можно сказать также. (кормушка, дерево).Логопед. Возьмите в руки пластину, потрогайте её, погладьте, сожмите в руках, скажите, какая она? ( холодная, гладкая и т.д.)Логопед. Про какой объект на картине можно сказать также, что он такой же? (снег).Логопед. Возьмите в руки мех, потрогайте, погладьте, скажите, какой он? (пушистый, теплый)Логопед. Про какой объект на картине можно сказать также?(Мех белки, шапки и варежки детей).Логопед. Ребята, скажите, как вы думаете, у всех ли на картине одинаковое настроение? А как вы думаете, какое настроение могло бы быть у дерева? Почему? Нравится ли кормушке, что к ней прилетели птицы, возле неё смеются дети? Какое у неё настроение? А теперь пройдите к мольберту и посмотрите на наше дерево. Ему грустно стоять одному. Как было бы хорошо, если бы здесь появилась детвора, птицы, снеговик и другие герои. Предлагаю вам создать свою картину.Логопед. Сейчас, каждому из вас я раздам картинку, рассмотрите героя, расположите его на мольберте так, как он расположен на картине. А затем изобразите героя движениями, передайте его настроение, если кто-то захочет, можете рассказать о своем герое.Посмотрите, как сделаю это я. Покручусь-поверчусь в дерево я превращусь. Я могучее, мудрое, высокое дерево. Мне нравиться слушать смех детей, голоса птиц.Ответы детейЛогопед. Ребята вот мы с вами выложили картину. Как можно её назвать? Придумайте каждый своё название картины. Вот сколько вариантов, а значит, у нашей картины может быть очень много историй. Дети придумывают название картины и различные истории по картине.Логопед. Мне очень приятно было путешествовать с вами. А вам понравилось наше путешествие, а что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? Ну, нам пора возвращаться в детский сад.