Рабочая программа курса «К тайнам языка и речи» для 9 класса


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1»
Принято
методическим советом школы
протокол № 1 от 29.08.14г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Сретенская СОШ №1»
___________М.М. Чекунова
«_____»_______2015 г.
Рабочая программа
курса «К тайнам языка и речи»
для 9 класса
на 2015- 2016 учебный год
Составитель: ВасильковаИ.В., учитель русского языка и литературы.
Сретенск,
2015
Пояснительная записка
Направленность элективного курса «К тайнам языка и речи» - культурологическая. Предназначен данный курс для работы с учащимися 9 класса общеобразовательной школы в течение одного учебного года и рассчитан на 1 час в неделю (34 ч.).
Актуальность программы данного курса очевидна. Как известно, изучение большинства разделов русского языка: фонетики, лексики, фразеологии, морфемики, морфологии, словообразования, орфографии – завершается к концу 7 класса, части тем раздела «Пунктуация» к концу 8-го. Основные образовательные программы по курсу русского языка в 9 классе ориентированы большей частью на рассмотрение синтаксиса и пунктуации сложного предложения, менее – на повторение изученного в 5-8 классах, не говоря уж об углубленном изучении некоторых трудных моментов в изучении языка и речи. Поэтому для поддержания на должном уровне всех типов и видов языковых и речевых умений выпускников основной школы необходимы не только работа по закреплению изученного о речевой деятельности, знаний и умений по грамматике, коррекция имеющихся пробелов, но и рассмотрение наиболее трудных случаев языковой и речевой практики.
Определяемых учебным планом двух часов в неделю явно недостаточно. Данный курс направлен на решение этой проблемы. Внимание сосредотачивается на трудных вопросах применения орфографических и пунктуационных правил, вариативности словоупотребления и расстановки знаков препинания. Курс помогает выпускникам изучить типологию ошибок, овладеть приёмами литературной правки и редактирования. В этом его педагогическая целесообразность. Программа курса отличается новизной в плане подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации за курс основного общего образования, т.к. они подробно знакомятся со структурой работы, критериями её оценивания и последовательно отрабатывают механизм выполнения, на что в обычных условиях обучения по основной программе недостаточно времени. Практическая деятельность учащихся становится целенаправленной, конкретной, осознанной. В итоге учащиеся получат ответы на трудные вопросы языковой и речевой практики, а также, в какой форме будет проходить аттестация и как успешно её пройти (как выполнить задания части I, II ,III).
Цель данного курса – овладение наиболее трудными случаями применения языковых и речевых умений на практике и при подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов.
Задачи курса:
1) организовать деятельность учащихся по ознакомлению с наиболее трудными случаями применения языковых и речевых умений;
2) способствовать развитию связной письменной речи посредством форм, которыми недостаточно владеют учащиеся;
3) совершенствовать навык правописания путём работы с обобщающими таблицами, схемами, алгоритмами, памятками и последовательных тренировочных упражнений.
Основная форма реализации содержания программ – учебное занятие с устными и письменными упражнениями, практикумы и консультации. Результативность обучения будет определяться через систему тестирования в форме, максимально приближенной к ГИА выпускников 9 класса.
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.
Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.
Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (С2.), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему необходимо использовать материал, отражающий разные языковые явления.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся должны знать и понимать
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
обучающиеся должны уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, а также анализировать структуру и языковые особенности текста;
- понимать цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию;
- создавать тексты различных стилей и типов;
- применять различные приёмы сжатия текста;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); активно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей деятельности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать на практике основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Содержание изучаемого курса
Введение. Особенности новой формы государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников 9 классов.
Содержание работы. Трёхчастная структура контрольно-измерительных материалов. Проверяемые виды компетенций. Знакомство с демонстрационным вариантом. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Трудности при написании сжатого изложения по прослушанному тексту.
Проверяемые умения выпускников. Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.
Критерии оценивания изложения. Трудности в применении приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).
Основные недочёты в работах выпускников. Типология речевых ошибок.
Приёмы редактирования текста, устранения речевых ошибок и недочётов.
Трудности в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Проверяемые умения выпускников.
Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему; языковые особенности. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.
Критерии оценивания сочинения. Основные недочёты в работах выпускников.
Приёмы литературной правки и редактирования (смысловой и стилистический отбор лексических средств; устранение канцеляризмов и штампов; плеоназм и тавтология; благозвучие речи; использование фразеологических средств).
Трудные случаи применения правил орфографии и пунктуации.
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Критерии оценивания практической грамотности выпускника. Типология орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Трудные случаи в применении орфографических правил. Трудные случаи в применении пунктуационных правил. Правила-помощники. Приёмы литературной правки и редактирования.
Заключительные занятия по курсу.
Диагностическая работа. Анализ ошибок.
Литература
1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Пунктуация. М., 2000.
2. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2011.
3. Гольдин З., Светлышева В. Русский язык. Школьный курс 150 схемах и таблицах: Словарь-справочник. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2012 .
5. Евграфова С.М. Секреты изложения // русский язык, № 34/1999; № 10/2000; № 12/2001.
6. Егораева Т.Г. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2012.
7. Егораева Г.Т. Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения. Презентация Егораевой Г.Т. с упражнениями на освоение приемов сжатия текста Автор: Егораева Г.Т. Источник: Диск `Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Издательство «Экзамен».
8. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М.: Высшая школа. 1999.
9. Мамона Т.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс./ М., «Экзамен». 2013.
10. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме. Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2011.
11. Розенталь Д.С. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис-Пресс, 2006.
12. Сенина Н.А. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2014.
13. ФГОС. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь:7 класс/ Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012.
14. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2011.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Коли
чество
часов Дата Приме
чание
По плану Факти
чески 1 Вводное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство с образцами КИМов, учебными пособиями, предназначенными для проведения письменного экзамена в 9 классе. 1 2 Организация и технология проведения ГИА по русскому языку в новой форме. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. 1 3 Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. 1 4 Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Практическая работа 1: Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. 1 5 Приемы сжатия текста. Практическая работа 2: Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. 1 6 Приемы сжатия текста. Практическая работа 3: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. 1 7 Написание сжатого изложения. 1 8 Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему. 1 9 Учимся формулировать тезис. 1 10 Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста. 1 11 Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. 1 12 Практическая работа 4: Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. 1 13 Практическая работа 5: Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. 1 14 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. 1 15 Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос. Задание А1. 1 16 Лексическое значение слова. Задание А2. 1 17
18 Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. Задание А3.
Звуки речи и буквы. Звуковой анализ слова. Задание А4. 1
1 19 Правописание безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся). Задание А5. 1 20 Правописание приставок. Задание А6. 1 21 Правописание суффиксов. Задание А7. 1 22 Синонимы. Виды синонимов. Антонимы. Задание В1. 1 23 Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания. Задание В2. 1 24 Грамматическая основа предложения. Задание В3, В6. 1 25-26 Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Задание В 4. 2 27 Предложения с вводными словами и обращениями. Задание В5. 1 28 Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Задание В7. 1 29 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Задание В8. 1 30 Сложные предложения с различными видами связи. Задания В9. 1 31 Тест в форме ГИА. 1 32-34 Диагностическая работа в форме ГИА. Анализ работ. 3