Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе К тайнам слова: занимательная этимология



Результаты освоения курса внеурочной деятельности по русскому языку
«К ТАЙНАМ СЛОВА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ»
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
Учащийся научится Учащийся получит возможность научиться:
Раздел «Звучащая строка»
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности -опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
-выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
-извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Разделы «Таинства лексики», «Слово о словах»
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. - объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-  опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
-  извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
2. Формы проведения занятий:
практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая
3. Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
4. Учебно-иссследовательская и проектная деятельность:
В соответствии с требованиями ФГОС планируемые результаты освоения ООП ООО достигаются как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности во внеурочной деятельности по русскому языку в соответствии с ООП ООО являются: исследовательское и творческое.
Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Название проектов, осуществляемых в рамках данной программы:
«История одного слова»
«Имена нашего класса»
«Музей одного слова»
«Откуда есть пошли фамилии».
5. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе:
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе обеспечивается следующим образом:
1. использование электронных словарей, справочников;
2. создание презентаций;
3. поиск необходимой информации с использованием 1-2 сайтов;
4. использование на уроках обучающих CD и DVD-дисков по русскому языку.
Содержание программы «К тайнам слова: занимательная этимология»
Тема 1. Вводное занятие. Проведение диагностики словарного запаса учащихся. (1ч.)
Звучащая строка (6 часов)
Тема 2. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 3.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 4. Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 5. Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 6. Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 7. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Таинства лексики (18 часов)
Тема 8. Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Знакомство с термином «лексика». Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 9. О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 10. Об одном и том же - разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 11. Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 12. Фразеологизмы – это... (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятия «фразеологизмы», «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 13. Происхождение фразеологических оборотов. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 14. Слова-иностранцы. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 15. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина.
Тема 16. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А.С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 17. Слова уходящие. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов-архаизмов. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды архаизмов.
Тема 18. Слова – новички. (1ч.)
Знакомство со словами - новичками. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 19. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Тема 20. Словарь - грамотей. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 21. Научная этимология. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».
Тема 22.Этимологический словарь. (1ч.) Работа с этимологическим словарем.
Слово о словах (12часов)
Тема 23. Какие бывают имена?
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 24. Древнерусские имена.
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка.
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Отчество и фамилия.
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 27. Черты характера и чувства. В чём разница? (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема 28. Надо ли останавливаться перед зеброй?
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Тема 29. Времена года.
Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси.
Тема 30.Капитан и капуста.
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема 31. О том, что мы носим
Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.
Тема 32. Растения – почему их так называют?
Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.
Тема 33. Птицы и звери – почему их так называют?
Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.
Тема 34. Итоговое занятие.
Выступления учащихся – защита проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Наименование раздела (темы), тема урока Количество
часов Дата
План. Факт.
1 Вводное занятие. 1 Звучащая строка (6 часов)
2 Что такое орфоэпия? 1 3 Что такое фонография или звукозапись? 1 4 Звуки не буквы! 1 5 Звучащая строка. 1 6 Банты и шарфы. 1 7 «Пигмалион» учит орфоэпии. 1 Таинства лексики (15 часов)
8 Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. 1 9 О словарях, которые рассказывают об истории слов. 1 10 Об одном и том же - разными словами. 1 11 Слова – антиподы. 1 12 Фразеологизмы – это… 1 13 Происхождение фразеологических оборотов. 1 14 Слова-иностранцы. 1 15 «Он весь свободы торжество». 1 16 Мы говорим его стихами. 1 17 Слова уходящие. 1 18 Слова– новички. 1 19 Паронимы, или ошибкоопасные слова». 1 20 Словарь - грамотей. 1 21 Научная этимология. 1 22 Этимологический словарь. 1 Слово о словах (12 часов)
23 Какие бывают имена? 1 24 Древнерусские имена. 1 25 Смуглая Чернавка. 1 26 Отчество и фамилия 1 27 Черты характера и чувства. В чём разница? 1 28 Надо ли останавливаться перед зеброй? 1 29 Времена года 1 30 Капитан и капуста. 1 31 О том, что мы носим 1 32 Растения – почему их так называют 1 33 Птицы и звери – почему их так называют? 1 34 Итоговое занятие. 1 Список литературы:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных. – М.: «МИЧ» при участии АО «СТОЛЕТИЕ», 1998. – 392 с.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-6 классы / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.
Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.
Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 кл.: Кн. Для учителя / Т.А. Костяева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002. – 223 с.
Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)
Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред. Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с.
Шипицына Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения. 5кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 208 с. (Дидактические материалы)
Словари русского языка:
Агеенко Ф.А., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1960г. – 216 с.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448 с.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. - 2-е изд., доп. -М.: Худ. лит-ра, 1960. - 751 с.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с.
Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.
Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.
Горбачевич К.С. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – М., 1973. – 216с.
Горяев Н.В. Сравнительный этимологический словарь русского языка.- Тифлис, 1896. - 443 с.
Грамматическая правильность русской речи / Л.К. Граудина, В.А.Ицкович, Л. Пкатлинская; Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко,Л.И. Скворцова. – М.: Просвещение, 1976. – 395с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006.
Допалчев В. Опыт словаря неправильностей в русской разговорной речи. – М., 1886. – 364с.
Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448 с.
Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. – М., 1977. – 405с.
Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с.
Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с.
Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1972. - 670 с.
Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 469с.
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. - М.: Просвещение, 1978. - 437 с.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
Максимов С. Крылатые слова. - М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с.
Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-ЛИТ», 2012. – 1376 с.
Орфографический словарь русского языка: 106.000 / АН СССР, Ин-трусского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. - 15-е изд. - М.: Рус.яз., 1978.-480 с.
Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288с.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319с.
Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь. – М.: Просвещение, 1961. – 259с.
Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. – М., 1910 -1914.
Розенталь Д.Э., Толенкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1976. – 680с.
Рохманова Л.И. Трудности русского языка. – М., 1974. – 438с.
Русское литературное произношение и ударение: 52.000 слов / АНСССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. Р.И. Аванесова и СИ. Ожегова. – М.,1955. – 708 с.
Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.М. Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: Наука, 1981. – 696 с.
Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Энциклопедия, 1941. – 784с.
Словарь лингвистических терминов 2012. http://linguistic-dictionary.info/word/jA/Jazk-179.html
Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. /АНСССР. М., 1950-1965.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1978. – 365с.
Ушаков Д.Н. Орфографический словарь: 10.000 слов. – М., 1938. - 250с.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. - 38-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. - 224 с.
Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
Фасмер И.Р. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – М., 1970.
Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Воинова, В.П. Жуков, А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова. - М.: Сов. Энциклопедия,1968.-543 с.
Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.
Электронный словарь сокращений, на конец 2011 года виртуальное издание содержит более 130 000 сокращений и аббревиатур. http://sokr.ru.
Этимологический словарь славянских языков, вып. 1-А. Под ред. Трубачева О.Н. - М., 1974. - 316 С.
Этимологический словарь русского языка / В.В. Виноградов, О.С.Ахманова, Р.А. Будагов, Э.В. Севортян, Н.С. Челоданов; Под ред. Н.М.Шанского. - М., 1972. - 215 с.
Этимологический словарь русского языка / Под ред. Шанского Н.М. - М.: Прозерпина: ТОО «Школа», 1994. - 621 с.