Рабочая программа внеурочной деятельности 2 кл «К тайнам нашего языка»


Рабочая программа внеурочной деятельности
«К тайнам нашего языка»
Пояснительная записка
Курс «К тайнам нашего языка» составлен для обучающихся 2-х классов.
На проведение занятий в каждом классе отводится 102 часа-3 часа в неделю.
Цель: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
-способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
-расширить лингвистический кругозор;
- воспитывать языковое чутьё;
-повышать общую языковую культуру;
-развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
-выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные уч-ся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность- одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям курса. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уч-ся, развивает любознательность. Для уч-ся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес уч-ся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Методы и формы организации занятий.
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями уч-ся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающие эмоции удивления, радости «открытия».
Формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия. Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей уч-ся.
Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.
Ожидаемые результаты обучающихся:
- применение полученных знаний и умений на практике;
-участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;
-умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
В программе выделено 6 разделов, подчиняющихся общему направлению курса.
Первый раздел «Фонетика» даёт уч-ся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Уч-ся на примере стихов и рассказов детских писателей знакомятся с характером гласных и согласных, ударных и безударных звуков. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.
Раздел «Словообразование» расширяет представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Здесь знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.
В разделе «Орфоэпия. Орфография» уч-ся развивают внимание, память, обогащают словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.
Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе уч-ся шире знакомятся с морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. Используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Раздел «Пунктуация» вводит уч-ся в мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.
Раздел «Лексика» расширяет лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Уч-ся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.
Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требование к тому, что должны знать и уметь
Содержание программы(102 часа)
Главная цель программы 2 класса: развитие интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.
Задачи:
-воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;
-углубление знаний о лексике, фонетики и грамматики русского языка;
-развитие речи, мышления и воображения.
Фонетика(20часов)
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.
Морфемика(20 часов)
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Морфология(20 часов)
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.
Орфография(21час)
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.
Лексика(21 час)
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса.
Обучающиеся должны:
Иметь представление:
-о происхождении слов русского языка;
-о словарях русского языка(толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);
-о прямом и переносном значении слов;
-о многозначных и однозначных словах.
Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаимзы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.Уметь:
-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
-выполнять фонетический разбор слова;
-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;
-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Элементы содержания Основные понятия
Раздел 1 Фонетика 20 часов.
1 По законам графики, или звуки и буквы 4
2.09.2.8.9. Что изучает фонетика. Звуки и буквы. Игра «Превращение слов». Метаграммы. Цепочки слов. Творческое задание для самостоятельной работы Фонетика.
Звуки и буквы.
Метаграммы. Загадка
2 По порядку становись! 3
9.15.16.16 Загадки об алфавите. Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке. Закодированные слова. Групповое творческое задание «Замени одним словом» Алфавит
Загадка
3 Буквы в слове переставим -много новых слов составим! 4
22.23.23.29 Творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». Стихотворные анаграммы и анаграммы-перевёртыши. Буквы
Звуки
Анаграммы
4 Какие они разные – гласные -согласные 4
6.7.30.30. Звуковые образы или звукопись. Транскрипция слов и предложений. Составление предложений с использованием звукописи. Логическая занимательная игра со словами. Игра-конкурс «Кто знает больше разных слов?» Гласные и согласные звуки
Транскрипция
Звукопись
5 Удар! Ещё удар! 3
7.13.14
Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные».Задания: «Выбери правильный
безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова» Ударение
Ударные и безударные звуки
Шарада
6 Привет, страна Олимпия! 2
14.20 Задания: «Поставь ударение», «Звуковая одежда и буквенный костюм», игра «Рассыпанные слоги» (составление слов из разрозненных слогов). Загадки – шарады. Вопросы – шутки. Раздел 2 Морфемика 20 часов
7 Морфемы и их роль в словах 4
21.21.27.28. Работа со стихотворением, в котором пропущены слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы. Кроссворды Морфема
Кроссворд
8 Смотри в корень! 3
28.10.11 Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово». Корень слова
9 К кому и зачем пристают приставки? 4
11.17.18.18 Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра»Лишнее слово»(учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки» Приставка
Ребус
10 Суффикс - звучит загадочно… 3
24.25.25 Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему» Суффикс
11 Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения. 3
1дек2.2 Калейдоскоп. Игра «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова» Сложные слова
Калейдоскоп
12 Покой морфемам только снится 3
8.9.9. Чередование гласных и согласных букв в морфемах. Основа плюс морфема, или как делают слова? Словообразовательная цепь. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Задание: «Подбери к схеме слово». Словообразование
Чередование звуков
Раздел 3 Морфология 20часов
13 Где живут слова и как они находят место? 4
15.16.16.22
2 полугодие Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?». Работа с текстом Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (Определить части речи). Задания: «Отгадай сказку» «Найди имена собственные» «Раздели слова на группы», Морфологи
Части речи
Грамматическое значение слов
14 Существительное – значит существует 3
Ребусы. Задания: «Составь слово» , «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово- рифму», «Отгадай слов по его определению», Имя существительное
Ребусы
15 Живое – неживое.
С душою или без? 3 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания: «Раздели слова на группы», « Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы.
Одушевлённый и неодушевлённый
Чайнворды
16 Встреча с именами прилагательными 4 Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков. Имя прилагательное
Поговорки
Эпитеты
17 Глагол – часть речи или речь? 4 Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд. Глагол
Рифма
18 Привет, страна Олимпия! 2 Задания: «Образуй слово, добавляя одну лишь букву» «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы – синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица. Раздел 4 Орфография 21 час.
19 Законы орфографии 4 Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов», Орфограмма
20 Непроизносимые согласные или звуки потерялись. 4 Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки», Непроизносимые согласные
21 Встреча с именами собственными 4 Имена собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). Загадки - логорифы.
Имена собственные и нарицательные
Логорифы22 Весёлая путаница частей слова и речи 4 Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады. Приставка
Предлог
Шарада
23 Дружба звуков или кое-что о парных согласных. 3 Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов. Парные согласные
24 Привет, страна Олимпия! 2 Конкурсы – задания: «Объясни одним словом», «Грамотей», «Составь слово», «Четвёртый лишний», «Поэтическое буриме». Буриме
Раздел 5 Лексика 21час
25 Словарь или вселенная в алфавитном порядке 2 О значениях прекрасных разных. Толковый словарь и лексическое значение слова. Замена определения и толкования слов одним словом на заданную букву. Лексика
Словарь
26 Поговорим о происхождении или этимология слова 2 Калейдоскоп. Значение и этимология слова. «Ложная», или «народная», этимология Этимологи
Калейдоскоп
27 Однозначные и многозначные слова 2 Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова в стихотворении И. Токмаковой, толкование значения этих слов. Задание: «Допиши слова, поясняющие многозначность предложенных слов». Однозначные и многозначные слова
28 Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов 2 Омонимичность слов. Игра: «Подбери к рисунку слово». Одинаково звучащие слова, которые являются разными частями речи. Слова-омонимы в стихотворении Я.Козловского. Шуточные вопросы. Омонимы
29 Дружба слов.
Встреча с синонимами 2 Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару». Задание: «Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв» Синонимы
30 Когда значения спорят или кое-что об антонимах. 2 Загадки. Задания : «Подбери антонимы, обозначающие время, пространство, качества, черты характера». Игра: «Найди антоним, подбери синоним». Задание: «Вставь пропущенные антонимы в пословицы и поговорки» Антонимы
31 Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах 2 Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Архаизмы
32 Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость 3 Фразеологизмы-синонимы. «Фразеологический зверинец» - задание: «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы. Фразеологизмы
33 Слово плюс слово – пословица готова… 2 Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу». Пословица
34 Привет, страна Олимпия! 2 Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Играй, да дело знай»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть кружок «Играй, да дело знай», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучаю щихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся 2-го класса, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Он построен на основании методик Г.А.Бакулиной, Зака, Е.В.Языкановой и О.Холодовой по развитию интеллектуальных способностей младших школьников. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Решая проблему развития пространственного мышления в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок ориентировался на общекультурные цели обучения геометрии и стремится развивать у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.
Цели: Дать материал для умственной гимнастики , тренировки сообразительности и находчивости.
Задачи:Отрабатывать арифметический и геометрический навык.
Подготовить ум для более «серьезной работы».
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Характер материала определяет назначение кружка:
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является , безусловно , основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме.
Занимательный материал

Развлечения Математические (логические) игры, задачи, упражнения. Дидактические игры и упражнения

Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы «Танграм», «Пифагор», «Внимание», «Кубики для всех», «Палочки» С блоками, кубиками, палочками, полосками на включение, нахождение. Шашки Словесные С наглядным материалом Словесные
Обоснование актуальности кружка и возможности её реализации.
Программа «Играй, да дело знай» рассчитана на ребят 7-9 лет. Она призвана формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.Принципы реализации программы:
Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку.
Коллективизм.
Креативность (творчество).
Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка.
Научность.
Сознательность и активность учащихся.
Наглядность.
Формы:
Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.
Методы:
Взаимодействие.
Поощрение.
Наблюдение.
Коллективная работа.
Игра.
Приемы:
Анализ и синтез.
Сравнение.
Классификация.
Аналогия.
Обобщение.
Ожидаемые результаты:
Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» и т.д.
Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур.
Отличать кривые и плоские поверхности.
Доказывать способ верного решения.
Опровергать неправильное направление поиска.
Уметь читать графическую информацию.
Дифференцировать видимые и невидимые линии.
Конструировать геометрические фигуры.
Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы.
Уметь различать существенные и несущественные признаки.
Общая характеристика курса .Курс «Играй, да дело знай» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –
это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Факультатив «Играй, да дело знай» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму работы командами.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 102 часа в год с проведением занятий 3 раза внеделю, продолжительность занятия 30-35 минут.
Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности , не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор
воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены
в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный» конструктор.
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
Количество часов – 102 (3 часа в неделю).
Форма проведения занятий - урок.
Составные части урока:
Разминка (3-5 минут).
Основной задачей данного этапа является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку достаточно легкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность и быстроту реакции.
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей(памяти, воображения, внимания, мышления)(15 минут).
Задания несут соответствующую дидактическую нагрузку, позволяющую углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания.
Весёлая переменка (3-5 минут).
Динамическая пауза развивает двигательную сферу учащихся, развивает умение выполнять несколько заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15-20 минут)
Штриховка предметов, построение при помощи трафаретов - это способ развития речи, так как попутно составляются минирассказы по теме, работают над словом, словосочетанием, предложением.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Дата провед. Тема Кол. часов Примеч.
1 Вводное занятие 1 2 Логические цепочки 2 3 Магические квадраты 2 4 Занимательная геометрия 4 5 Задачи в стихах 2 6 Наглядная геометрия 2 7 Игра «На лесной полянке» 2 8 Математический тренажёр 4 9 Нестандартные задачи 4 10 Головоломки 2 2 четверть
11 Задачи повышенной сложности 4 12 Блиц - турнир по решению задач 2 13 Задания на логическое мышление 4 14 Задания олимпиадного характера 4 15 Игра «Сто к одному» 2 16 Логические задачи 2 17 Забавная геометрия 3 18 Математический КВН 2 19 Решение задач на логику 4 20 Игры с таблицей сложения 2 21 Решение нестандартных задач 2 22 Логические задания 4 23 Занимательная геометрия 4 24 Волшебные превращения цифр 4 25 Математическая игра 2 26 В царстве смекалки 4 27 Задачи повышенной сложности 4 28 Наглядная геометрия 4 29 Игры с таблицей сложения 2 30 Блиц – турнир по решению задач 2 31 Игра «Кто хочет стать миллионером?» 2 32 Решение нестандартных задач 2 33 В гостях у Винни Пуха 4 35 Математические игры с Колобком 4 35 Математический КВН 2 36 Математические игры и тренажёры 2 Используемая литература
№ п/п Учебники, пособия, методическая, дидактическая литература, материалы (автор, название, год издания, кем допущен или рекомендован, издательство)1.
2. «Подумаем вместе». Сборник тестов, задач, упражнений. Н.К.Винокурова. Издательство «Росткнига», 2011 г.
3. О.Холодова Издательство «Росткнига», 2011 г «Тесты»
4. Задания по развитию творческих способностей. О.Холодова Издательство «Росткнига», 2010 г
5. Развитие познавательных способностей младших школьников. О.Холодова Издательство «Росткнига», 2011 г
6. Г.Г.Левитас «Нестандартные задачи по математике» 1-4 кл7. А.В.Полякова «Превращения слов»
8. Е.И.Игнатьев «Математическая смекалка»
9. И.Г.Сухин «Литературные викторины, тесты»
10. В.Волина «Думай, решай, пробуй»
11. А.З.Зак «600 игровых задач»
12. И.Н.Кандауров «Решаем задачи по математике»
3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Играй, да дело знай»
(Развитие познавательных способностей)
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей» составлена на основе программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей»:· Рабочая тетрадь в 2-х частях. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О. Холодова — М.: РОСТ — книга,2011.· Методическое пособие для учителя. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О. Холодова — М.: РОСТ — книга, 2011.Учебный факультатив изучается в 1-4 классах, рассчитан на 34 часа в год.Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, включающих познавательные игры. Основные задачи курса:1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.Построение курсаДанный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя
простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6–10 лет, часть – составлена автором пособия. В процессе выполнения  каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Все задания условно можно разбить на несколько групп:– задания и игры на развитие внимания.– задания и игры на развитие памяти.– задания и игры на совершенствование воображения.– задания и игры на развитие логического мышления.Задания и игры на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.Задания и игры, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.Задания и игры на развитие и совершенствование воображенияРазвитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:· дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;· выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;· вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);· выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;· выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного
рисунка;· деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;· складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигурТакже включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).Задания и игры, развивающие мышлениеПриоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности курсаПознавательный аспектФормирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.Развивающий аспектРазвитие речи.Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.Развитие сенсорной сферы.Развитие двигательной сферы.Воспитывающий аспектВоспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).Основные принципы распределения материала:1) системность – задания располагаются в определенном порядке; 2) принцип «спирали» – через каждые 7 занятий задания повторяются ;3) принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются;4) увеличение объема материала;5) наращивание темпа выполнения заданий;6) смена разных видов деятельности.Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.Содержание занятияМетоды и приемы организации учебной деятельности второклассников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того
или иного задания. На занятие во втором классе отводится 30-35 минут. Рекомендуемая модель занятия:«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2–3 минуты).РАЗМИНКА (3–5 минут).Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов.ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (15 минут).Материал, включенный в раздел «Задания на развитие внимания», имеет своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант. В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (работа со спичками); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша; на отгадывание изографов; на разгадывание ребусов.ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3–5 минут).ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ – (10 — 15 минут).Во 2 классе, с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников, предлагаются задачи логического характера. Продолжается совершенствование умений сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения; делать заключение из двух суждений… Продолжается формирование умений делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ – (5 минут). В целях развития логического мышления учащимся нужно предлагать задачи, при решении которых им нужно самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Поэтому в занятия включены задачи «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. Поэтому в занятия включены задачи «на выведение». Общий смысл этих задач заключается в поиске суждения, непротиворечиво следующего из данных суждений.Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 1, данные в которую заносятся на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребятДля оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;· поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;· косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курсаЛичностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.- Учиться работать по предложенному учителем плану.- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД:- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).- Добывать новые знания:находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - Перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате совместной работы всего класса.- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).Коммуникативные УУД:- Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).- Слушать и понимать речь других.- Читать и пересказывать текст.- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. — описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;-выделять существенные признаки предметов;-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;-классифицировать явления, предметы;-определять последовательность событий;-судить о противоположных явлениях;-давать определения тем или иным понятиям;-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;-выявлять функциональные отношения между понятиями;-выявлять закономерности и проводить аналогии. Контроль и оценка планируемых результатовВ основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.Первый уровень результатов— приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:· Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
· Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;— пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.· Итоговый контроль в формах:
-тестирование;-практические работы;-творческие работы учащихся;Контрольные задания.· Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания — незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Содержание курсаВ основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и
существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Место курса в учебном плане.
На занятия отводится 68 часов (2 часа в неделю). Продолжительность занятия во втором классе - 30-35 минут.
Календарно-тематическое планирование
№п/п Тема Кол.
часов Планир. дата Прим.
1 Вводное занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.
1 2 Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. Игра «Одинаковое – разное у двух - 1».
2 3 Логические задачи на развитие аналитических способностей. Игра «Так же как…»
1 4 Тренировка слуховой памяти. Игра «Шаги - 1».
1 5 Логические задачи на развитие способности рассуждать. Игра «Перестановки – 1». 1 6 Тренировка зрительной памяти. Игра «Перестановки – 2».
1 7 Логические задачи на развитие аналитических способностей. Игра «Передвижения - 1».
1 8 Поиск закономерностей. Игра «Одинаковое – разное у двух - 2».
1 9 Логические задачи на развитие способности рассуждать. Игра «Шаги - 2».
1 10 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Игра «Сходство, различие.»2 11 Развитие логического мышления . Игра «Прыжки - 1».
1 12 Логические задачи на развитие способности рассуждать. Игра «Шаги – 3». 2 13 Развитие концентрации внимания. Игра «Перестановки - 2».
1 14 Логические задачи на развитие аналитических способностей. Игра «Прыжки – 2». 1 15 Тренировка внимания. Игра «Одинаковое – разное у двух - 3» 2 16 Логические задачи на развитие способности рассуждать. Игра «Передвижения - 2».
1 17 Тренировка слуховой памяти. Игра «Совпадения». 1 18 Логические задачи на развитие аналитических способностей. Игра «Прыжки - 2». 1 19 Тренировка зрительной памяти. Игра «Родственники». 1 20 Логические задачи на развитие умения рассуждать. Игра «Прыжки - 3». 1 21 Поиск закономерностей. Игра «Перестановки - 3».
1 22 Логические задачи на развитие аналитических способностей. Игра «Обмены» 1 23 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Игра «Одинаковое – разное у трех – 1». 2 24 Развитие логического мышления. Игра «Обмены – 2». 1 25 Решение логических и творческо-поисковых задач. Игра « Соседний, через один».1 26 Развитие концентрации внимания. 1 27
Логические задачи на развитие способности рассуждать. Игра «Родственники». 1 28 Тренировка внимания. Игра «У кого что?» 1 29 Логические задачи на развитие аналитических способностей. Игра «Одинаковое – разное у двух – 2». 2 30 Тренировка слуховой памяти Игра «Шаги, прыжки – 3». 2 31 Логические задачи на развитие способности рассуждать. 1 32 Тренировка зрительной памяти. 1 33 Логические задачи на развитие аналитических способностей. Игра «Раньше, позже». 1 34 Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Игра «Ближе, левее». 2 35 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Игра «Перестановки – 3». 2 36 Развитие логического мышления. Игра «Старше – моложе». 1 37 Тренировка концентрации внимания. Игра «У кого что?» 1 38 Логические задачи на развитие аналитических способностей. Игра «Что происходит?» 1 39 Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Игра «Одинаковое – разное у трех - 1». 2 40 Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Игра «Шаги - 3». 2 41 Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Игра «Одинаковое – разное у трех - 1». 2 42 Поиск закономерностей. Игра «Шаги, прыжки - 1».
1 43 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Игра «Ближе, левее». 2 44 Развитие логического мышления. Игра «Шаги, прыжки - 2». 1 45 Развитие концентрации внимания. Игра «Родственники». 1 46 Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. Игра «Шаги, прыжки - 2». 1 47 Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. Игра «Одинаковое – разное у двух - 3». 2 48 Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. Игра «Шаги, прыжки - 3». 2 49 Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Игра «Одинаковое – разное у трех-3». 2 50 Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. Игра «Что происходит?» 2 51 Итоговое занятие 1 Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса. В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.Метапредметных результататов:Регулятивные УУД:- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.- Учиться работать по предложенному учителем плану.- Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД:- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).- Добывать новые знания:находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - Перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате совместной работы всего класса.- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).Коммуникативные УУД:- Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).- Слушать и понимать речь других.- Читать и пересказывать текст.- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).Предметных результатов:— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;-выделять существенные признаки предметов;-сравнивать между собой предметы, явления;-обобщать, делать несложные выводы;-классифицировать явления, предметы;-определять последовательность событий;-судить о противоположных явлениях;-давать определения тем или иным понятиям;-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;-выявлять функциональные отношения между понятиями;-выявлять закономерности и проводить аналогии. Список литературыдля учителя:· О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ — книга,2011.· О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Методическое пособие для учителя.- М.: РОСТ — книга,2011.для учащихся:· О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ — книга,2011.