Беседа на тему «Культура разговорной речи»

МБОУ «БАЛТАСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»












Б Е С Е Д А



тема: « У меня зазвонил телефон »
( 1 класс)













Выполнила:
воспитательница продленной
группы Карипова Г.А.









2014


ЦЕЛЬ:
Познакомить с правилами общения по телефону, с формулами речевого этикета, используемыми в данной ситуации, и научить соблюдать их.

ОБОРУДОВАНИЕ БЕСЕДЫ:
Детские телефонные аппараты, рисунки учащихся, плакаты: «Правила общения», «Формулы телефонного этикета», выставка книг по речевому этикету и общения.

ХОД БЕСЕДЫ:
Ребята мы живем среди людей. Все наши радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене - происходит общение.
А для чего надо уметь общаться, как вы думаете?
Мы знаем, что у общения есть свои правила.
Да, общение по телефону это тоже искусство, которому надо учиться.
Сегодня на уроке мы будем говорить о правилах телефонного общения.

Тема нашей беседы « У меня зазвонил телефон »
А сейчас проведем небольшой опрос.
Поднимите руки, у кого дома есть телефон.
Часто ли вы пользуетесь им?
В каких ситуациях вы пользуетесь им?
Как мы убедились, телефон активно входит в нашу жизнь, занимает большое место в общении людей. Но все ли умеют использовать это удобное средство? Знаем ли мы, как вести беседу по телефону? Этому мы будем учиться сегодня.
Рассмотрим три главные ситуации:
вы собираетесь позвонить;
вы позвонили;
вам позвонили;
Поговорим о том, как вы будете действовать в этих жизненных ситуациях, какие правила и формулы телефонного этикета станете использовать.

Ситуация первая:

Вы собираетесь позвонить.
Есть такая популярная песенка: «три минуты, три минуты – это много или мало?»
Именно три минуты узаконена как норма для телефонного разговора из автомата, и уважение этим три минутам начинается с обдумывания: звонить или не звонить?
Для телефона ли тот разговор, который вы собираетесь вести, требует ли дело срочного решения или может подождать до личной встречи, не поздно (или не рано) ли тревожить людей звонком?
И так правило первое: «Если можно обойтись без звонка, то звонить не следует».
Соблюдают ли правило, с которым мы познакомились, герои рассказа Е.Носова «Телефон»?
Напомню сюжет: два мальчика купили в магазине игрушечные телефоны, по которым можно разговаривать, как по настоящим. И вот все сделано. Какой же разговор у них получился?
-Алло!
-Алло!
-Давай разговаривать.
-Давай. А о чем?
-Ну о чем? О чем-нибудь.
-Ну?
-Что ну?
-Чего же ты не разговариваешь?
-А ты почему не разговариваешь?
-Да я не знаю о чем разговаривать!

Вывод: этот разговор был пустым времяпровождением. Никогда не следует звонить друг другу без цели.
Но вот вы решились позвонить, считая, что разговор не терпит отлагательств. И в этом случае не торопитесь поднять трубку. Есть еще одно правило: «Продумай тон и содержание разговора!»






Ситуация вторая:

Вы позвонили.
Наконец, вы набираете номер. Какие правила речевого общения надо соблюдать при этом?
Третье правило:
«Разговаривай кратко, вежливо и только по делу».
А что значить вежливо?
Это значит, что надо:
-поздороваться;
-обратиться к человеку по имени;
-представиться самому.
Есть еще одно правило. Вы, я думаю, назовете его сами, посмотрев на эти шутливые рисунки. (На одном рисунке девочка сидит на телефоне, на другом она же висит на нем).
Что изображено на них? Что значат выражения – «висеть на телефоне, сесть на телефон»?
(Разговаривать часто и подолгу)
О каком правиле надо помнить, разговаривая по телефону?
(Учащиеся сами формируют правило)
«Не следует без нужды часто и подолгу разговаривать по телефону».

Хорошо. Правило мы записали, запомнили. Но надо знать еще формулы телефонного этикета, т.е. вежливые слова. Давайте повторим их.
Формулы приветствия:
-Здравствуй(-те)!
-Добрый вечер(день, утро )!
-Привет!
Формулы прощания:
-До свидания!
-Пока!
-Прощай!
-Привет!
-До встречи!


Ответ снявшего трубку:

-Алло!
-Я слушаю!
-Я у телефона
Важно не только знать правила и формулы телефонного этикета, но и уметь правильно использовать их.

А теперь мы с вами попрактикуемся в построении разговора по телефону в соответствии с правилами телефонного этикета.
Сначала – орфоэпическая пятиминутка. Прочитайте вслух слова, написанные на доске: звонит, позвонит, перезвонит.

Запоминайте, во всех этих глаголах ударение падает на окончание. Повторим хором эти слова

Решение ситуационных задач.


Задача № 1
Девочка звонит заболевшей подруге. Как построить разговор в данной ситуации? С чего надо начать разговор?
Какие варианты приветствия будем использовать? Надо ли себя назвать?
О чем девочка должна спросить в первую очередь?
Хорошо. А сейчас представьте, пожалуйста, свои варианты разговора.
Пример разговора по телефону, описанный писателем: «У меня зазвонил телефон. Я снял трубку. «Кто?- кратко и без предисловий громыхнуло оттуда. – С кем я говорю?». Тронутой простотой общения, я несколько растерялся и, не подумав как следует, брякнул первое, что обычно приходит в голову при встречи или знакомстве. «Здрасьте, - сказал я. И добавил: - А вам кто нужен?»
- «Что ?- переспросила трубка, в свою очередь, оторопев от моей бестактности. – Куда я попал?» - « Здравствуйте, товарищ, - окончательно зарвавшись, сказал я. – А куда вы хотели попасть?»
В другом конце в панике бросили трубку...».


Задача № 2
Девочка звонит подруге, но ошиблась номером. Как быть в таком случае?
Послушайте три варианта разговора. Какой из них вежливый?
-Алло. Позовите, пожалуйста, Таню.
-Здесь такой нет.
Ответы:
-Извините, а какой это номер?
-Это 21-58-17?
-Извините. Это номер 21-58-17?


Задача № 3
Девочка звонит заболевшей подруге. Но к телефону подходит её мама.
Как может девочка обратится к ней?
С чего начать разговор?
Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»?
Как можно выразить свою просьбу?



Задание:
Составьте свой вариант диалога с мамой подруги.
Решая данные задачи, повторили правила и формулы телефонного этикета. А сейчас попытайтесь с учетом изученного, построить свой разговор по телефону.
Позвоните друг другу на уроке. Ситуативные задачи придумывайте сами.
( Ребята слушают и анализируют диалоги товарищей)
Основные критерии оценки: содержательность разговора, лаконизм, вежливость, отчетливость произношения.








Ситуация третья: «Вам звонят».

Предлагаю вам решить ряд задач. Если вы сможете их решит, значит, вы знаете правила общения в ситуации «Вам звонят».


Задача №1
Позвонили и попросили позвать к телефону вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре?

Задача № 2
Кто-то позвонил, но не назвался. Ваши действия в этой ситуации?

Задача № 3
Кто-то позвонил, но ошибся номером. Как вы поступаете?



Наша беседа подходит к концу. Телефонных разговоров множество, и едва ли их всех можно предугадать, от всех ошибок предостеречь.


Помните, пожалуйста, главное: беседа по телефону должна быть вежливой и доброжелательной, содержательной и краткой.











Литература:

«Эдэплелек дэреслэре» 1-3 сыйныфлар

«Группа, где всем интересно»; В.А. Заворотов.

«Речь младших школьников и пути её развития».
М.Р. Львов

4) « И учеба, и игра: Русский язык»; Г.И. Тарабарина,
Е.И. Соколова.
15