Внеклассное мероприятие Мой Казахстан! Горжусь тобой…


«Мой Казахстан! Горжусь тобой…»
( внеклассное мероприятие )Форма проведения: литературно – музыкальный вечер
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о понятии слова «родина», воспитание любви к своему народу, стране, городу; формирование ответственности перед собой, перед народом, перед Родиной; развитие патриотических чувств и умение их выражать.
Методы: беседа, инсценирование, беседа, выразительное чтение, музыкальное сопровождение – кюи, песни.
- 1 ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть Вас в стенах нашей школы.
- 2 ведущий: Приглашаем Вас на музыкально-литературный вечер «Мой Казахстан! Горжусь тобой…»
Инсценирование песни «С чего начинается Родина?» (песенный вопрос ученика начальных классов старшекласснику, который даёт песенный ответ) –
слайд№1(Родина) – кюй «Сарыарка»-Курмангазы, последовательное построение и создание карты Казахстана. - 1 ведущий: Родина – понятие глубокое, объёмное. Родина – это мать, которая тебя родила и воспитала, это место, где твои друзья, это учителя, которые ведут тебя по жизни и провожают во взрослую жизнь…
- 2 ведущий: А ещё родина – это славная история нашей многонациональной страны, это замечательные, известные люди, которые вложили свой труд, талант, отдали жизнь за счастливое будущее Казахстана.
- 1 ведущий: Родина – это наш шахтёрский город Караганда, город со своей историей и прекрасными людьми!
- 2 ведущий: 2014 год для нашей Караганды – юбилейный год. 10 февраля 1934 Караганда получила официальный статус города. В этом году любимому городу исполняется немного, немало - 80 лет. Мы любим и гордимся своим городом, который растёт и хорошеет у нас на глазах! А эти поэтические строки посвящаются тебе, родная Караганда! ( слайд №2 - Караганда)
- 1 чтец: ( стих. на казахском языке )

- 2 чтец:
Средь бескрайних казахских степей
Вырос город Отчизны моей,
Город солнечный, город большой,
С доброй, щедрой, открытой душой.
Этот город нас вместе собрал,
Он судьбой и надеждою стал,
На большие дела вдохновил,
И мечту, и любовь подарил.
Дуют ветры надежды в стране
Сколько нового в Караганде!
Город мой хорошеет, цветёт,
Миролюбия дух в нём живёт.
Голубеет рассвет над землёй,
Просыпается город родной,
Здравствуй, милая Караганда!
Здравствуй ныне и завтра, всегда! ( Л. И. Салтанова)
- «Вальс Караганды» - песня
3 чтец: стихотворение М. Шаханова « Четыре матери» на казахском и русском языках. (Айбек-Ернур)
1 ведущий: Сегодня мы будем говорить о четырёх матерях, о которых так патриотично, пафосно-воодушевлённо воспел талантливый сын казахского народа М. Шаханов. Казахстан – это многонациональное государство, где проживает более ста различных этносов. Ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День языков народов Казахстана. По моему мнению, этот праздник уникален, вряд ли найдётся такая страна, где бы отмечалось такое событие такого масштаба. В основе многонационального праздника лежит такая идея: язык – это часть духовного наследия всего человечества, а каждая культура - это бесценный вклад в мировую цивилизацию. Правильно ли я рассуждаю?
2 ведущий: Несомненно, ты права! Язык – это лучший посредник для установления дружбы и согласия. Чем больше языков мы изучим, тем больше мы будем знать. Ни один язык мира не направлен на разрушение, вражду, ненависть. Как мы знаем, функции языка – общение, познание, дружба и согласие.
4 чтец: Когда с природой я наедине,
То различаю языки земные:
Беседуют деревья в тишине,
Друг с другом птицы говорят лесные.
Есть говор свой у волн вдали,
Насвистывает что-то тихий ветер…
Мне не узнать всех языков земли
За краткий срок, отпущенный на свете.
Так тяжко на земле без языка!
Не высказать ни счастья, ни печали…
Безмолвны горы, долгие года.
О чём они возвысясь, замечтались?
Всё в языке: рожденье, первый шаг,
Любовь и смерть, и жизнь на новом взлёте.
И если вдруг исчезнет мой язык,
То и меня вы больше не найдёте. (А. Шаяхметов)
- таджикский танец
1ведущий: Что можно сказать о языковой политике Республики Казахстан? (слайд №3 – языковая политика РК)
2 ведущий: Во всех школах, кроме государственного языка, изучается русский язык. В основном законе государства – Конституции РК – сказано, что русский язык является языком межнационального общения. Русский язык как один из мировых языков получил широкое распространение в мире. Его изучает, знает почти всё население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с другими народами
( песня «Туған жер») – Мергенбай Аяжан3 чтец: стих « Любой язык по-своему велик…»
1 ведущий: Интересно, сколько на земном шаре насчитывается языков?
2 ведущий: На этот вопрос, я думаю, смогут дать ответ ребята, эрудиты языкознания. Предоставим слово им!
4 ученик: На земном шаре насчитывается примерно пять тысяч языков. Мировыми признаны семь языков: английский, французский, португальский, русский, арабский, испанский, немецкий. Они являются рабочими языками. На любом из этих семи языков могут осуществляться межгосударственные, научные и культурные контакты, проводиться международные встречи, совещания на мировом уровне. «Изучить второй язык – прожить вторую жизнь»- гласит народная мудрость.
5 ученик: А ведь в мире такое большое количество языков. Каждый из них имеет свою историю, прошёл в собственном развитии много ступеней, претерпел немало изменений. И любой национальный язык обладает своими достоинствами. Народ не может быть большим и малым. Это количественное измерение. Родной язык таким измерениям не подлежит. Он всегда великий! Он – образ колыбели, родного очага, родного отечества. Неуважительное отношение к родному языку никого не украшает.
6 ученик: Главное богатство любой страны – человек. У каждого народа свой характер, и он определяет лицо страны. К примеру,
русский характер – это удаль, великая сила, стремительный бег тройки, широта души; казахский характер – это бескрайние степи, байга, щедрость и гостеприимство; английский характер – это пунктуальность, вежливость, аккуратность.Песня под аккомпонент домбры «Желдірме» - Кабдырай Ильяс
1 ведущий: Язык – ключ жизни. Наряду со знанием родного и русского языков, изучают английский язык, так как убеждены, что знание английского языка поможет им стать грамотными, эрудированными, конкурентноспособными во всех отраслях науки и техники.
2 ведущий: И правильно считают. Всё, что люди совершают в мире, совершается про помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть науку, ремёсла, технику, искусство, жизнь.
( песня «Аманат») – Еренгаип Нурболат1 ведущий: В Казахстане единой семьёй живёт 17 млн. человек – представителей более ста национальностей. На казахском, русском, уйгурском немецком, татарском, корейском языках издаются книги и газеты, работают национальные театры, передаются национальные программы радио и телевидения.
2 ведущий: Всех нас, людей разных национальностей, объединяет общее: Мы – народ Казахстана. В этом году мы дружной семьёй отметили 22 годовщину Независимости нашей Республики. Предлагаем вашему вниманию
спектакль «Встреча внучек из России, у которых русский папа»
Ведущий: В Казахстане, прекрасной свободной стране,
Где вольно живётся тебе и мне
Семья проживает – семья как семья.
Об их личной жизни сказка моя.
В этом домике у речки,
Где пасутся две овечки,
Дед с бабулей проживают. Здесь живут невзгод не зная.
Выходит дед: Утро ясное какое!
Хорошо нам жить, спокойно.
Внучки к нам сегодня едут –
Радость в них бабуле, деду.
- Эй, старуха, просыпайся,
Да за дело принимайся.
Как казахи поступают,
Когда русских привечают:
Готовь щедрый дастархан,
На огонь поставь казан.
Бабушка: Я на ногах с утра, давно,
Внучек жду, гляжу в окно,
Мясо уж в котле кипит,
А в столовой стол накрыт…
Помнишь раньше горевали,
Когда дочку выдавали мы за русского зятька
Как казалась жизнь горька!
А теперь – какое счастье
Знать, что есть Айгуль и Настя. (вглядывается)
Вот они, неси шашу!
Всех детишек угощу! (разбрасывает шашу)
Айгуль и Настя вместе:
Салеметсизбе, ата, апа!
Пусть не зарастёт в ваш дом тропа!
Бабушка: Айналайын, Настя, жаным!
Как похожа ты на маму!
Дайте я вас обниму,
К сердцу вас скорей прижму!
Дедушка: Люди, в гости заходите,
Нашу радость разделите!
У казахов так ведётся:
Делиться радостью, как солнцем!
Всем по лучику достанется
И с лихвой себе останется.
Начинается той! А какой той без игр, песен, танцев?
Айгуль: Ата,апа, для вас станцуем мы сейчас!
Настя: И вы, мальчишки, не сидите,
Свою удаль покажите!
( танец «Кара жорга»)
1 ведущий: Истинным символом Астаны стало монументальное сооружение «Астана-Байтерек». Идея создания этого уникального сооружения, которому в мире нет аналогов, принадлежит Президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву. Возвышающийся над молодой столицей, он служит архитектурным символом обновления, символом Астаны, символом Казахстана. (слайд№4 –Казахстан)
2 ведущий: Мы гордимся нашей страной, мы гордимся нашей прекрасной столицей – Астаной, мы гордимся нашим Президентом – Нусултаном Абишевичем Назарбаевым – гарантом благополучия и мира, стабильности и процветания Республики Казахстан!
Предлагаем вашему вниманию видеофильм «Сердце страны - Астана»
1 ведущий: Казахстан – это золотые степи, прозрачные реки и озёра; это искусство акынов и художников; это музыка кюев, народные легенды и сказки.
2 ведущий: Но самое главное богатство Казахстана – зто мир, царящий на нашей земле. Ведь в нашей миролюбивой стране живут люди разных народов, у каждого – свой язык, свои обычаи. Но всех людей объединяет дружба и понимание. Возьмёмся за руки, друзья, и гордо скажем:
МЫ – НАРОД КАЗАХСТАНА!
( учащиеся держат в руках флаги и шары)
( звучит песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна») – хор и Мергенбай А.