Урок русского языка на тему Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу(2 класс)


Открытый урок Русский язык
Класс: 2Б класс
Дата : 19 февраля 2015 год
Учитель: Ибрагимова Ирина Сергеевна
Тема: «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Цель:
– совершенствование умений воспринимать на слух слова с изученными орфограммами-буквами гласных после шипящих, группировать слова, правильно писать и графически обозначать изученные орфограммы, а также исправлять ошибки.
Предметные –повторение и закрепление навыка правописания буквосочетаний жи- ши, ча,-ща, чу- щу.
Метапредметные :Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;;оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.(Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные – общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.Оборудование: презентация, карточки – задания.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
1слайд
Приветствие учителя:
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики!
Пожелаем гостям доброго утра.
Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
– Откройте тетрадь Запишите ччисло.
Девятнадцатое февраля.
Комментированная запись числа.
«Классная работа».
Мы отправляемся в путешествие в страну … какую? Слайд2 )Чтобы узнать название этой страны мы выполним следующее задание. Открываются картинки часы щука ёж Слайд3
Составьте предложения.
– Определите, какие опасные места вы услышали в составленных предложениях. (Ответы детей)
Каким словом мы можем заменить слова « опасное место»?
Что такое орфограмма? Слайд 4 ) (Ответы детей)
 В переводе с греческого языка орфо – это «правильно». То есть орфограмма – это правильное написание.
Как можно назвать страну, где изучают орфограммы?
Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране "Орфография". Слайд5
Что такое орфография?
Орфография – это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок.
– Что мы будем делать на уроке?
– Составим план урока. (Ответы детей)
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Тема нашего урока: Правильное  письмо сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Слайд 6
Ученики получают карту исследования.
На каждом этапе проводится оценивание при помощи ! ? знаков.
Остановка 1 «Чистюлька»
Загадки про буквы
Чистописние: Жж Ш ш Слайд 7,8 ( запись в порядке разгадывания загадок)
– Какими звуками на письме они обозначаются? Слайд 9
Дайте характеристику этих звуков (звуки [Ж], [Ш] шипящие, всегда твёрдые)
Чч Щ щ Слайд10,11
– Какими звуками на письме они обозначаются? Слайд12
Дайте характеристику этих звуков (звуки [Ч], [Щ] шипящие, всегда мягкие). 
– Какие знаете сочетания с данными буквами?  у и а ( запись сочетаний)
жи- ши ча,-ща чу- щу.– Запись букв и сочетаний в тетрадь.
-Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и [ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).
-Почему после букв Ч и Щ , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч] и [щ] были твёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифици-ровать по признакам.
6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Остановка 2 «Загадочка»
Мы поиграем с вами в прятки, и отгадаем все загадки.
Загадки первые такие,загадки, в общем – то, простые,
Но их надо отгадать, и все отгадки без ошибок должны мы с вами записать.
1.Не поедет без бензина, ни автобус, ни (машина ) Слайд13
2. Что за звёздочки сквозные, на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмёшь вода в руке. ( снежинки) Слайд14
3.Стой, плотва и караси! И пощады не проси: я хозяйка здесь в пруду, на охоту я иду. (щука) Слайд15
4.Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча) Слайд16
5. Железная избушки прицеплены друг к дружке, одна из них с трубой, ведёт их за собой. (поезд ) Слайд17
Какое правило использовали при написании слов – отгадок?
Запись слов на доске, обозначение орфограмм. Машина, снежинка, щука, туча, поезд.
а) Среди слов – отгадок найдите словарное слова (машина) поставьте знак ударения, выделите безударную гласную.
Почему эти слова называют словарными?
б) Среди записанных слов выделите лишнее слово. Поезд ( какая орфограмма в данном слове)
в) Составьте предложение используя словарное слово машина.Запись предложения под диктовку. По дороге едут машины.
- А какие бывают машины? (грузовые, легковые, спецтранспорт)
Если случился пожар – 01 (пожарная дружина).Если кто – то угрожает вашей жизни – 02 (милиция).
Если кто – то заболел – 03 (скорая помощь).
Остановка 3 «Мудрая» Слайд 18,19 (проверка)
А теперь я вам предлагаю собрать пословицы. Что такое пословица?
Пословица недаром молвится. В пословицах народ коротко и метко высказывал свои мысли о жизни, о своём вековом опыте.
«Пословицы русского народа – это свод народной мудрости» - говорил В.И.Даль.
Поспешишь - людей насмешишь.
Пером пиши, да умом не спеши.
Умел начать – умей и закончить.
-Объясните смысл пословиц.
- Запишите одну пословицу (по рядам)
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу
(начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. Остановка Физминуткаши-ши-ши – ты руками помаши!жи-жи-жи – лево-право покажи!ча-ча-ча – руку тянем до плеча.ща-ща-ща – кулачками повращать!чу-чу-чу – головой покручу.
Остановка 4 "Думай-ка"
Слайд20 Дифференцированная работа. ( в группах)
-Возьмите карточки. Исправьте ошибки.
Был чюдесный летний день. Дети пошли в рощю. Маша на полянке собирает щявель. Миша и катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ёжыка.
Определите количество ошибок. (7 ошибок.) Проверка задания.
Остановка 5 «Зоопарк» ( в парах)
Слайд 21
На этой остановке с нами в путешествие хотят отправиться …
Прочитайте вопрос, ответьте на него, используя правильную интонацию, найдите слово с изучаемой орфограммой, сформулируйте правило.
Вопрос:- Я зайчиха. Со мной едут мои детёныши. Как их звать?
Ответ:- Детёнышей зайчихи зовут…
Вопрос:- Я белка. Со мной едут мои детёныши. Как их звать?
Ответ:- С белкой едут…
Вопрос:- Я крольчиха. Со мной едут мои детёныши. Как их звать?
Ответ:- С крольчихой путешествуют…
Вопрос:- Я волчица. Со мной едут мои детёныши. Как их звать?
Ответ:- Детёнышей волчицы зовут…
Запишите слово зайчата. Образуйте однокоренные слова.(Заяц,зайчонок, зайчиха) Разбор слов по составу.
Остановка 6 «Отличник» Слайд 22
Работа с тренажёром «Отличник» 2 ученика
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.
Что же делать? Как же быть?
Буквы нужно возвратить Карточки с заданиями ( работа в парах)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока. Домашнее задание.
Рефлексия учебной деятельности
Остановка 7 "Конечная"
Повторение правила: Слайд 23
В сочетаниях жи – ши только И всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща пишем только букву А!
В сочетаниях чу – щу пишут только букву У!
Домашнее задание ( на карточках )
1-й уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.              
Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.
2-й уровень.
Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).– Подведём итоги урока.  Посчитайте ! ? знаки– Что нового вы узнали?– Слова, с какой орфограммой нам встречались?
- Самооценка работы 
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?– В чём испытали затруднения?
Молодцы! Слайд 24
С.Я. Маршак
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
.