Методическая разработка урока математики в 6 классе Тема: Координатная плоскость


МОУ Смирновская СОШ
-825510223500
«Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню,Дай действовать самому, и я научусь»(Китайская мудрость)
-2038175270465Рене Декарт
(1596 – 1650)

00Рене Декарт
(1596 – 1650)


Открытый урок по математике
в 6-м классе
Тема: "Прямоугольная система координат»
Подготовила и провела: Киселева Г.А.,
262509024066500учитель математики
МОУ Смирновская СОШ
Стаж работы: 14 лет
Категория: высшая.
с. Смирново
2014г
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Цель урока: закрепить понятие прямоугольной системой координат на плоскости, используя предметы и образы окружающей действительности;
Задачи урока:
- отработать навыки определения координаты точки, отмеченной на координатной плоскости, построения точки по заданным координатам; помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала.
- развитие образного мышления учащихся, математической речи, познавательной и творческой активности учащихся на примерах применения системы координат в окружающей жизни, астрономии;
- воспитывать аккуратность, любовь к предмету, настойчивость при решение проблемы; формирование сотруднических отношений в классе при решении практических задач.Оборудование:  ноутбук, интерактивная доска, акустическая система, чертежные инструменты, раздаточный материал, выставка рисунков учащихся выполненных на миллиметровой бумаге «Наше творчество».
Время реализации - 45 минут.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ход урока1.Организационный момент. Сообщение темы, цели и задач урока.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит закрепить математические понятия, без которых мы не можем обойтись в повседневной жизни. Вы должны быть внимательными и активными.
- Какую последнюю тему мы изучили в курсе математики 6 класса?
( ответ: Прямоугольная система координат)- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Тема: « Прямоугольная система координат» Слайд 1.
- Как вы думаете: где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении этой темы?
(Ответы: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, в игре «морской бой», в армии, в военных действиях). Слайд 2-6.
- Можно привести много других примеров из жизни, которые связаны с системой координат. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека.
- На каких уроках вы встречались с системами координат? ( На географии – долгота и широта, роза ветров, на информатике – при рисовании рисунков)
- Как вы понимает выражение: «Оставьте мне ваши координаты»? (Один человек просит у другого адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека, т. е. это те данные, по которым можно найти конкретного человека.)
- Перед нами стоит цель: повторить все понятия, связанные с темой нашего урока и использовать ваши знания при создании графического рисунка с использованием учебной компьютерной программы.
- Математический язык – это язык цифр, чисел, символов и рисунков.
- Правильно выполненные рисунки, чертежи способны понять люди разных национальностей, здесь не существует языковых барьеров. Они могут заменить долгие разъяснения. Ведь верно выполненный рисунок к задаче залог верного ее решения. Уже в древности ученые научились заменять доказательства теорем геометрическим рисунком, чертежом.
Идея изображать числа в виде точек, а точкам давать числовые обозначения зародилась в далекой древности. Первоначальное применение координат связано с астрономией и географией, с потребностью определять положение светил на небе и определенных пунктов на поверхности Земли, при составлении календаря, звездных и географических карт.
2. Актуализация опорных знаний.
Работа с интерактивной доской.
№1. Собрать определения.
Перпендикулярные прямые, координатная плоскость, ось абсцисс, ось ординат, начало координат.
№2. Дорисовать необходимые элементы на пр. системе координат.
-Как определяется прямоугольная система координат?
-Как обозначаются и называются оси координат?
-Как записываются координаты точки на плоскости?
№3. Построить точки по заданным координатам и определить координаты построенных точек.
№4. Минутка грамматики. Вставить пропущенные буквы ( один ученик у доски, остальные по карточкам).
 К…рдината, перп…ндикулярные, а…сци…, орд…нат, пара..ельные.
3.Практическое применение знаний при решении задач. Слайд 7-13.
Мы научились определять координаты точек, строить точки по заданным координатам. А теперь проверим, как вы усвоили данную тему.
Звучит космическая музыка. Дети закрывают глаза и слушают учителя.
- Представьте себе, что вы находитесь теплой летней безоблачной ночью далеко от своего поселка в широком бескрайнем поле. Вы поднимаете голову вверх и вашему взору предстает чудесная картина звездного неба. Звезды, словно разноцветные горошины рассыпаны на небесной сфере. Они кажутся такими далекими, такими загадочными… Как хочется полететь к ним… Коснутся их… Сколько загадок они таят!? Сколько легенд о них существует!
- Всего существует 88 созвездий. Они имеют свои имена, часто связанные с героями мифов и легенд. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
306451066675000- У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведицы. Всемогущий Зевс решил взять себе в жёны прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию Афродиты. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую Медведицу, а её любимую собаку - в Малую Медведицу и взял их на небо.
Задание. Постройте по точкам на координатной плоскости созвездие Большой Медведицы, соединяя соседние точки отрезками.
(-12;1), (-5;3), (0;2), (4;1), (6;-3), (13;-2), (13;3), (4;1).
Созвездие Малой Медведицы(6;6); (3;7); (0;7,5); (-3;5,5); (-6;3); (-8;5); (-5;7); (-3;5,5)
(Работу выполняют в парах)
Самые яркие звезды этих созвездий, образуют фигуру, похожую на ковш, поэтому их легко найти на небе. Эти созвездия отмечают направление на север. Одна из звезд ручки ковша Малой медведицы – Полярная звезда.
Задание. Построить точки на координатной плоскости и последовательно соединить их. (Работу выполняют в парах)
Созвездие Цефея (0; 5), (– 1; 4), (– 2; 1), (1; – 1), (6; – 1), (3; 2)(-1;4)
Созвездие Кассиопеи (– 5; 0), (– 3; 2), (– 1; 0), (1; 0), (3; – 2)
Созвездие Персея (– 5; – 3), (– 2; – 2), (0; – 1), (2; – 2), (4; – 1), (5; 0), (6; 2)

(0;-1) (0,5; 1), (1; 3).
Созвездие Кита (11; – 7), (9; – 6), (10; – 5), (7; – 1), (4; – 1), (2; 0), (0; 3), (2;0)(6; 1), (9; 2)
Созвездие Андромеды (– 2; 9), (0; 7), (1; 4), (2; – 2), (– 2; – 1)
(1;4) (– 2; 5), (– 4; 4)
Созвездие Пегаса (– 6; 8), (– 4; 9), (0; 7), (1; 5), (8; 5), (8; – 2), (0; – 1), (– 2; – 4)
(0; – 1), (– 2; – 2)
(0; – 1), (1; 5).
Учитель читает легенду, а ученики выходят со своими рисунками к доске.
Легенда о созвездиях.
280606518034000 В незапамятные времена у царя эфиопов Цефея была красавица жена – Кассиопея.
Однажды она имела неосторожность в присутствии нереид (жительниц моря) похвастаться своей красотой. Обидевшись, они пожаловались богу моря – Посейдону, и он наслал на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита.
-381047434500 Тот разорял страну до тех пор, пока по совету оракула Цефей не решил принести в жертву свою прекрасную дочь – Андромеду. Ее приковали к прибрежной скале.
В это время герой Персей совершал один из своих подвигов. Он убил Медузу Горгону, женщину со змеями вместо волос, ее взгляд обращал все живое в камень. Когда Персей отсек ее голову, из тела Медузы выпорхнул крылатый конь – Пегас.
-35242565532000 На нем Персей отправился домой. Пролетая над Эфиопией, он заметил прикованную к скале прекрасную Андромеду и влюбился в нее. Персей вступил в бой с чудовищем и одолел его. Герой освободил Андромеду и женился на ней.
Героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо в виде созвездий Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса и Кита.
Звучит космическая музыка.
4. Экскурс в историю.
- А теперь мы с вами перенесемся из древности в 17-18вв. и узнаем что-то интересное из истории появления прямоугольной системы координат.
Д. Габрикевич рассказывает о Рене Декарте и его вкладе в математику.
- Идея координат, т. е. задавать положение точки на плоскости с помощью чисел, зародилась в древности. Первоначальное их применение связано с астрономией и географией, с потребностью определить положение светил на небе, при составлении календаря, географических и звёздных карт.
- Французские математики Пьер Ферма и Рене Декарт в XVII веке впервые открыли значение использования метода координат в математике. Ферма в более систематической форме, чем Декарт, развил метод координат.
Декарт впервые опубликовал изложение метода координат в книге «Геометрия», поэтому прямоугольную систему координат часто называют декартовой.
- Где же еще мы с вами встретимся с именем этого великого ученого.
- На уроках алгебры ( Учебник Алгебра-7кл, стр. 122) при изучении темы «Линейная функция и ее график» и уроках геометрии
( учебник Геометрия 7-9).
Учитель знакомит учеников с новыми учебниками.
Работа с интерактивной доской.
Задание. Расшифровать информацию.
( ответ: Всем удачи)5. Домашнее задание: Индивидуальное, дифференцированное задание на лето ( на звездочках разного цвета)
Музыкальный сюрприз. (Песенка о математике в исполнении девочек класса)
6. Подведение итогов, выставление оценок.
•    Сегодня на уроке я научился…•    Сегодня на уроке я познакомился…•    Сегодня на уроке я повторил…•    Сегодня на уроке я закрепил…•    Сегодня на уроке я поставил бы оценку себе …
7. Рефлексия. Выбрать звезду соответствующего цвета.
( Интерактивная доска)
Важная темаУрок понравилсяЯ молодецЛёгкая темаМне было интересно- Всем спасибо за урок.
Интернет ресурсы:
1.http://www.zapisnyh.narod.ru/dwnld.htm
3.http://www.chemtable.com/
4.http://www.zaitseva-irina.ru