«Фишбоун» — метод структурного анализа причинно-следственных связей.


Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот прием впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.
В учебном процессе с помощью этого приёма я помогаю учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Ведь разрешить проблему, я считаю, можно только тогда, когда ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего, если проблема рассматривается с разных сторон, устанавливаются причины возникновения проблемы, а решение опирается на ясную фактическую базу. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально.
-381027813000Сначала, я предлагаю учащимся информацию (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схему Fishbone для систематизации этого материала.
В голову «скелета» учащиеся сами или вместе со мною вписывают проблему, которая рассматривается в процессе работы над темой (основной вопрос). На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них учащиеся фиксируют причины происходящих событий, и нижние, где записываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Обязательно я предупреждаю учащихся, что записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер.
Я считаю очень выигрышным, что технология работы с «фишбоун» может варьироваться.
Работая с приёмом «фишбоун» можно идти по индивидуальному пути. В этом случае я даю всем одинаковый текст, т.е. чтение текста и составление схемы происходят индивидуально. При этом я заметила, что на этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.
Так же работая с приемом, я использую парную и групповую работу. В этом случае возможно использование одинаковых или разных текстов по одной проблеме. Мною замечено, что при этом возможны следующие варианты работы:
а)каждая из групп получает для чтения текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы — в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема «фишбоун»;
б)каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.
Я считаю, что технология работы с приёмом подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания. Я делаю вывод, что «Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом лекцией, видеофильмом, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:
Поиск взаимосвязей (причинно-следственных связей).
Извлечение необходимой информации из лекции, текста, фильма и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму).
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.
Согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе.
-3810571500
-541020016446500
-2991485298005500