Статья Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38 г. Улан-Удэ»
Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира
Цымлова В.Н.,
учитель начальных классов
2014 г.
На ступени начального общего образования
должно быть осуществлено «формирование
основ умения учиться и способности
к организации своей деятельности –
умение принимать, сохранять цели
и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе.
(«ФГОС начального общего образования» , 2009 г.)
Целью образования сегодня становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы.
Очень важно, чтобы ребенок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе из познания испытать радость творчества, восторг открытия. В этом смысле значение такого предмета, как «Окружающий мир», трудно переоценить.
Удивиться тайнам окружающего мира может помочь применение проблемно-диалогического метода в обучении, а испытать радость творчества и восторг открытия – такая организация учебно-воспитательного процесса, когда ребёнок имеет возможность открывать знания о мире в ходе индивидуальной или совместной со сверстниками деятельности.
Развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру предполагает:
метод обучения, моделирующий процесс открытия ребёнком новых знаний о мире – проблемно-исследовательский;
субъект-субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания.
Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребёнка в процессе учения, такое построение учебного процесса, когда в центре стоит ребёнок со своими вопросами и интересами, а не учитель с «правильным» знанием, которое он должен передать детям в «готовом виде». Важно и то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя.
Исследование в курсе окружающего мира для детей первого класса началось с первых уроков и реализуется различными приемами. Так, на уроке-экскурсии по теме «Что у нас над головой? Что у нас под ногами?», ребята провели простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации и проверки гипотез об изменениях в природе. После наблюдения за небом, дети зафиксировали результаты наблюдений в рисунке: движение облаков, полёт птиц, положение солнца. А когда изучали объекты под ногами, собрав некоторые из них, дети обменялись информацией.
При проведении урока по теме «Что общего у растений?» ученикам было предложено распознать по определённым признакам лиственные и хвойные деревья. Для этого были использованы приёмы мотивации (создание проблемной ситуации), исследования в малых группах, обмена информации, обобщения, применения (на перемене ребята во дворе школы по внешним особенностям листьев определяли название деревьев. Если не удалось определить название какого-то дерева, его листья собирались в конверт для определения вида дерева в классе с использованием атласа-определителя).
Уроки по темам «Кто такие насекомые?», «Кто такие звери?», «Кто такие птицы?» мы проводили в лабораториях Республиканского эколого-биологического центра учащихся. На этих уроках использовались приёмы обмена информации, опоры на личный опыт учащихся, исследования в малых группах, обмена информации, обобщения.

Узнаем животных по следам…

В отделе растениеводства.

Называем отличительные признаки насекомых.

Занятие в оранжерее РЭБЦУ.
Большой интерес у детей вызывало исследование на уроках по темам «Что такое снег и лёд?», «Откуда в снежках грязь?», «Откуда реки текут?». На этих уроках мы проводили исследования по определению структуры снега и льда, их свойств. При проведении опытов дети увлеченно наблюдали и фиксировали результаты.
Изучая вопрос о присутствии в снежках грязи, мы проводили сопоставительные эксперименты, когда делали забор снега во дворе школы и в березовой роще. В ходе экспериментов дети самостоятельно сделали выводы о том, где снег чище и почему в нем образуется грязь. Кроме того, выдвинули гипотезу о том, отчего снег становится грязным.
Очищать воду учащиеся тоже учились. Это они делали при помощи активированного угля. При проведении данных опытов дети учились работать с лабораторным оборудованием: мензурками, воронками, пробирками.
Все уроки-исследования включают этапы обмена информации, который может проходить в разных формах: рисунок, устный отчет, высказывание предположений, формулировка выводов.
Одним из новых метапредметных результатов, достижению которых придаётся большое значение в новом федеральном стандарте государственного общего образования, является формирование у выпускников начальной школы таких универсальных познавательных действий, как базовые исследовательские умения, обеспечивающие способность учиться путём сознательного и активного присвоения социального опыта.
За время обучения в начальной школе дети могут освоить практически все основные формы представления результатов проделанной работы – от устного сообщения, рисунка, иллюстрированной схемы до графика, диаграммы, модели и компьютерной презентации.