Выступление на тему Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира: практико-ориентированный подход

«Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира: практикоориентированный подход»


«Расскажи – и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.»

Китайская пословица
(2 сайд) В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. В таких условиях исследовательская деятельность учащихся начальных классов становится особенно актуальной.
Именно исследовательская и проектная деятельность являются основой для формирования большинства результатов образования в начальной школе. Я сегодня остановлюсь конкретно на одном из предметов курса начальной школы и на особенностях организации исследовательской деятельности в рамках данного предмета.
( 3 слайд) Стандарт предъявляет к предмету «Окружающий мир» следующие требования:
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире .
(4 слайд) Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным, но предполагаемым результатом (4 слайд – можно не проговаривать, пусть прочитают сами).
Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени под умелым руководством учителя.
Работа над исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
( 5 слайд) Главная цель исследовательского обучения формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры .
( 6 слайд) Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству);
оборудованное место (помещение, техника, благоприятная среда);
грамотный доброжелательный преподаватель-консультант .
Следует помнить только, что на самостоятельность младшего школьника при проведении учебных исследований рассчитывать не стоит. Ведь учебное исследование отличается от спонтанно проявляющейся поисковой активности ребенка. Поэтому ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы учащихся, особенно младшего школьного возраста, является помощь родителей.
( 7 слайд) Роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка велика и включает в себя:
Создание благоприятствующей интеллектуальному творчеству обстановки;
подбор необходимой литературы;
взаимное обсуждение проблемы;
помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов;
моральную поддержку .
( 8 слайд) Учебное исследование школьника, так же как и исследование, проводимое настоящим ученым, неизбежно включает следующие основные этапы.
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
Поиск и предложение возможных вариантов  решения.
Сбор материала.
Обобщение полученных данных.
Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)
Защита проекта .
( 9 слайд) Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления: Видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, высказывать суждения, делать выводы и умозаключения .
Видеть проблемы.
Увидеть проблему часто бывает сложнее, чем решить её. Решению этой сложной педагогической задачи в значительной мере помогут следующие упражнения:
«Назовите как можно больше признаков предмета»
.
«Сколько значений у предмета» (подготовить в каждую группу названия предметов, 2 минуты на подготовку и затем по очереди все группы перечисляют значения предметов)
«Посмотри на мир чужими глазами»
2. Выдвигать гипотезы.
Гипотеза, в отличие от простого предположения, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска.
«Что случилось?»
Педагог предлагает детям ситуации и просит сформулировать возможные причины и последствия описанных в них событий. Примеры ситуаций:
«Мише не разрешили смотреть телевизор».
«Катя поссорилась с подругами».
«Мама не стала ругать Васю за то, что он уронил чашку» и т.д..
«Если бы»
Педагог предлагает детям подумать над ситуациями и ответить, что произошло бы, если бы
родители уменьшились до размера мышки;
бабушка превратилась в ребёнка;
кровать стала крошечной и т.д.
Поощряются все идеи детей, выделяются наиболее интересные и оригинальные.
Проводя упражнения на развитие умения выдвигать гипотезы педагогу нужно объяснить детям, что, делая предположения, обычно используются следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...
3 .Задавать вопросы
Для того чтобы вырабатывать гипотезы, надо учиться, размышляя, задавать вопросы.. Для развития этого умения предлагаются следующие упражнения:
«Данетка»
«Угадай, о чем спросили»
4. Давать определения понятиям
Для решения исследовательских задач важным является умение давать определение понятиям. Рекомендуются следующие упражнения:
«Отгадай»
«Трудные слова»
«Загадки»
5. Классифицировать
Важным для исследователя является умение классифицировать.
Например, предложить детям популярное задание «четвертый лишний».
6. Наблюдать.
Для того чтобы ребенок научился пользоваться этим методом исследования, у него необходимо развивать внимание и наблюдательность. Этому помогут следующие упражнения:
Каждый урок окружающего мира начинаю «Любители природы рассказывают»
Что необычного в природе заметили?
Какое маленькое открытие для себя сделали? (наблюдал за деревьями)
Что радовало вашу душу?
Какую помощь оказали взрослым? Природе?
«Рассматривание»
«Кто пропал?»
«Парные картинки»
Проводить эксперименты
Эксперимент важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим.
Мысленный эксперимент. предлагаем решить в ходе мысленных экспериментов следующую задачу:
Что будет, если все станут выше ростом?
Что можно сделать из куска бумаги?
На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?
Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?
Эксперименты с реальными объектами. Самые интересные эксперименты это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами
Высказывать суждение
Мыслить значит высказывать суждения.
Одним из средств развития способности к суждениям может быть следующее упражнение. Для каждой группы будет предложено своё утверждение, верность или неверность которого необходимо обосновать.
«Проверьте правильность утверждений».
Все тигры – полосатые.
Кот Барсик – полосатый.
Следовательно, Барсик – тигр.
(утверждение неверное, ведь не только тигры бывают полосатыми.)
Такие задания встречаются в комплексных работах, тестах, международных олимпиадах)
Делать выводы и умозаключения
Важным средством мышления является вывод, или умозаключение.
Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения по аналогии можно воспользоваться такими упражнениями:
«Что на что похоже?»
Педагог предлагает детям подумать на что похожи узоры на стекле, очертания облаков, автомобили и т.д..
Упражнения, направленные на поиск предметов, имеющих общие признаки
Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).
Усложним задание: назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми.
Аналогичное задание: назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный и т.п.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе, способствует активации учащихся, способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.
В раздаточном материале в таблице представлены содержание учебной деятельности и учебный материал, который позволяет реализовать исследовательскую деятельность на уроке.

( 10 слайд) В заключение хочется процитировать выдающегося немецкого драматурга и философа Лессинга Г.Э.: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами» .

Спасибо за внимание и плодотворную работу!











13PAGE 15


13PAGE 14115




15