Статья на тему Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира


Е. Г. Глебова
Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.[3]
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Востребованной в обучении является учебно-исследовательская деятельность обучающихся, цель которой - формирование у них познавательной активности. [7]
Актуальность проблемы обуславливается ещё и тем, что в настоящее время в результате проведения некоторых реформ была изменена концепция начального образования. Усвоение предметного материала , которое раньше являлось основной целью обучения, в настоящее время становится его средством, способствующим эмоциональному и интеллектуальному развитию ребёнка, которое помогает ему адаптироваться к жизни внутри общества и которое заставляет ребенка заниматься самообразованием.
Данная проблема в современных психолого-педагогических исследованиях раскрывается в работах следующих ученых: JI.A. Венгера, A.M. Прихожан, М.И. Лисина, М.А. Матюшкина, Г.И. Щукина, Н.Б. Шумаковой, К.А, Абульхановой-Славской, Р.Г. Апресян, Н.В. Тучак, Г.А. Цукерман, Д.Б. Богоявленской, А.В. Леонтовича, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, В.И. Слободчикова.
Исследования зарубежных и отечественных ученых (С.П. Баранова, Дж. Брунера, X. Таба, В.В. Давыдова, А.М.Матюшкина, М.И. Махмутова и др.) убедительно свидетельствуют, что глубина и прочность знаний учащегося зависит от способа усвоения. Как отмечает Комарова И. В., глубина и осознанность сведений об окружающем мире будут максимальными при самостоятельном учебно-исследовательском поиске, осуществленном в ходе собственных интеллектуальных усилий. [2]
А.И. Савенков отмечает, что в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. По-прежнему традиционное обучение, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. [5]
Важность творческой исследовательской деятельности в школе подчеркнули В.И. Андреев, И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности очерчены А.Н. Поддьяковым, А.И.Савенковым; теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся переданы в работах Л.А. Казанцевой, Т.А. Камышниковой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривали А.Г. Иодко, О.И. Миторош, В.П. Ушачевым.
Тем не менее, число материала, содержащего задания на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников, весьма невелико.
Перед начальным образованием стоит задача по формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. К таким компетенциям относится и проектная компетенция. В связи с этим учителю необходимо обеспечить все необходимые условия для формирования и развития исследовательских умений у младших школьников. В начальной школе должен быть заложен фундамент, на основе которого будут развиваться исследовательские умения и навыки детей, развивающиеся на протяжении всего их обучения в школе.
Цель исследования – определить психолого-педагогические условия формирования исследовательских умений учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе.
Объект исследования – процесс формирования исследовательских умений в начальной школе.
Предмет исследования – формирование исследовательских умений младшего школьника на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира будет организована эффективно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий если:
- учитываются возрастные особенности детей младших классов;
- есть работа младших школьников в группах, парах, индивидуально;
- создана творческая среда, в которой учащиеся смогут проводить исследовательскую работу;
- для развития исследовательских умений даются специальные практико-ориентированные задания;
- в качестве основных форм и методов обучения школьников рассматриваются проблемные и частично-поисковые методы.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
1) раскрыть содержание понятия «исследовательские умения»;
2) выявить психолого-педагогические особенности формирования исследовательских умений младших школьников;
3) провести диагностику степени сформированности у младших школьников исследовательских умений на примере 2 класса;
4) обосновать наиболее эффективные психолого-педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ п. Гранитный».
Для изучения уровня сформированности исследовательских умений младших школьников на базе МБОУ «СОШ п. Гранитный» был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 класса, который был разделен на 2 группы, группу А и группу Б. Эксперимент состоял из трех этапов:
На констатирующем этапе эксперимента мы проанализировали литературу и выявили пять групп исследовательских умений младших школьников:
1. Умения организовать свою работу (организационные);
2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
3. Умения работать с информацией, текстом (информационные);
4. Умения оформить и представить результат своей работы.
5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные). [1]
Для выявления уровня сформированности исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира мы использовали диагностику исследовательских умений младших школьников (автор – А.И.Савенков). [4]
Детям были предложены 35 вопросов, на которые они должны были дать ответ.
Анализ диагностики на констатирующем этапе эксперимента показал такой результат во 2 классе, в группе А состоящей из 10 человек: 50% учащихся имеют низкий уровень, 30% - средний уровень, 20% - высокий уровень. А в группе Б, состоящей из 10 человек: 20% учащихся имеют низкий уровень, 50% - средний уровень, 30% - высокий уровень.
В результате проведения диагностики мы выявили уровень сформированности исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира:
1. Низкий уровень определяется проявлением интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, исследовательских умений. Возможна реализация исследовательских умений по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.
2. Средний уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.
3. Высокий уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование, проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач, высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования, демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.
Следовательно, в экспериментальном классе преобладают учащиеся с низким и средним уровнем сформированности исследовательских умений. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что необходимо развивать исследовательские умения младших школьников.
На формирующем этапа эксперимента, были проведены уроки, на которых были предложены такие задания, при выполнении которых формируются исследовательские умения, также проводились различные игры и занятия по формированию исследовательских умений.
На контрольном этапе мы провели диагностику снова, и она показала такие результаты: группа А – 10% учащихся имеют низкий уровень, 10% - средний уровень, 80% - высокий уровень, группа Б - 0% учащихся имеют низкий уровень, 20% - средний уровень, 80% - высокий уровень.
Сравнение результатов уровня формирования исследовательских умений до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы:
Приобщение к исследовательской деятельности нужно начинать в младшем школьном возрасте, когда процесс формирования исследовательских умений опирается на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость.
Предложенная модель формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира включает в себя методы и формы обучения исследовательским умениям, поэтапную работу учащихся над собственным исследованием, в которой применяются на практике сформированные умения, и как завершающий этап – публичное представление ребенком собственной исследовательской работы.
Организация исследовательских умений младших школьников – это процесс управления подготовкой, методическим и ресурсным обеспечением и проведением учащимися исследований, реализацией их результатов.
Уровень развития исследовательских умений у младших школьников определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности.
В ходе выполнения исследовательской работы от младших школьников требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из различных источников, обобщать факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений, событий.
Исследовательская деятельность позволяет младшим школьникам пройти путь ученого от выдвижения гипотезы, до ее доказательства или опровержения, от выбора темы исследования до преставления и защиты своей работы на конференции.
Таким образом, выдвинутое нами предположение о том, формирование исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира будет организовано эффективно при соблюдении следующих педагогических условий, если: учитываются возрастные особенности детей младших классов; есть работа младших школьников в группах, парах, индивидуально; создана творческая среда, в которой учащиеся смогут проводить исследовательскую работу; для развития исследовательских умений даются специальные практико-ориентированные задания; в качестве основных форм и методов обучения школьников рассматриваются проблемные и частично-поисковые методы, нашла свое подтверждение.
Список использованной литературы:
1. Ивашова, О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. – 385с.
2.Комарова, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе/ И.В. Комарова.- // Петрозаводск, 2007.
3.Мохова, Н.А. Организация исследовательских умений у младших школьников образовательной школы: / Н.А. Мохова - Магнитогорск: ФГБОУ «МГТУ» 2012г.
4. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
5. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара; Издательский дом "Фёдоров", 2010. – 192 с.
6.Семёнова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников. Дис-я на соискание учен. степ. кандит. педаг. наук. ГОУ ВПО «Томский гос. пед. университет». / Н. А. Семёнова -Томск. – 2007. – С. 203.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.