Урок по математике Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Математика, 4 класс.
Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Цель: Формирование навыка письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Задачи:
Научить письменным приемам умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Ход урока:

1. Орг. момент (Создание учебно-игровой ситуации, проведение инструктажа, распределение ролей).
На двери надпись: «Интеллектуальная академия».
-Здравствуйте, садитесь!
-Я прибыла к вам из «Интеллектуальной академии» в поисках будущих академиков (слайд 1).
-Согласны ли вы проверить свои математические способности, проявить смекалку, рассудительность, доказав самим себе, что вы достойны быть приняты в «Интеллектуальную академию».
- Для того, чтобы пройти все испытания вы будете работать в командах. Позвольте вам напомнить правила совместной работы. (слайд 2).
-За правильный ответ вы будете получать жетон достоинством 1 ум, как говорится «один ум хорошо, а ».
- У вас будущие академики есть свои опознавательные знаки: бейджи «умник» - для мальчиков и «умница» - для девочек. Ко мне попрошу обращаться – умнейшая Анна Степановна.
- Выберете капитана, который будет контролировать работу всей команды. Эмблема капитана

2. Актуализация знаний.
- Умники и умницы проведем мозговую атаку. За правильный ответ команда получит 1 ум.
А) Задача на смекалку: Рыбак ловил рыбу. На вопрос: сколько ты поймал рыбы? – он ответил: «Половину восьми или шесть без головы, или девять без хвоста». Сколько рыб поймал рыбак? (0) (слайд 3)
- «Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего».(слайд 4)
Б) – А в какой телеигре сектор «ноль» означает переход хода к другому игроку? («Поле чудес»)
В) В каком приборе ноль на шкале соответствует направлению на север? (компас)
Г) Какая жидкость при температуре воздуха ниже 0 градусов переходит в твердое состояние? (вода)

- Все задания связаны с нолём.
- Сейчас вам пригодятся ваши знания чисел с нулями, потому что вам необходимо правильно решить примеры в командах и разгадать слово.
Инструкция: на столе у каждой команды конверт с примерами и лист ответов. Решив пример, закройте ответ на листе ответов.
- Переверните карточки, какие слова у вас получились? (разум, интеллект, логика)
- Молодцы! (но! как вы думаете, почему же произошло смещение рисунка? – были допущены ошибки)
-Какой прием вы использовали при вычислении? (приемы устного умножения на круглые числа)
Выдать умы.

3. Введение в проблему. Целеполагание. Изучение нового материала.

- Включите свой интеллект, добавьте логику, и подумайте, можно ли используя этот приём, решить примеры: (слайд 5)
532 х 300=
-Легко ли вам было вычислять устно? Почему? (большие числа).
- А какой способ решения вы можете предложить? Посовещайтесь в командах 1 мин. (вызвать к доске и решить).
- Какое решение правильное? (не можем ответить, т.к. тему не изучали).
- Теперь сформулируйте тему нашего урока (слайд 6)
-Какую цель поставит каждый из вас перед собой? (научиться письменно умножать на числа, окачивающиеся нулями)

- Откройте учебник на стр. 9. Объясните, как выполнено умножение во втором выражении.
- Какую особенность в записи выражения на умножение круглых чисел вы заметили? (значимые числа пишем под значимыми числами, нули выносятся справа)

4. Составление алгоритма.
- Чтобы лучше запомнить, как умножать на числа, оканчивающиеся нулями, составим алгоритм. Если в команде возникнет затруднение, воспользуйтесь карточкой – подсказкой. (раздать карточки командам)
Алгоритм:
1. Запиши значимые числа под значимыми числами, так чтобы .............................были справа.
2. Умножай значимые числа, не обращая внимание на . во втором множителе.
3. Припиши в ответе столько ., сколько их во втором множителе.
Проверка по шагам (слайд -по одному пункту каждой команде)
Выдать умы

5. Закрепление нового материала.

А) - Используя алгоритм, решите примеры из № 41:
для умников – первая строка,
для умниц – вторая строка.
Взаимопроверка в парах (слайд 7– с ответами).
- Командиры доложите о выполнении задания. (сколько правильно, сколько ошибок)
Выдать умы.
Вывод: что важно помнить при решении примеров такого вида?
(правильно записывать ноли)

Б) Решение задачи № 42.
- Применяя полученные знания, мы продолжим преодолевать испытания. Решим задачу № 42.
1) Чтение задачи (про себя, 1 вслух)
2) Анализ задачи и составления краткой записи.
- Запишем краткую запись. Как удобно записать? (в таблицу)
- Из скольких частей она будет состоять? (читаем частями)

В 1 улье Количество ульев Всего, кг.
36 кг 30 ?
42 кг 20 ? ?

- Что известно в задаче?( 30 ульев по 36 кг в каждом)
-Что можно узнать по этим данным?
- Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
3) - Решение запишите самостоятельно.
4) Проверка устно. (по одному действию каждая команда с объяснением)
Выдать умы.
5) Одна из команд может получить дополнительный ум. Для этого измените вопрос задачи, чтобы она решалась:

36 * 30 – 42 * 20 (слайд 8)
Выдать ум.
Вывод: как умножали на числа, оканчивающиеся нулями? (если пример не сложны, то можно вычислить устно, если сложный, то используем письменный прием умножения на числа, оканчивающиеся нулем).

В) Решение уравнения.
- Сейчас проверим ваш интеллект. Посмотрите на уравнения в № 45. Найдите то уравнение, при решении которого используем изученный прием умножения на числа, оканчивающими нулями. (второе уравнение)
- Что не известно? (делимое)
- Как найти неизвестное делимое? (частное умножить на делитель)
- С чего вы начнете решать? (упростить правую часть)
- Решите уравнение.
- Чему равно значение переменной «В» в уравнении?
Выдать умы.
Вывод: какой прием умножения вы использовали при решении уравнения? Как правильно умножать на круглые числа?

6. Рефлексия.

- Итак, на протяжении всего урока мы умножали круглые числа.
- Для чего нам нужны эти умения?
- А теперь подведем итог. Командиры подсчитайте количество умов заработанных вашей командой. А пока командиры занимаются подсчетом, я хочу чтобы каждый оценил свою работу на уроке:
- У каждого из вас на столе 2 буквы «У» - красная и синяя.
Красная – занимался хорошо, лучше обычного,
Синяя – занимался, хорошо, но мог бы гораздо лучше.
- Поднимите ту букву, на которую вы оцениваете свою работу на уроке, ведь успех всей команды зависит от работы каждого.
- Командиры огласите количество умов, заработанных вашей командой.
-Что помогло вам преодолеть все испытания?(Дружба)
- Всем участникам команды победителя ставится отметка «5». Всему классу вручается диплом о присвоении звания академиков.

7. Домашнее задание.

(слайд 9)
- Мне было очень интересно работать с вами. Спасибо за работу.
15