Конспект урока технологии Лоскутное шитье как один из видов декоративно-прикладного искусства.


КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ.
Тема урока: Лоскутное шитье как один из видов декоративно-прикладного искусства. Возможности лоскутного шитья.
Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья. Создание рисунка орнамента. Изготовление шаблонов.
Цели урока:
Обучающие:
- ознакомить обучающихся с одним из видов декоративно – прикладного творчества – лоскутным шитьем (его историей возникновения, необходимыми материалами, оборудованием, инструментами и приспособлениями);
- обзорно познакомить с различными приемами и техниками лоскутной пластики.
Развивающие:
- развивать эстетический вкус на примере подбора цветовой гаммы для изделий;
- развивать творческие способности, воображение;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитание интереса к ручному труду, уважительного отношения к труду других людей;
- прививать аккуратность, прилежность при выполнении графическмх работ.
Задачи урока:
- научить подбирать цветовую гамму для изделия и изготавливать шаблоны для раскроя модулей.
Межпредметные связи: история, ИЗО, литература, математика, краеведение.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Раздаточный материал: карточки-задания, инструкционные карты.
Инструменты и приспособления: карандаш, линейка, цветные карандаши, ножницы.
Словарь: лоскутное шитье, пэчворк, квилт, текстильная мозаика, аппликация, ляпочиха.
Ход урока:
1 урок.
I. Организационный этап.
- Проверка наличия учащихся в классе.
- Проверка готовности уч-ся к уроку(наличие письменных принадлежностей, тетрадей и т.д.).
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
- Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
ΙΙ. Этап подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала.
-Ребята, сегодня мы начинаем изучать новую тему в разделе "Рукоделие", которую по праву можно считать традиционной, уходящей корнями в далекое прошлое и в то же время яркой и самобытной, находящейся на пике современной моды. Но для того, чтобы узнать тему нашего урока необходимо выполнить задание - разгадать кроссворд.
Работа в группах: (карточки-задания) (СЛАЙД 2)
Учитель: На ваших столах находятся листочки с кроссвордом. Вы должны разгадать данный кроссворд и определить ключевое слово, которое определит тему сегодняшнего урока. Кроссворд состоит из 6 вопросов. На эту работу отводится пять минут.
Вопросы к кроссворду:
1. Натуральное волокно животного происхождения;
2. Нить, идущая вдоль ткани;
3. Расстояние между двумя проколами иглы;
4. Натуральное волокно растительного происхождения;
5. Нить, идущая поперек ткани;
6. Швейное изделие, предназначенное для работы на кухне.
1ш е л к 2о с н о в а
3с т е ж о к
4х л о по к 5у т о к 6ф а р т у к
Учитель: Ребята, прочитайте ключевое слово, которое вы отгадали (затем ученики озвучивают ответы, правильные ответы высвечиваются на слайде).
Вы отгадали основное ключевое слово, которое было зашифровано в кроссворде – это ЛОСКУТ. (СЛАЙД 3-9)
Сообщение темы и цели и задач урока.(СЛАЙД 10)
В народе говорят, « Мал лоскуток, а нужен!»
- Как вы понимаете эти слова?
Нужен лоскуток тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные картины, изысканные по цвету стеганые одеяла и другие, сказочные по красоте изделия. Приглашаю вас в волшебный мир цветных лоскутков
Тема нашего урока "Лоскутное шитье". (СЛАЙД 11)Мы сегодня познакомимся с историей этого древнего искусства, необходимыми материалами, оборудованием, инструментами и приспособлениями для выполнения изделий в технике лоскутного шитья. Приобретем навыки построения цветового орнамента в лоскутной технике. Научимся изготавливать шаблоны для раскроя материала. ПОКАЗ ИЗДЕЛИЯ.
К сегодняшнему уроку было дано задание. Подготовить сообщение об истории лоскутного шитья. (Презентация) Сейчас внимательно послушайте рассказ ваших одноклассников и постарайтесь ответить на вопросы: что такое лоскутное шитье? причины возникновения этого вида рукоделия, что можно изготовить из лоскутов? (Приложение 1).
III. Этап усвоения новых знаний.
1. Сообщение История возникновения лоскутного шитья (опережающее задание) –
(Заслушивается рассказ учащихся с презентацией.)
- Итак, ребята, что же такое лоскутное шитье?
Назовите причины возникновения этого вида рукоделия.
Что можно изготовить из лоскутов?
2. Объяснение учителя.
(СЛАЙД 12) Лоскутное шитье или пэчворк (в переводе с английского означает лоскут или заплата) – это искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в единое целое путем сшивания.
(СЛАЙД 13) Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутами. К наиболее распространённым относятся:
(СЛАЙД 14) Квилт (от англ. «одеяло стёганое») – является разновидностью пэчворка и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: верх, собранный из лоскутков, прокладку. Придающую изделию объём (чаще лёгкий синтепон или синтетический ватин), и подкладку. При шитье настоящего квилта все кусочки ткани сшивают между собой вручную, образуя полотно, а затем простёгивают одновременно все три слоя мягкими стежками.
(СЛАЙД 15) Текстильная мозаика (от франц. коллаж – наклеивание). Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, отличную по цвету, создавая определённый рисунок, в котором основа играет роль фона. Иногда коллажи создаются целиком из лоскутков. В этой технике могут быть выполнены панно, портреты, натюрморты и другие произведения декоративного искусства.
(СЛАЙД 16) Аппликация (от латин. «прикладывание»). Это накладное шитьё часто дополняет изделия, являясь декоративным элементом. Аппликация нашивается на основу потайным швом, так , чтобы он был практически не заметен, особенно если хорошо подовраны нитки. Аппликацию можно сделать объёмной, подложив внутрь синтепон.
(СЛАЙД 17) Ляпочиха от слова «ляп» - случайный кусок ткани на полотне. Это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Когда таких кусочков становится много, возникает забавный коврик или панно. Ляпочиху ещё называют «свободной» техникой, её очень любили у нас в России.
Первичное закрепление.
- Итак, ребята, давайте закрепим полученные знания:
- Что же такое лоскутное шитье? Как его еще называют?
- Перечислите основные приемы работы с лоскутами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- А сейчас, ребята. давайте немного отдохнем, проведем физкультминутку. А ведущим у нас будет необычный герой, встречайте...(Видео-физкультминутка")
(СЛАЙД 18) Основные техники лоскутного шитья.
(СЛАЙД 19) Техника «Спираль». В «Спирали» используют обрезки тканей самой различной формы. Начинают работу от центра изделия и без сметки (пользуются булавками) пришивают лоскутик к лоскутику, двигаясь по часовой стрелке.
(СЛАЙД 20) Техника «Полоска» Соединяя между собой нарезанные на узкие полоски ткань, можно получить «Колодец», «Тюльпан», «Радуга» и другие интересные мотивы.
(СЛАЙД 21) Техника «Квадрат» Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани наипростейшей геометрической формы – квадрат.
(СЛАЙД 22) Техника «Треугольники» Наиболее часто используют лоскутки в форме прямоугольных треугольников. Разрезают по диагонали, разворачивают и утюжат.
(СЛАЙД 23) Техника «Уголки» Особенность этой техники состоит в том, что лоскутки не сшивают между собой, а сделав из каждого отдельный уголок, настрачивают их рядами на основу.
- Ребята, а как вы думаете, поможет ли нам само название техники лоскутного шитья определить из каких элементов состоит это шитье?
(СЛАЙД 24 )Оборудование, инструменты, приспособления для лоскутного шитья.
- Чтобы узнать, что это за инструменты, я вам загадаю загадки.
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)
Инструмент бывалый -
Не большой не малый.
У него полно забот,
Он и режет и стрижет.(Ножницы.)
Палочка волшебная Есть у меня, друзья,
Палочкою этой Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!(Карандаш)
Кто я, если прямота Главная моя черта? (Линейка)
Острая, как игла,
только нитку в нее не вдеть и служит она для временного скрепления деталей.(Булавка)
Как зовется тот щиток,
что хранит пальцы и ноготок?(Наперсток)
Я вам, не хвастая, скажу:
Я всех друзей омоложу.
Идут ко мне унылые,
С морщинами, со складками,
Уходят очень милыми,
Веселыми и гладкими. (Утюг)
- С какими инструментами необходимо соблюдать технику безопасности. В чем она заключается?
IV. Закрепление.
- Что в переводе с английского означает «пэчворк»? (лоскут или заплата)
- Где и когда люди начали заниматься лоскутным шитьем? (в Египте, в 4 веке)
- В каком городе Тверской области традиционно изготавливают изделия из разноцветных лоскутков? (Кимры)
- Назовите основные приемы работы с лоскутами (квилт, текстильная мозаика, аппликация, ляпочиха)
- Назовите основные техники лоскутного шитья ("Спираль", "Полоска", "Квадрат", "Треугольгик", "Уголки")
- Какие инструменты и приспособления используют в данном виде рукоделия?
V. Подведение итогов урока.
- Интересно ли вам было на уроке? Что нового узнали? Захотелось ли вам создать какое-нибудь изделие в технике лоскутного шитья?
2 урок.
VІ. Практическая часть.
Создание рисунка орнамента. Выполнение шаблона.
(СЛАЙД 25) Особое внимание в лоскутной технике уделяется цвету и его сочетаниям. Чтобы изделие из кусочков ткани получилось красивым, эффектным, нужно правильно подобрать ткань по цвету.
Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. которые при смешивании дают все остальные цвета.
(СЛАЙД 26) Подобрать ткани по цвету для выполнения изделия из лоскутков поможет цветовой круг. Сочетаются цвета напротив друг друга и через 1(гармония триады).
(СЛАЙД 27) Сегодня на уроке мы с вами будем дизайнерами т.е. художниками-конструкторами, создавать свои элементы мозаики. Элементами мозаики могут служить квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, шести-восьмиугольники и т.д.
- Какая основная фигура используется?
- Что вы знаете о квадрате?
- Какую геометрическую фигуру мы можем получить из квадрата? (треугольник, прямоугольник, ромб)
На рабочем столе у вас инструкционная карта, с помощью которой вы будете разрабатывать свой орнамент. Также на столах должны лежать чертежные инструменты: линейка, карандаш, ластик. Цветные карандаши, для подборки цветового решения. На уроке вы попробуете отработать навыки составления орнамента на примере узора из девяти квадратиков.
Выполнение задания по инструкционной карте (СЛАЙД 28)
1. Начерти квадрат со стороной 12 см
2. Разбей квадрат на полоски по 4 см каждая.
3. Придумай и изобрази рисунок в квадрате из геометрических фигур.
4. Подбери цветовое решение для своего орнамента.
Техника безопасности
Во время работы нужно держать рабочее место в порядке. При выполнении чертежных работ спину держать ровно, не наклоняться к работе. Расстояние от работы до глаз не должно быть меньше 30 см.
Рекомендуемые цветовые сочетания (СЛАЙД 29)
Целевые обходы рабочих мест учащихся:
организация рабочего места, культура труда;
соблюдение правил техники безопасности;
правильность выполнения приёмов и качество работы;
степень самостоятельности;

Физминутка.
Через 15-20 минут самостоятельной работы проводится физминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Выполние шаблонов из плотной бумаги. (СЛАЙД 30)
Узоры обычно складываются из повторяющихся элементов, поэтому для удобства раскроя материала применяют выкройки - шаблоны. Их выполняют из плотной бумаги или картона.
Шаблоны в лоскутном шитье – это тоже самое, что выкройки для раскроя одежды.Если точно рассчитан шаблон: изделие получается красивым и аккуратным.

(СЛАЙД 31) Шаблоны могут быть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов. Изготавливают их из прочных материалов: толстого картона, пластика, оргстекла.
Мы изготовим шаблон – квадрат.
Выполнение задания по инструкционной карте (СЛАЙД 32)
1. Начерти на картоне квадрат со сторонами 5 см.
2. Отступи от каждой стороны 1 см, начерти ещё один квадрат.
3. Вырежи рамку из двух квадратов по намеченным контурам. На полученном шаблоне внутренние стороны являются линиями стачивания, а внешние стороны линиями срезов ткани.
Техника безопасности (СЛАЙД 33)
Не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй ножницы в открытом виде.
При работе следи за пальцами своей руки.
Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону
Не играйте ножницами, не подносите их к лицу.
Используйте ножницы по назначению.
VIІ. Итог урока.
Оценка практической работы.
- Выставка.
- Общая оценка.
Учитель подводит итоги практической работы:
- достигнута ли цель урока;- все ли справились с заданием;- разобрать ошибки;- обобщить работы и назвать лучшие;- выставить оценки, аргументируя их.
Оценка теоретических знаний.
С каким видом рукоделия вы сегодня познакомились?
Что нового вы узнали на уроке?
Какие геометрические фигуры используются в лоскутном шитье?
Какие новые термины узнали на уроке?
Цветорефлексия. Оцените ваши впечатления от урока, ваше настроение с помощью цветных «лоскутков» (из бумаги). Выберите подходящий вам по цвету, и закрепите его на доске (СЛАЙД 34)
Очень хорошо, просто замечательно!
Все нормально!
Мне было не очень интересно!
VIΙ. Домашнее задание. §17, ответить на вопросы. Подготовить ткань для прихватки(подушки).
А закончить наш урок мне бы хотелось таким стихотворением:
Все в доме спят, а я поворожу,Пасьянс лоскутный тихо разложу,Что есть в душе – о том и расскажу,Про жизнь свою иголкой напишу. Лоскутный ворох, разноцветный край,С моей фантазией ты снова поиграй.И пусть она порхает так легко В волшебном мире пёстрых лоскутков. Раскрою веер, сказочный ковёр.Сошью, сумею, выстелю узор,Поймав рукой перо из лоскутка,Жар-птицей унесусь под облака.
ЖЕЛАЮ ВАМ РАДОСТИ ТВОРЧЕСТВА!