Занятие по курсу внеурочной деятельности Весёлая грамматика по теме Когда пишется мягкий знак, когда нет.


Внеурочное занятие по курсу «Весёлая грамматика» 2 класс
Учитель: Чобанян А.Г.
Тема: Когда пишется мягкий знак, когда нет.
Цель: формирование у учащихся умений различать буквы мягких согласных звуков и определять способ обозначения мягкости буквами гласных звуков и ь.
Задачи:
1. систематизировать знания учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме;
2. развивать образное, творческое мышление, устную, диалогическую речь, внимание, рефлексивные способности, умение высказывать свое мнение;
3. способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, самооценку,
4. воспитывать чувство ответственности, сотрудничества в работе, самоорганизацию.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,Начинается урок.Наши ушки на макушке,Глазки широко открыты,Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем.
2. Актуализация знаний
Класс разделён на 4 группы.
- На какие две группы делятся звуки? Составьте схемы в группах (задание на столах у ребят).

- А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь)
- О каких звуках мы будем сегодня говорить, вы узнаете, выполнив задание.
- Под стульями у каждого из вас есть таблички, достаньте их. Они вам пригодятся в течение урока и в конце. (таблички со знаками ! . - ? , : )
- А сейчас получать задание подойдут ребята из каждой группы, у которых на табличке написан восклицательный знак.
Задание: подчеркнуть карандашами синего и зелёного цвета согласные звуки. Каких звуков будет больше, значит, о таких звуках и пойдёт речь на занятии (на листах у каждой группы написано слово ПЕРЕМЕНА).
ПЕРЕМЕНА (3 мягких, 1 твёрдый)
- Правильно, сегодня нам будут встречаться задания с мягкими согласными звуками.
-А какие буквы гласных помогают смягчить согласные звуки? (я, ё, ё, и, ю).
На доске цветок.

- А Ь знак лишний? Давайте не будем прогонять его, а докажем, что он вовсе не лишний.
Фокусник
Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. (На доске появляется буква мягкий знак.) Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.
- Как такое может быть?
Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы е, ё, и, ю, я, встали рядом с твёрдыми согласными. (На доске появляются эти буквы). Прилагательное Лысый, превратилось в Лисий, существительные Пыл, Пальцы, Нос, Воз, Лук – в Пил, Пяльцы, Нёс, Вёз, Люк. [В.В. Волина. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336 с.] - В чём секрет фокуса? (ь и гласные буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных).
- А какие согласные не поддаются фокусникам и остаются всегда твёрдыми? (ж, ш)
- Сегодня мы будем закреплять знания и умения обозначения мягкости согласных на письме.
- У каждой группы на парте 3 домика.

- Чем обозначена мягкость согласных первого домика? Второго домика? Какое правило в третьем домике?
- После каждого задания каждая группа будет записывать на листе полученные слова и приклеивать в соответствующий домик.
1 Задание: (конверт с картинками цветов и рыб получают ребята, у которых табличка с точкой).
На доске изображения цветов и рыб. Отгадайте названия, напишите и приклейте в нужный домик. (лютик, сансевьера, тюльпан, одуванчик; окунь, налим, щука, вьюн).


Проверка (домики на доске, проверяем, какое слово записали в 1-й, 2-й и 3-й домики).
2 Задание: (конверт с ребусами получают ребята, у которых табличка со знаком дефис).
На доске ребусы. Отгадайте ребусы, напишите и приклейте в нужный домик. (корень, семья, серёжка, носочки).




Проверка (домики на доске, проверяем, какое слово записали в 1-й, 2-й и 3-й домики).
3 Задание: (конверт с пословицами получают ребята, у которых табличка с вопросительным знаком).
На доске пословицы (Труд кормит, а … портит; … познаются в беде; Язык до Киева …; Печаль в беде не …; лень, друзья, доведёт, помощник).Проверка (домики на доске, проверяем, какое слово записали в 1-й, 2-й и 3-й домики).
4 Задание: (конверт с загадками получают ребята, у которых табличка со знаком запятая).
На доске загадки.
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, ластик, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (пенал)
В воде купался,
А сух остался. (гусь)
Летом вырастают,
А осенью опадают. (листья)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (бабочка)
Проверка (домики на доске, проверяем, какое слово записали в 1-й, 2-й и 3-й домики).
5 Задание: (конверт получают ребята, у которых табличка со знаком двоеточие).
На доске написано лексическое значение слов. Нужно отгадать само слово, записать и приклеить в нужный домик.
Шахматная фигура с изображением конской головы. (конь)
Парнокопытное млекопитающее, домашний вид которого разводят для использования его мяса, сала, щетины, шкуры. Также: грязный, неопрятный человек, неряха. (свинья)
Название одного из дней недели, первого после воскресенья. (понедельник)
Образования кожи у птиц, покрывающие большую часть их тела. (перья)
Знак препинания, который ставится в конце предложения. (точка)
Профессия человека, играющего на барабане. (барабанщик)
Проверка (домики на доске, проверяем, какое слово записали в 1-й, 2-й и 3-й домики).

Поиграем в слова.
Прочитайте, попробуйте стать волшебниками и помогите превратить: угол – в топливо шест – в число мел – в мелкое место полку – в танец