Доклад на тему: Применение индивидуального обучения в процессе формирования общеучебных умений и навыков у учащихся с нарушениями зрения

Учёт индивидуальных интеллектуальных особенностей учащихся при формировании учебных умений и навыков является одним из основных элементов развивающего обучения, так как он способствует эффективному и всестороннему формированию познавательной активности и самостоятельности учеников. Индивидуальный подход к обучению это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика: Только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками, развития способностей. Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный- процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его возможностей.
Общий анализ психолого-педагогической литературы; относящейся к теме исследования, и эксперименты по организации индивидуального обучения позволили изложить мнение относительно индивидуализации обучения:
1. Индивидуализация обучения требует дифференциации учебного материала, разработка структуры заданий и поручений предполагает разный уровень сложности и объема.
2. Учёт индивидуальных интеллектуальных возможностей в учебном процессе создает условия для целенаправленного и творческого развития личности, осознавшей конечную цель и задачи обучения, также способствует активизации и усилению мотивации обучения, формированию прогрессивной педагогической мысли.
3. Конечная цель индивидуализации обучения - формирование и развитие индивидуальных способностей учащихся, воспитание такого человека, который является благодаря своим специфическим особенностям известной и неповторимой личностью.
Для эффективной организации индивидуального обучения учителя должны брать во внимание ряд условий и факторов:
1. Определение степени усвоения материала и очевидности для ребенка результата обучения, ибо, когда ученику ясны цели обучения, задания соответствуют возможностям и знаниям учащихся, когда ценятся их успехи в обучении, учащиеся с интересом берутся за выполнение заданий. Это же пробуждает интерес в учащихся к учебе и обеспечивает их сознательное отношение к учебному материалу.
2. Необходимо брать во внимание определяющие факторы между уровнем запросов и образованием. Уровень запросов должен быть выше непременного уровня усвоения учебного материала. То есть индивидуализация в обучении осуществляется не за счет того, что одному предлагается меньше заданий и поручений, относительно легких, другому - сложнее и больше, а за счёт постановки разных потребностей в выполнении одинакового материала.
3. Обучение должно обеспечить постепенное развитие учащихся: по уровню образования, то есть к учащимся, находящимся на низком уровне или ступени образования, не следует предъявлять высокие требования, не следует также на данной ступени задерживать развитие активных учащихся
4. В организации групп необходимо брать во внимание индивидуальные возможности каждого учащегося, на которых основывается организация индивидуального подхода в обучении, то есть организовать обучение на разном уровне знаний и возможностей группы учащихся.

Таким образом, в организации индивидуального подхода необходимо брать во внимание три фактора:
1. В отношениях с детьми, особенно слабыми, необходимо быть искренним, в тоне речи учителя, в отношениях наставника они должны ощущать настоящую любовь и заботу. В его лице они должны увидеть самого близкого себе человека, учиться без всякой боязни обращаться к нему.
2. Учитель должен уметь видеть и находить в обучении, в заданиях и поручениях малейшие успехи ребенка. Он должен рассказать об этом классу, похвалить малейшие положительные качества, сформировавшиеся в ученике, дать им хорошую оценку, что будет напутствовать ученика на решение более сложных задач.
3. Выдвижение упражнений и заданий при учете возможностей ученика.
Следует отметить, что в плане составленной тематики учитель должен определить перспективу работы со слабыми учениками, содержание и методику работы. Для предложения заданий ученикам должны быть взяты во внимание следующие условия и факторы:
-учет готовности ребенка к выполнению заданий, в какой степени он усвоил задание, какие выработал умения и навыки по учебной теме;
-учитель должен знать, на какой стадии готовности в данный момент находится каждый из его учеников;
-перед организацией индивидуальной работы следует представить всему классу рекомендации с требованиями, предъявляемыми к работе.
 
Индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, более сложными - схематические изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, «зашумленным», недорисованным изображением.
Отметим, что полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему многочисленные примеры дидактических упражнений и игр следует использовать в разных вариантах (возможно даже созданных самим педагогом).
 Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения с применением индивидуального подхода к каждому ребенку:
- обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением;
- сравнение натуральных объемных предметов и объектов, отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
- узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;
- обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);
 - сравнение контурных изображений предметов и объектов, отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
- сравнение натуральных сходных предметов и объектов, различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
- сравнение контурных изображений предметов и объектов, различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
- узнавание предмета по его части;
- рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование нелепиц);
 - рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.
 Педагогу-психологу следует помнить, что оптимальное сочетание объема словесной и наглядной информации, многократно выполняемые упражнения по каждой из перечисленных выше позиций стимулируют и совершенствуют зрительное восприятие детей. При этом вербализация производимых действий способствует закреплению полученных представлений.
Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Причины снижения остроты зрения различны, но основная из них - перенапряжение глаз во время занятий. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставления возможности отдыха для глаз.
 

15