Методическая рекомендация по математике на темуФормирование общеучебных умений и навыков в школьном курсе математики


Формирование общеучебных умений и навыков
в школьном курсе математики
Работу выполнила учитель математики MБОУ СОШ №49 Сухова Л.В.
март,2016года.
Формирование общеучебных умений и навыков
в школьном курсе математики
Перед каждым добросовестно и творчески работающим учителем непременно возникает вопрос: «Для чего нужны школьникам знания, которые я им даю? Все ли возможности школьного урока я реализую в процессе своей деятельности ?»
В этих условиях большое значение приобретает формирование общеучебных (надпредметных ) умений и навыков учащихся (ОУУН).
Учебно-организационные (управленческие) ОУУН:
-умение планировать свою деятельность, то есть намечать задачи деятельности;
-создавать условия, обеспечивающие её успешное выполнение (режим дня, организация рабочего места и пр.);
-умение контролировать, регулировать и анализировать свою деятельность;
-умение передать знания своим одноклассникам или младшим школьникам (элементы коллективной учебно- познавательной деятельности);
-в курсе математики- умение проводить самоконтроль при решении учебных задач, умение оформить работу.
Учебно-интеллектуальные ОУУН
(при формировании этой группы умений математика в системе школьного образования играет главенствующую роль):
-общелогические умения. К ним относятся умения сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать, конкретизировать, формулировать определения понятий, указывать видовое и родовое понятия, владеть методами индукции и дедукции, устанавливать и использовать аналогию, систематизировать и пр.;
-познавательные умения. Это умения работать с литературой, проводить наблюдения, моделировать и строить гипотезы, ставить эксперимент, объяснять явления, процессы, прогнозировать;
-практические умения. Это умения измерять, вычислять, обращаться сразными приборами, решать расчётные, графические, логические задачи.
Учебно-информационные (или поисково-информационные) ОУУН:
-умения обращаться со словарями, справочниками, энциклопедиями;
-умение пользоваться СМИ, ресурсами Интернета;
-компьютерная грамотность;
-умение кодировать и раскодировать информацию («читать» и составлять таблицы, графики, диаграммы;
-умение осуществлять наблюдение.
Учебно-коммуникативные ОУУН
-овладение способами построения устной и письменной речи в зависимости от учебных целей, условий общения с другим человеком.
Многие ОУУН являются синтетическими. Так умение работать с литературой и ресурсами Интернета требует навыков упорядочивания, строгого отбора, систематизации. Решение задач- владения ещё большим набором ОУУН интеллектуального характера.
Таким образом, коротко можно назвать овладение ОУУН –«Учись учиться». Сформированные в школе общеучебные умения и навыки позволяют выпускнику почувствовать себя умным, способным, креативным, так как развивают способность мыслить, творчески подходить к выполнению жизненных задач.
Кроме того, именно эта сформированность позволяет молодому человеку приблизиться к высокому уровню ключевых компетенций, хотя, безусловно, большую роль играют способности личности, социальная ситуация, физическое развитие и другие факторы.
Этапы формирования ОУУН.
При обучении математике у учащихся могут формироваться все указанные виды ОУУН. Формирование любого навыка (и общеучебного, и специального) идёт только в процессе целенаправленной учебной деятельности ученика, когда создаются условия для эффективного усвоения знаний, развития школьника.
диагностика;
постановка цели и задач
инструктаж о способах деятельности, т. е. введение приёма;
отработка приёма;
оперативный контроль и коррекция процесса формирования приёма;
применение приёма;
обобщение и перенос усвоенного приёма;
закрепление обобщённого приёма;
обучение нахождению новых приёмов.
Приёмы и методы формирования ОУУН на уроках математики.
Первый этап - диагностика.
Методы и приёмы: анкетирование, пооперационный анализ письменных работ и устных ответов учащихся, наблюдение за учебной деятельностью учащихся, тесты, дидактическая игра.
Второй этап - постановка целей и мотивация.
Методы и приёмы: словесные, наглядные в виде таблиц, схем, помещаемых на стенде «Учись учиться», проблемно- поисковые, когда при разрешении проблемной ситуации учащиеся убеждаются в необходимости применения новых навыков; использование исторического материала, выявление практической значимости материала, поощрение учащихся. Цели и задачи формирования каких- либо ОУУН должны быть согласованы с целями обучения, поставленными перед определённым уроком математики.
Третий этап - инструктаж.
Методы и приёмы: памятки, инструкции, беседы, организация самостоятельного нахождения и осознания составляющих приёма или метода
Четвёртый этап - практические упражнения.
Особенность этой работы в том, что формирование ОУУН проходит не на каких-то специальных заданиях, а при выполнении программных упражнений по математике.
Методы и приёмы многообразны. Это и предварительное планирование решения задачи, и работа с таблицами, графиками, статистическими данными, диаграммами (в старших классах можно уже пользоваться умениями учащихся работать с компьютерными программами «Мастер диаграмм»). Большим подспорьем для учителя является опыт работы П. М, Эрдниева по укрупнению дидактических единиц (задания, основанные на методах противопоставления и взаимосвязи.)
Пятый этап - оперативный контроль и коррекция процесса.
Методы и приёмы: самостоятельные работы, контрольные работы, методы взаимоконтроля, самоконтроля, упражнение « Найди ошибку» и т. д. Корректирующие действия по отработке приёма:
беседы, коллективный и индивидуальный анализ ошибок, работа по их исправлению, примеры и контрпримеры, индивидуальные карточки- памятки, индивидуальные и дифференцированные задания.
Шестой этап- применение усвоенных навыков.
Методы и приёмы: теоретические обобщения, организация ситуаций практического применения усвоенных ОУУН.
Седьмой этап- обобщение и перенос усвоенных приёмов
(в стандартных и нестандартных ситуациях)
Методы и приёмы: объяснительно- иллюстративные, проблемные частично- поисковые, методы практической и самостоятельной работы, методы репродуктивного и вариативного воспроизведения и применения ОУУН.
Восьмой этап- закрепление.
Используются обобщающие уроки, самостоятельная учебная деятельность учащихся по изучению материала, по решению стандартных и нестандартных задач, работы исследовательского характера, домашняя работа учащихся, самостоятельное применение усвоенных навыков ОУУН в других предметах естественно- математического цикла.
Девятый этап- обучение нахождению новых приёмов.
Методы и приёмы: обобщение частных случаев решения учебных задач, перестройка и перенос известного приёма, конкретизация и специализация общих приёмов, аналогия, составить приём, обратный данному, нахождение новых приёмов, опираясь на анализ содержания изучаемого теоретического материала.
На всех этапах формирования ОУУН полезно учитывать возможности внеклассной работы: факультативных, кружковых занятий, мероприятий предметных декад, олимпиад, конкурсов, математических вечеров, игры «Кенгуру».
С 5 класса я стараюсь применять приёмы НОТ( научной организации труда ). И, прежде всего, в работе с учебником, справочниками, таблицами.
Это:
чтение текста вслух, про себя;
деление прочитанного на смысловые части;
оглавление каждой части и составление плана текста;
работа с предметным указателем, оглавлением;
конспектирование;
выделение главного;
работа с иллюстрациями, графиками, диаграммами;
составление опорных конспектов;
составление памяток – инструкций, памяток – подсказок для определённого алгоритма;
создание компьютерных презентаций на основании текстов учебника, дополнительной литературы, ресурсов Интернета;
работа с текстом в парах сменного состава (методика КСО).
составление сообщений, докладов, рефератов.
Согласно научным данным всякая информация, воспринятая человеком, «циркулирует в оперативной памяти 15-20 минут, и эта фаза оптимальна для всевозможных перекодировок информации, которая потом «уходит» в долговременную память.
Примеры.
В 7 классе можно проводить обобщение- классификацию « Виды углов», «Виды треугольников», «Признаки параллельных прямых», составляя опорные конспекты.
Отработка новых понятий должна быть построена не на «вызубривании» определений, а на совершенствовании приёмов наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки.
7 класс, урок геометрии, тема «Смежные и вертикальные углы».
Упражнения для устной разминки.
1) Найти на чертежах смежные углы.
2) Найти на чертежах вертикальные углы.

Будут ли углы 1 и 2 смежными?
Будут ли углы 1 и 2 вертикальными?
Такие задания активизируют мышление ребёнка, что приводит к эффективному непроизвольному запоминанию формулировок новых геометрических понятий.
С 5 класса я стараюсь использовать в работе элементы исследовательской деятельности.
Примеры.
Да и всем учащимся полезно поработать с измерительными инструментами, «проверяя» на практике истинность некоторых теорем: о сумме углов треугольника, теорему Пифагора.
Во– первых, практические умения нужны в быту всем.
Во – вторых, как отмечено у П. М. Эрдниева: «Знания…без необходимых визуальных подкреплений рискуют стать недейственными и непрочными, хотя и были доказаны логически безупречно».
В – третьих, такая работа позволяет сохранить равновесие между индуктивной и дедуктивной составляющими при доказательстве теорем
Кроме того, неточность числовых подсчётов даст учителю повод провести полезную беседу…об отличии практических приближённых результатов … от истин, доказываемых с помощью рассуждений и связях между ними.
А вот мнемонический приём для кинестетика запоминания значимых углов от 0○ до 90○.

Аудиалу нужны другие приёмы. Я применяю приём хоровой декламации. Трудные правила, формулировки, проговариваем хором. Это не только упрощает запоминание, но и позволяет услышать голос товарища, провести мысленную коммуникацию.
Формирование учебно – организационных и
учебно – коммуникативных ОУУН.
На уроках математики можно успешно развивать коммуникативную культуру учащихся и организационные навыки.
Но прежде, чем учить школьника говорить и общаться, я учу…молчать. Вернее, слушать и слышать собеседника. Только тогда коммуникация, а проще говоря, диалог пройдёт успешно. На уроке речь идёт об учебном диалоге, но эти навыки, конечно, пригодятся и в дальнейшей жизни.
С 5 класса я приучаю учащихся к тому, что в основе любой работы должны лежать порядок и чёткая организация.
Развитию коммуникативных умений способствуют и другие виды работы на уроке.
Это – работа в парах, когда учащиеся
решают разные, но однотипные задачи, а потом проводят взаимоконтроль;
решают задачи разных типов, а потом обмениваются информацией по их решению;
изучают текст учебника по частям, а затем обмениваются информацией;
проводят совместную работу практического или исследовательского характера.
Уровень усвоения знаний напрямую зависит от уровня сформированности приёмов учебой деятельности, которые в свою очередь влияют на умение мыслить. Несформированность умений и навыков учебной деятельности является одной из причин неуспеваемости, нежеланию учиться. Неумение учиться способствует лень, задержки психического развития, рост заболеваемости различными хроническими болезнями, увелечение объёма изучаемого материала по годам обучения, социальные условия в среде обитания учащихся. Следовательно, повышение качества образования, качества обучения, качества учебной деятельности зависит от родителей, которые прививают в раннем детстве стремление и мотивацию к обучению и умению учиться, от системы образования в целом, от социального окружения среды обитания, от государственной заинтересованности каждого взрослого, чиновника и политика. И необходимо исходить от потребности самого ребёнка, и помогать ему всеми доступными способами.