Методическая разработка «Дифференциальная диагностика особенностей формирования учебных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»



дифееренциальная диагностика особенностей формирования учебных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья




Диагностические особенности


исследование процесса чтения


необходимо:
установить знание букв, навык чтения слогов, слов, связного текста, особенности звукобуквенного анализа и синтеза.
Следует обратить внимание на способ чтения, темп, соблюдение логических ударений, сохранение структуры слова, наличие грубых искажений и нарушений звукопроизношения.
Очень важно понимание ребенком смысла слов, предложений.
Если ребенок не овладел навыком чтения, то текст ему читают или рассказывают, а затем проверяют его понимание.

Дети с умственной отсталостью
дети с выраженной умственной отсталостью к 7 8 годам:
не могут запомнить буквы,
не могут объяснить знакомые слова и затрудняются при соотнесении их с картинкой.
Дети с легкой умственной отсталостью
к 7 8 годам:
могут усвоить алфавит при специальном обучении,
им очень сложно научиться сливать буквы в слоги,
их чтение долгое время остается побуквенным.
недостаточно понимают прочитанное,
не могут пересказать текст в необходимой последовательности.
недоступно понимание скрытых причинных зависимостей.
свойственно механическое чтение.

Дети с ЗПР
на первом году обучения могут не овладеть положенным по программе навыком чтения.
Они медленно, по слогам читают,
не соблюдают пунктуационную интонацию,
характерны перестановки, замены, пропуски букв и слогов.
Бедность словаря, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире затрудняют понимание ими отдельных слов и выражений, установление причинно-следственных связей, присутствует выраженное стремление понять смысл прочитанного, поэтому часто отмечается желание перечитать слова, фразы, чтобы понять, о чем написано.

Дети с нарушением слуха
У них отмечается побуквенное, угадывающее чтение,
замена слов и букв другими
недостаточное понимание прочитанного.

Дети с ОНР


Дети с нарушением зрения
испытывают трудности при восприятии букв, слогов, слов,
часто «теряют» строку
переставляют как буквы, так и слова, что отрицательно сказывается на овладении навыком чтения и понимании прочитанного.
В тех случаях, когда текст детям прочитывается, они понимают и пересказывают его содержание.

Дети с ДЦП
затрудняются в целостном восприятии слова,
путают графически сходные буквы.
Вследствие нарушения мышц-глазодвигателей дети не могут следить за строкой, часто ее «теряют»,
испытывают трудности переключения с одного слога на другой.
с трудом понимают сложные логико-грамматические конструкции, выраженные наречиями и предлогами, обозначающими пространственные категории (слева, внизу, под, над и т.д.).

Нормально развивающиеся дети
овладевают чтением еще до обучения в школе.
без труда понимают соответствующие их возрасту тексты.

исследования навыка письма


Необходимо
определить уровень овладения техникой письма, грамматикой и правописанием.
Детям дошкольного возраста следует предложить задания для выяснения их готовности к письму и способности ориентироваться в тетради:
выделить строку и провести карандашом по ее длине,
на листе бумаги в клетку обвести одну клетку,
написать печатные буквы по опорным точкам и без них,
повторить предложение из 2 3 слов, выделить в нем отдельные слова, указать их количество и порядок,
выделить первый и последующие звуки в слове.
Если ребенок знает буквы, целесообразно предложить ему сложить из разрезной азбуки знакомые слова. Технику письма обучающихся в школе детей можно проанализировать по
рабочим тетрадям
по результатам списывания текста во время обследования


Дети с умственной отсталостью
Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями к 7 8 годам
не могут научиться писать;
не понимают цели заданий;
отмечается грубое недоразвитие моторики, общей координации движений,
имеющиеся пространственные нарушения затрудняют выполнение даже элементарных заданий (ориентировка в тетради и т.д.).
Дети с легкой умственной отсталостью также испытывают значительные трудности в овладении письмом. Не получившие специального обучения умственно отсталые дети
не могут самостоятельно выделить в тетради клетку,
не соблюдают строку,
не дописывают элементы букв,
иногда пишут буквы зеркально.
предварительно не прочитывают слова перед списыванием, что приводит к ошибкам,
испытывают трудности в звуковом анализе слова,
не всегда различают начало и конец предложения.
Умственно отсталым детям трудно понять правила правописания, особенно безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Дети с ЗПР
при обследовании в I классе дети часто бывают не готовы к овладению письмом.
доступны лишь элементарные формы звукового анализа;
особые трудности представляет для них последовательное выделение гласных звуков из слов, состоящих из открытых слогов и согласных при их стечении.
при письме дети пропускают буквы, а иногда и слоги, вписывают лишние буквы.
в работах встречаются многочисленные ошибки, связанные с незнанием правил или неумением их применять.
в то же время в письменных работах детей с задержкой психического развития гораздо меньше ошибок, чем в работах умственно отсталых учащихся,
нет грубых искажений слов и нелепых написаний.

Дети с нарушением слуха
В процессе письма дети смешивают сходные по звучанию и месту образования звуки,
неправильно употребляют смягчения,
пропускают части слов, на которые не падает ударение,
пропускают согласные при сложных сочетаниях,
нарушают структуру предложения.

Дети с ОНР
имеют специфические ошибки:
нарушение согласования слов,
пропуски и замены букв,
перестановка букв и слогов,
слияние нескольких слов в одно.
фонематические затруднения бывают более стойкими, чем затруднения в произношении. К моменту поступления в школу недостатки произношения могут сгладиться, однако трудности усвоения грамоты сохраняются и приводят к неуспеваемости.

Дети с нарушением зрения
испытывают особые трудности при овладении навыками письма;
им присущи несоблюдение строки,
несформированность величины, а порой и измененный образ буквы,
смешение сходных по начертанию букв,
элементы зеркального письма и т.д.

Дети с ДЦП
затрудняются при ориентировке на листе бумаги,
иногда пишут справа налево.
из-за нарушений мышечного тонуса в кистях рук при письме отсутствует плавность линий,
буквы получаются разными по величине,
труден процесс их слияния при написании слов.
особые трудности при овладении техникой письма испытывают дети с гиперкинезом.
в некоторых случаях обучать письму детей приходится только на компьютере.

Нормально развивающиеся дети
Нормально развивающиеся дети могут быть недостаточно грамотными и иметь плохой почерк, поэтому сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться только в комплексе с данными психологического, логопедического, медицинского исследований.

Элементарные математические представления о числе, степень овладения вычислительными навыками, понимание и решение задач.


Детям дошкольного возраста предлагают
определить количество предметов в группе (один много, одиндва много),
сравнить два множества предметов.
их просят пересчитать предметы, расположенные в ряд или в случайном порядке, назвать итоговое число
показать обозначающую количество предметов цифру. Дошкольников и учащихся I II классов общеобразовательной школы
просят считать в прямом и обратном порядке от единицы и дальше;
от пяти, десяти, двадцати до единицы;
от заданного числа до другого заданного числа. Учащихся I класса общеобразовательной школы
просят назвать предыдущие и последующие числа;
сравнить два числа;
сказать, какое из них больше
При проверке степени овладения вычислительными навыками у дошкольников и учащихся I II классов обращают внимание на уровень овладения счетными операциями:
пересчитывают ли дети первое слагаемое или сразу к нему прибавляют;
пересчитывают и отсчитывают ли на пальцах, предметах или отвлеченно;
затрудняются ли в счете при переходе через разряд;
решают ли примеры в столбик или в строчку;
знают ли таблицу умножения и деление.
Во время исследования процесса решения задач выявляется
понимание ребенком условия задачи,
учитываются возможности повторить условие задачи и вопрос, составить план решения, поставить вопросы к действиям и выполнить их, после чего дать объяснение решения.
Проверяется, могут ли дети составить задачу по заданным компонентам, понять структуру задачи с недостающим компонентом.
Очень важным диагностическим показателем является способность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Дети с умственной отсталостью
У детей школьного возраста с выраженной умственной отсталостью при обследовании обнаруживается
очень низкий уровень развития арифметических навыков.
нет осознанного понимания числового ряда,
нет владения даже простейшими счетными операциями на конкретном материале.
при пересчете предметов они не могут назвать итогового числа,
не удерживают в памяти инструкцию;
помощь не эффективна.
Дети школьного возраста (I II классов) с легкой умственной отсталостью
могут соотнесенно пересчитать предметы в пределах трехдесяти.
при случайном расположении предметов им необходима организующая помощь.
большинство детей испытывают трудности при воспроизведении числового ряда от заданного до заданного числа, особенно в обратном порядке.
с трудом удерживают в памяти программу задания.
трудны счетные операции с переходом через разряд.
особые проблемы возникают при решении арифметических задач: дети не удерживают в памяти условие задачи, сами не контролируют ход решения и не умеют проверить правильность решения.

Дети с ЗПР
Детям дошкольного возраста с задержкой психического развития доступно
понимание числового ряда,
порядковый счет до десяти,
некоторым детям доступен и обратный счет,
счет от заданного до заданного числа затруднен.
могут самостоятельно пересчитать предметы, соотнести их с соответствующей цифрой.
Счетные операции в пределах десяти дети производят с помощью счетных палочек, иногда пальцев, при этом часто ошибаются.
Дети I II классов с задержкой психического развития могут
решать простые задачи на нахождение суммы и остатка.
При обучении в общеобразовательной школе они испытывают трудности в усвоении программного материала по математике, особенно при решении задач:
не умеют произвести анализ условия задачи в целом, а найдя правильное решение, не могут его объяснить.
Однако эти затруднения преодолеваются при направляющей и организующей помощи педагога.

Дети с нарушением слуха
иногда затрудняются в обратном счете, так как не сразу вспоминают название числительных и их последовательность,
путают предыдущее число с последующим и наоборот.
особые трудности они испытывают при решении арифметических задач, так как недостаточно понимают их условия из-за недостатков речевого развития.

Дети с ОНР


Дети с нарушением зрения
нуждаются в повторении условия задания, так как у них недостаточно полное представление о предмете и явлении, переданном в слове.
Им необходимо больше времени на выполнение задания.

Дети с ДЦП
испытывают специфические трудности при овладении навыками счета.
Большинство из них с трудом усваивают десятичный состав числа;
путают цифры, близкие по графическому образу;
строят цифровой ряд справа налево.

Нормально развивающиеся дети
к 7 годам в подавляющем большинстве случаев владеют устным счетом в пределах 100,
могут решать простые арифметические задачи.
Школьники обнаруживают знание основных разделов программы по математике и проявляют сообразительность при решении задач.





15