Формирование общеучебных умений и навыков у студентов


Тема: Формирование общеучебных умений и навыков на предметах естественно-математического цикла.
Образование представляет собой социальный феномен, а потому в соответствии с развитием общества, изменениями в социокультурной ситуации необходима модернизация образования.
Важным направлением при этом выступает необходимость разработки и средств связи образования с жизнью, подготовки выпускников, способных успешно интегрироваться в социум. Сегодня не достаточно вооружить обучающихся хорошими знаниями, умениями, необходимо научить учащихся  оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.  А это значит учащихся необходимо  научить:
•    основам  организации  собственной  учебной  деятельности;
Это одна из важнейших групп общеучебных умений и навыков, в которую входят:
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены учебного труда;
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
работа консультантом;
планирование организации контроля труда.
•    способам  поиска, переработки и представления информации;
Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:
чтение текста;
работа с учебником;
практическая работа;
работа с дополнительной литературой;
работа со справочной литературой;
усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи
•    приемам и методам умственного труда; 
сравнение;
анализ;
систематизация;
обобщение;
абстрагирование;
моделирование;
классификация;
причинно-следственные связи;
мысленный эксперимент.
•    основам  коммуникативных умений.
Письменная речь: конспектирование, умение писать диктанты, правильно оформлять работу.
Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.
Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…
Развитие науки и техники в последнее время происходит все убыстряющимися темпами. Одной из основных проблем современного образования является противоречие между возрастающим объемом научных знаний и ограниченными возможностями человека в их усвоении. Та информация, которую мы в состоянии передать учащимся на уроках, составляет лишь малую долю всего содержания и только малую часть той информации, которая им потребуется в течение их жизни. Для того чтобы ученику адаптироваться к постоянно и быстро изменяющимся условиям жизни в информационном обществе необходимо умение ориентироваться в информационном пространстве, критически подходить к отбору информации, получать новые знания в ходе собственной познавательной деятельности.
Оценку конечного результата деятельности учителя осуществляют путем определения сформированности у обучающихся общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности.
Приёмы и методы формирования ОУУН на уроках математики.
Первый этап - диагностика.
Методы и приёмы: анкетирование, анализ письменных работ и устных ответов учащихся, наблюдение за учебной деятельностью учащихся, тесты, дидактическая игра.
Второй этап - постановка целей и мотивация.
Методы и приёмы: словесные, наглядные в виде таблиц, схем, проблемно- поисковые, когда при разрешении проблемной ситуации учащиеся убеждаются в необходимости применения новых навыков; использование исторического материала, выявление практической значимости материала, поощрение учащихся.
Цели и задачи формирования каких- либо ОУУН должны быть согласованы с целями обучения, поставленными перед определённым уроком математики.
Третий этап - инструктаж.
Методы и приёмы: памятки, инструкции, беседы, организация самостоятельного нахождения и осознания составляющих приёма или метода
Четвёртый этап - практические упражнения.
Особенность этой работы в том, что формирование ОУУН проходит не на каких-то специальных заданиях, а при выполнении программных упражнений по математике.
Методы и приёмы многообразны. Это и предварительное планирование решения задачи, и работа с таблицами, графиками, статистическими данными, диаграммами.
Пятый этап - оперативный контроль и коррекция процесса.
Методы и приёмы: самостоятельные работы, контрольные работы, методы взаимоконтроля, самоконтроля, упражнение « Найди ошибку» и т. д.Корректирующие действия по отработке приёма:
беседы, коллективный и индивидуальный анализ ошибок, работа по их исправлению, примеры и контрпримеры, индивидуальные карточки- памятки, индивидуальные и дифференцированные задания.
Шестой этап- применение усвоенных навыков.
Методы и приёмы: теоретические обобщения, организация ситуаций практического применения усвоенных ОУУН.
Седьмой этап - обобщение и перенос усвоенных приёмов
(в стандартных и нестандартных ситуациях)
Методы и приёмы: объяснительно - иллюстративные, проблемные частично - поисковые, методы практической и самостоятельной работы, методы репродуктивного и вариативного воспроизведения и применения ОУУН.
Восьмой этап - закрепление.
Используются обобщающие уроки, самостоятельная учебная деятельность учащихся по изучению материала, по решению стандартных и нестандартных задач, работы исследовательского характера, домашняя работа учащихся, самостоятельное применение усвоенных навыков ОУУН в других предметах естественно - математического цикла.
Девятый этап - обучение нахождению новых приёмов.
Методы и приёмы: обобщение частных случаев решения учебных задач, перестройка и перенос известного приёма, конкретизация и специализация общих приёмов, аналогия, составить приём, обратный данному, нахождение новых приёмов, опираясь на анализ содержания изучаемого теоретического материала.
На всех этапах формирования ОУУН полезно учитывать возможности внеклассной работы: факультативных, кружковых занятий, мероприятий предметных декад, олимпиад, конкурсов.
Из опыта работы формирования ОУУН на уроках математики.
Психолого- педагогические условия образовательного процесса в «Калачевском техникуме интернате» .
Организационные условия.
Форма организации учебного процесса: классно - урочная, лекционно - семинарские занятия.
Избранные технологии педагогического процесса:
предметные технологии
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- информационные технологии;
- технология уровневой дифференциации;
- технология индивидуального подхода;
- традиционная технология обучения;
технологии психолого - педагогического сопровождения
-диагностика индивидуальных психологических особенностей;
- тестирование общеучебных умений и навыков;
- индивидуальное сопровождение студентов группы риска.
4. Условия, обеспечивающие реализацию образовательных программ:
- современное содержание образования;
- наличие высококвалифицированных педагогов;
- материально- техническое обеспечение образовательного процесса;
-наличие учебных программ, утвержденных (рекомендованных) МО и науки РФ;
-наличие библиотеки и читального зала;
-выделена линия в Internet;
-спортивный зал;
-педагоги дополнительного образования, сурдопереводчик, психолог, социальный педагог;
- имеется сайт техникума.
Количество часов математики  на первом курсе 290 часов в год.
Школьный психолог составляет карты психолого - педагогических особенностей учащихся, которыми располагают все учителя и учитывают эти данные в своей работе.
В этих картах указаны пол, возраст, тип темперамента, наличие или отсутствие хронических заболеваний, тип мышления по ведущему полушарию, психологические проблемы (агрессивность, депрессивность, тревожность и пр.).
Эта информация очень помогает выстроить урок не «по шаблону», а именно личностно – ориентировано, выбирая тот комплекс приёмов и методов, который является наиболее подходящим для данного студента на данном уроке.
На уроках математики  можно  успешно развивать коммуникативную культуру учащихся и организационные навыки.
Развитию коммуникативных умений способствуют следующие виды работы на уроке.
Это – работа в парах, когда учащиеся
а) решают разные, но однотипные задачи, а потом проводят взаимоконтроль;
б) решают задачи разных типов, а потом обмениваются информацией по их решению;
в) изучают текст учебника по частям, а затем обмениваются информацией;
г) проводят совместную работу практического или исследовательского характера;
д) работают в режиме практикума – « цунами», когда тот, кто справляется с заданием быстрее, представляет решению учителю и помогает решить тому, кто затрудняется;
е) сдают зачёт – «цунами», когда учитель заранее опрашивает 3-4 человек, те принимают зачёт ещё у 3-4, которые, в свою очередь, принимают зачёт, и т. д)  Количество сдавших  быстро увеличивается, и за 20 минут можно опросить весь класс.
Таким образом, можно опрашивать доказательства теорем по геометрии и любой устный материал;
Особенно такой метод помогает при работе со студентами с ограничением или полным отсутствием слуха.