План по самообразованию Формирование общеучебных умений и навыков


ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя истории и обществознания
Асюнькина А.В.
Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

МКОУ «Малостуденецкая СОШ»
2016-2017г.
Образование :высшее, окончил Рязанский Государственный Педагогический Университет по специальности – история и обществознание.
Квалификационная категория – высшая.
Курсы повышения квалификации: «Развитие личности ребенка средствами предметов гуманитарного цикла»2002г.
«Проблемы модернизации исторического и обществоведческого образования»2007г.
«Применение современных образовательных технологий в курсе ОБЖ»2010г
«Преподавание истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО»2012г.
«ФГОСС ООО: Достижение планируемых результатов средствами УМК «Школа 2100»»2013г.
Методическая проблема школы:
«От компетентного учителя к компетентному ученику»
Ведущие идеи:
-личностный подход;
-успешность и преемственность обучения и воспитания;
-гуманизация отношений;
-практическая направленность обучения;
-дифференциация обучения.
-патриотическое воспитание
Цели:
-выявление и развитие способностей каждого ученика,
учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
-введение в учебно -воспитательный процесс современных технологий обучения.
обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования,
учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителей.
Задачи:
1) поддерживать научно-исследовательскую и поисковую работу учителей и учащихся,
стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;
2) совершенствовать систему мониторинга образовательного процесса по всем предметам;
3) улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности . 
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Формирование общеучебных умений и навыков в процессе обучения истории в 5-8 классах».
 Работа над темой начата в 2016 году
Предполагается закончить работу над темой в 2020 году.

Цели и задачи:
1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
4) повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории и обществознанию.
 
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметил основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
 
 
Основные направления Действия и мероприятия Сроки
реализации
Профессиональное 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и
требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3.Систематически выписывать журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».
4. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории и обществознания.
2016
 
 
 
 
 
 
регулярно
 
регулярно
 
 
Психолого-педагогические 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
   
регулярно
Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания.
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
9. Проводить открытые уроки.
10. Разработать программы элективного курса по предмету, кружков.
12. Выступать с докладами по теме самообразования.  
регулярно
 
 
 
регулярно
 
 
регулярно
 
 
ежегодно
 
 
 
 
 регулярно
 
 
 
регулярно
 
 
 
 
 
Информационно-технологические технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по истории, обществознанию, педагогике и психологии.
Регулярно
 регулярно
 
Охрана здоровья 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни. регулярно
 
 регулярно
     
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 2016 1.Курсы повышения квалификации учителей.
2.Выступление на заседании школьного МО
3.Подписка на методическую литературу «Преподавание истории в школе», «Обществознание».
4.Изучение литературы:
1).Т.Н.Трунцева Как научиться писать эссе.М.Грамотей.2015.
2.
3).Голуб И.Б. ЕГЭ сдаём без проблем. История без репетитора.-М.:Эксмо, 2015.
4)Прохождение дистанционного обучения по программе « Эксперт ЕГЭ по обществознанию»
Прогностический 1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 2016 1.Выступление на заседании школьного МО;
2.Анализ ресурсов Интернета.
Практический 1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы. 2016 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме.
2.Открытые уроки.
3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Обобщающий 1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 2016-2017 1.Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла по теме « Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию.Часть С».
2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Выступление на заседании районного МО«Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания».
4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 
Внедренческий Распространение опыта работы. 2017 1.Открытые уроки.
2.Работа в районной аттестационной комиссии учителей истории и обществознания.
 
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Изучить литературу по данной проблеме:
1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2015
3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2015. - с. 42.
4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2012. — 272 с.
5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2012.
6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
7. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя истории»
8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и обществознания и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета .Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Обобщить опыт по исследуемой теме.