Конспект занятия по теме: «Всё живое надо беречь»







Цели : 1.Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы.
2. Учить наблюдать, сравнивать, анализировать различные явления.
3. Овладевать методами научного познания окружающей среды, её преобразования.
4. Обучать детей правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней.

ВВЕДЕНИЕ В УРОК.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, день!
Подарите свои улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к нам радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

2.ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: МОЙ ШАГ В ПРИРОДУ.
-Вот и подошел к концу самый красивый месяц осени - октябрь. Он подарил нам много удивительных встреч с природой. Незабываемы встречи с лесом.
У каждого леса, своя музыка, свои голоса. Они меняются от весны до зимы, но остаются именно такими, какими мы их запомнили с детства.
ФОНОГРАММА. Что вы услышали? А каким в вашей памяти остался лес. Ваши ответы должны иметь доказательство, а речь должна быть красивой и понятной.
Лес – это чудное творение природы. Немногое может сравниться с ним красотой. Я помню лес в конце апреля. Деревья раскрыли свои клейкие листочки. Лиственницы
выпускали иголочки, вечнозеленые сосны приветствовали весну.
Лес – это первые проталины и первый туман-испарина над отжившей землей. Это полянки первоцветов. Тонкие, хрупкие, как в сказке «12 месяцев». Разве это не чудо!? У меня даже фотография сохранилась. Рвать первоцветы нельзя. Они занесены в «Красную книгу».
А еще в лесу мы нашли огромные муравейники. Правда еще больших размеров мы видели муравейники в «Морозовском дендрарии». Разорять муравейники нельзя!

- Как назвал С.В.Михалков поджигателя муравейника?
Жестокий эгоист спокойно смотрел, как горит муравейник:
Живешь ты в атомный наш век
И сам – не муравей.
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей.
Что такое дендрарий?
Дендрарий - ботанический сад, в котором с научно-опытными целями выращиваются различные деревья и кустарники.
Я стояла и глаз не могла оторвать от весеннего леса, умытого дождем. Он еще был голый без листьев. Четко выделялись стволы берез с лиловыми ветками.
На ветках сережки весят, а на сережках капельки дождя.
От влажной земли пар поднимался. А воздух, какой! Влажный, теплый - пахнет сырой землей и горечью набухших почек.
Кругом по деревьям птицы поют. Каждый певец на свой манер старается. Вдали кукушка кукует.
А я вспоминаю лес летом. Мы отправились на родник Иоана Предтече в село Румяновка.
Мне, кажется, я до сих пор чувствую медовый запах цветущей липы, вижу полянки ромашек, клевера, огромнейшие листья папоротника.
Лес – это прощальные крики птиц над пустыми осенними полями. Это оранжевые, багряные краски золотой листвы.


а) Работа по картине И. С. Остроухова «Золотая Осень».
б) Работа по стихотворению Б. В. Милавина пензенского поэта «Я в лес вхожу. Какая благодать».
ИТОГ. Правильно. Лес-это здоровье. Когда мы идем или едем на велосипеде, мы развиваем мышцы. Особенно даем нагрузку икроножным мышцам.

3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
В Древней Греции говорят: если хочешь быть здоровым и сильным – бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай.
Во 2 классе - два урока физкультуры;
В 3 классе – три урока физкультуры;
В 4 классе – три урока физкультуры плюс спортивная секция.
Количество больных детей
В 1 четверти 2002г. – 15ч. * 4= 60ч.
В 1 четверти 2003г. – 20ч.* 4=80ч.
ИТОГ. Видно, ребята, хотите быть здоровыми, откажитесь от просмотра ненужных кинофильмов. Проводите это время в лесу, на природе. Лесной воздух чист, содержит полезные вещества ФИТОНЦИДЫ, губительно действующие на болезнетворные микробы. дышать лесным воздухом полезно для здоровья.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Мы говорим с вами о красоте осенней природы. Вы видели на экскурсиях стройные берёзки. Не напоминают ли они вам красивую осанку? Посмотрите друг на друга, правильно ли вы держите спинки?
Ноги на ширине плеч, руки через стороны вверх, круговые вращения руками. Словно лёгкий ветерок налетел на деревья.
Ноги на ширине плеч, повороты в стороны, руки свободно двигаются, словно ветки при порыве ветра.
Ноги вместе, наклоны туловища. Словно на деревце налетел ураган.
Вывод: если человек дружит с физкультурой, мышцы превращаются в защитный каркас, который защищает внутренние органы и позвоночник от деформации.
4.ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ: ВСЁ ЖИВОЕ НАДО БЕРЕЧЬ.

Правила поведения в природе:
Не оставляй мусор в лесу;
Не ломай деревья;
Не разоряй муравейник;
Не разжигай костры;
Не рви большие букеты.
А теперь обратите внимание на запись.
«Охраняйте природу!
Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недругов.
Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству»
Л.Леонов
Знаете ли вы, что:
Сбор макулатуры сохраняет лес.
60 кг макулатуры спасает дерево. А мы в прошлом году собрали 250 кг макулатуры. Посчитайте, сколько деревьев вы спасли?
(Ребята получают в результате 520 деревьев).
Но мы встречали в лесу спиленные и поломанные деревья. Они утратили свою былую красоту. Мы стали искать причину. Нашли трубы, по которым грязные стоки текут на луга. (Показывается карта, созданная детьми. Вместо бывшего луга на ней болото, иначе, в пойму реки под названием НЕЧИСТОТЫ.)
Опыты.
Вчера мы оставили чай в стакане.
- Утром на поверхности увидели плёнку, она переливалась всеми цветами радуги.
Мама кипятила воду, а на стенках кастрюли осталась ржавчина.
А у меня в стакане плавали хлопья
*Давайте поищем ответ в районной газете «Сельская новь»:
Исследованы 12 родников, 3 родника с допустимой нормой. Сколько в районе родников с повышенной концентрацией вредных веществ?
(Ребята решают задачу)
Вывод: вода из 9 родников не пригодна для питья. Она содержит ФЕНОЛ, НИТРАТЫ, СВИНЕЦ.
Анализ проб показал, что ни один водоём не отвечает нормативным качествам. Значит надо расчищать и огораживать родники.
*Запись в тетради.

Источники загрязнения вод
1.Сточные воды очистных сооружений.

2. Бытовой мусор.


1 литр сточных вод – приводит в негодность 100 литров чистой воды.
Наша речка Большой Чембар оказалась в тяжёлом положении. Скоро нам негде будет летом купаться. И плотину вовремя не сделают, и очистные сооружения убивают нашу речку.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
*Вода в водопроводе не отвечает гигиеническим требованиям.
Отсюда и высокий уровень заболеваний у людей: инфекционных, кариеса, ЖКТ.
Работа с диаграммами.
Диаграмма – это чертёж в виде геометрических фигур, наглядно изображающий соотношение каких-либо величин.
(Ребята работают по записям, анализируя уровень заболеваемости детей в своей школе)
*Причины, влияющие на здоровье человека.
Задача. На 1 жителя приходится 200 кг отходов. На район – 8 тонн. ј отходов отвозят на свалку, а остальное – на природу. Сколько тонн отходов на природе? (Дети решают задачу: 6т на природе, 2 т на свалке)

Люди! Опомнитесь, что же вы делаете?
ИТОГ.
Необходимо строительство новых очистных сооружений.
Использовать для очистки воды живые организмы.
Не мыть в водоёмах транспорт – машины и даже велосипеды.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Упражнения на мобилизацию внимания.
5.ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Мы много говорили о реке Большой Чембар.
Какие экологические знаки можно установить на берегу реки. Нарисуйте этот знак.
Напишите памятку, как вести себя у водоёма.
6.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ

«СУДЬБА ПРИРОДЫ - НАША СУДЬБА!»
Возможно, окончив школу, университет, вы вернётесь в родной Белинский район. Кто-то будет градостроителем, кто – экологом, кто – корреспондентом. Я думаю, что наши уроки не пройдут бесследно. За время учёбы вы многое узнали. А сколько ещё интересного вам предстоит узнать!




Послушайте задания. Каждый выберет для себя по силе.
Я хочу вам рассказать одну притчу.
Это задание Экологам- журналистам.
Далеко-далеко, в дремучем лесу, есть поляна. На этой поляне собрались лесные жители. Такое собрание в старину называлось у людей вече. Посреди поляны на 4 столбах висел вечевой колокол, по его звону и собрались лесные жители. В колокол мог звонить каждый, кто считал себя обиженным. Никто не смел звонить по пустякам. Однажды колокол зазвонил так сильно, что все лесные жители поспешили на полянку, желая знать, кто требует суда и защиты. Подумайте, кто просил помощи и как они обращались к человеку?
Это задание Градостроителям.
Вы должны правильно разместить завод, чтобы в атмосфере города Белинского было как можно меньше загрязняющих веществ.
Составление модели из отдельных компонентов.
Для чего используются зелёные насаждения?


















Это задание Журналистам – экологам.
Волк: Человек! Разве ты мог поступить так с нами? Мы же часть природы!
Лиса: Человек! Неужели ты не понимаешь, что, истребляя нас, ты вредишь себе?
Чёрный скворец: Человек! Ты научился достойно летать по воздуху, как птица, плавать под водой, как рыба - научись достойно жить на Земле!
Куница: Человек! Что натворил с природой ты? Мало – не делать зла, нужно делать добро. Только тогда ты будешь спокоен и счастлив.
Ёж: Будь Человеком, человек, ты на Земле своей!
Учитель обращается к детям: « Спасибо вам, дети, за урок. Как жаль, что звенит звонок, а сколько ещё интересного ждёт вас впереди!»









Конспект факультативного занятия
«Экология для младших школьников»
в 4 классе

Тема:
Всё живое надо беречь.










Учитель начальных классов Пушанинской средней школы Белинского района Пензенской области

Шебурова Татьяна Николаевна














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915