Классный час в 5а классе о правах ребенка … или право имею.


Демянчук О.В.
Классный час в 5а классе о правах детей.
Тема «…или право имею».
Цель: познакомить ребят в доступных игровых ситуациях с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
Основные задачи:
•в игровой форме научить применять юридические умения, навыки в конкретных ситуациях;
•воспитывать гражданские качества и чувства патриотизма у обучающихся;
•формировать начальные знания о государстве, праве, общественных и государственных институтах права человека;
развивать кругозор детей, правовое мышление и речевые компетенции;
на примере сказочных героев показать нарушение прав человека, обратить внимание на обязанности.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)
— Здравствуйте!—
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте!—
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? ( В. Солоухин)
Дорогие ребята! Начнем наше занятие с такого упражнения. Перед вами на столе лежат разноцветные листочки. Мы сейчас определим с вами цвет вашего настроения. Выберите полоску бумаги, с которой у вас ассоциируется ваше настроение. Объясните свой выбор. А как бы хотелось ,чтобы всем нам было хорошо, чтобы мы чаще улыбались друг другу, жили интересно, весело. Давайте вместе определим , что среди друзей может быть разрешено, а что должно быть запрещено, т.е. поговорим сегодня о ваших правах и обязанностях.
3. Объявление темы и постановка цели занятия:
 Начинаем классный час,
Речь на нём пойдёт о нас.
Постарайтесь всё понять,
                                             Что – то новое узнать о правах, обязанностях и ответственности,  попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.
А начнем мы наш разговор о доме. Можно сказать, что нашим домом является планета Земля, а мы , живущие на ней , зовемся земляне.(показывается глобус).
Слайд№2
У каждого человека есть Родина , место ,где он родился и живет.
-Как называется страна , в которой мы живем?
Для нас родиной является Россия. Россия - наш дом
Родина.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь , от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Слайд№ 2-6
Посмотрите ,как красива наша Родина в разное время года!
Домом также можно назвать и город, где мы живем
-А как называется наш город?
Слайд№7
Домом можно назвать и школу , где мы учимся. В ней учились многие из ваших родителей.
Слайд№8
Поднимите руки ,чьи родители учились в нашей школе?
Домом можно назвать и дом , где вы живете.
Слайд№9
Мы живем в огромном мире природы, вещей, людей. Нельзя прожить, не соприкасаясь со всем этим. Сегодня хочу обратить ваше внимание на то, что каждый из вас , живя среди людей, должен сделать все, чтобы окружающим вас людям было хорошо и комфортно рядом с вами
Мы живем в правовом государстве, являемся гражданами своей страны. Могучей, красивой, богатой народными традициями, талантливыми людьми, славной историей. Нам есть , чем гордиться.
И вот сегодня мы с вами в игровой форме попробуем сдать экзамен на гражданина.
Итак, начнем.
Слайд№10,11,12
Конкурс “Символы государства”
1. Ребятам выдаются наборы полосок цветной бумаги. Необходимо из них сложить государственный флаг России
2. Государственный гимн.
Правильный ответ. Текст государственного гимна РФ:
1.Россия - священная наша держава,
Россия - священная наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая-
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущее нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
Ребятам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатаны по одной строчке всех куплетов Государственного гимна РФ. Необходимо правильно разложить эти строчки так, чтобы получился первый куплет и припев гимна.
3. Государственный герб.
Ребята должны по памяти дать полное описание герба России.
Время выполнения – 4 минуты.
(Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите, над орлом – три короны (две малые и одна – большая), в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона) .И еще я хочу сказать вам о том, что даже у такого небольшого городка , как наш Спасск , есть свой герб.
Слайд№20
Конкурс «Государственная власть»
Вопросы:
1.Кто является главой государства?
2.Кому принадлежит государственная власть?
3. Кто является президентом в данный момент?
4.Назовите вновь избранного президента.
5.Что такое конституция РФ?Слайд№13-14
6.Какой документ подтверждает ,что человек является гражданином России?
Слайд15
Быть гражданином почетно и важно. Ты под защитой своего государства , перед тобой открыты все дороги, ты- человек, ты –гражданин, ты-Россиянин.
Слайд№16 и 17
Конкурс « Обязанности гражданина»
Слайд №18 и 19
Хорошо ,а теперь вспомним ,что же такое право?
(Ребята отвечают)
Слайд№21-23
Назовите известные вам права.
Слайд№24
Что такое обязанности?
Слайд№25
Вспомнили, молодцы!
Игра.
Предлагаю воспользоваться своим правом на отдых и поиграть.
«Круг радости»
Конкурс «Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека.»Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.)Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)
Конкурс «Угадай-ка»!
(Какое право нарушено?)
Слайд№26-31
Конкурс “Правовой статус ребёнка”
Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Во время перечисления прав и обязанностей необходимо поднять соответствующую карточку. Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов.
1.Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.
2.Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.
3.Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет /.
4.Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.
5.Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.
6.Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.
7.Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /с14 лет/.
8.Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /с10 лет/.
9.Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/.
10.Вправе посещать школу /с 6 лет/.
11.Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.
12.Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.
Посмотрите сценки. Как бы вы разрешили ситуации, представленные в них?
1 сценка.
Мама: Сколько раз тебе говорила:после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!
Дочь: Но мама! Ты же всё равно в 10 ещё не спишь.
(в данном случае поведение дочери ущемляет права родителей на отдых и является нарушением общественного порядка).
2 сценка.
Мама: Дочка, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Дочь: Мама у меня завтра контрольная. К тому же, Конвенцией я защищена от выполнения любой работы, которая служит препятствием в образовании.
(самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции в ст. 32 речь идёт не о домашнем посильном труде, а об экономическом.)3 сценка.
«Чужое письмо»
Катя: А ты не пойдёшь на физкультуру?
Яна: нет, я освобождена.
Яна: ой, стёрки нет. У кого же взять? У Кати посмотрю.
Катя: почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь моё письмо?
Яна: а что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрю. Разве нельзя?
Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?
Сценка4.
Порча чужого имущества
На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.
Выбрасывает телефон.
(Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу .)
Сценка 5.
Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.
Кто прав?
Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе)
Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.
 . Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.
Слайд№32-37
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлениемб) Займусь, когда будет свободное времяв) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю местоб) Попрошу соседа, чтобы уступил местов) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защититьб) Попрошу вмешаться прохожихв) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцуб) Передам взросломув) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
12. Итог
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
 
13. Рефлексия
Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности. А я хочу вам всем пожелать побольше друзей!
 Я не завидую чужому счастью И, как умею, берегу своё.И если у друзей в душе - ненастье, То это горе, также, и моё! Друзьям не расставляю я капканы, Не закрываю сердце на засов И не ищу в поступках их изъяны. Друзей люблю без всяких громких слов. Но кто-то мастер - делать людям больно.И ненавистью душу бередя, Изводит всех, пусть, даже, и невольно... А злобой душит, собственно, себя! Таких людей я искренне жалею: В их душах не искрится яркий свет. Там вечный мрак запущенной аллеи, И светлых уголков там просто нет! Что может быть страшнее лицемерья? Всего важней: НЕ ОБНИЩАТЬ ДУШОЙ!И я гоню и зависть, и безверье. Для этого не нужно быть святой! Но в истину одну я верю твердо: Отдашь добро, ОНО ВЕРНЁТСЯ ВНОВЬ!
Слайд№38-4014. Памятка школьнику
Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
 
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
 Слайд№41
Притча.  Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.
— Дедушка, — сказал мальчик, — вы не видели здесь камень?
— Я убрал его с дороги.
— Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.
— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
— Почему же вы убрали камень?
— Потому что я — Человек.
(А сейчас на листочке нарисуйте выражение своего лица , с которым вы уходите с нашего мероприятия и напишите одну фразу –отношение к занятию.
Слайд№42
Дополнительные материалы.
С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
 
3 задание. Составление таблицы
Задание: ответьте на вопросы, которые помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Команды отвечают по очереди.
 
Что я делал(а) сегодня Как это связано с правами человека
(какие права я реализовал)
Ночью спал
Завтракал, обедал
Смотрел телевизор
Сходил в школу Право на отдых и здоровье
Право на здоровье
Право на доступ к информации и СМИ
Право на образование
 
4 задание. Закончите предложения:
1. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на … (личную неприкосновенность)
2. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на … (неприкосновенность жилища).
3. Балда из сказки А. С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд).
4. В сказке « Иван-Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на … (жизнь).
 
А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни.
Сценка «Чужое письмо»
(девочки с портфелями)
- Ты пойдешь на физкультуру?
- Нет, я освобождена. (все уходят, девочка начинает рисовать)
- Ой, резинки то нет. У кого же взять? У … посмотрю.
 (Роется в портфеле. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит …)- Ты почему открыла мой портфель? А почему читаешь мое письмо?
- А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?
Вы правы, на лицо нарушение права частной собственности, права на невмешательства в личную жизнь.
Вывод: мы имеем не только права, но и обязанности по отношению к другим гражданам.
Вопрос: какие обязанности должен выполнять каждый ребенок?
Давайте проверим все ли обязанности мы с вами перечислили:
Обязанности детей:
Каждый ребенок обязан:
- слушаться родителей или лиц их заменяющих- принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого отношения к ребенку с их стороны- получать основное общее образование- соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах- уважать права и культурную самобытность других лиц.
Какую обязанность не выполнила девочка? (уважать права других людей)
Ответственность детей:
Каждый ребенок несет ответственность:
- перед своей совестью- перед родителями или лицами их заменяющими- перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.
Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:
- исключение из школы- возмещение причиненного вреда- уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.
С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность
Права или обязанности.Береги школьное имущество. ( . . . )Принимать участие в конкурсах и соревнованиях. ( . . . )Соблюдать правила дорожного движения ( . . . )Соблюдать правила личной гигиены. ( . . . )Прилежно учиться. ( . . . )Пользоваться библиотекой, спортзалами. ( . . . )Охранять природу, памятники культуры ( . . . )Заботиться о жизни и охране здоровья. ( . . . )Соблюдать правила поведения. ( . . . )Учиться. ( . . . )Звонить по телефону ( . . . )Играть с друзьями ( . . . )Читать книги ( . . . )
Блиц опрос (по одному из класса, дети выбирают карточки и сразу отвечают,за каждый ответ по 1 баллу):
Ты пришёл в школу. Какое первое слово должен сказать?
Тебе помогли раздеться и повесить одежду. Что нужно сказать?
Ты шёл по коридору и случайно кого-то толкнул. Что нужно сказать?
Чтобы тебе с удовольствием помогли не надо забывать одно волшебное слово. Какое?
Человек сделал доброе дело и его надо поблагодарить. Какие слова ты скажешь?
Вся семья садится обедать. Какие слова ты скажешь всем?
Светофор вежливости ( сигнальные «светофорчики»)Условия игры: вежливо – зелёный цвет, невежливо – красный.За каждый правильный ответ – по 1 баллу
В школьном коридоре разговаривают учителя, среди них Олег увидел своего классного руководителя и ,проходя, сказал «Добрый день, Елена Петровна!»
– Извините, пожалуйста, я толкнула вас не нарочно, - сказала девочка в трамвае.
В коридоре идет учительница в руках у неё книжки, тетради, карты. Навстречу ей ученик: «Добрый день», - и пошёл дальше.
Ты идёшь с другом по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Ты тоже сказал: «Добрый день!»
«Дайте мне хлеба», - обратился мальчик к продавцу.
После обеда Коля сказал бабушке: «Спасибо, борщ очень вкусный».

Правонарушители встречаются не только в сказках, но и в жизни.Ст 35 « Каждый ребёнок имеет право на безопасную жизнь. Государство обязано не допускать похищения детей, торговлю ними».Для того чтобы преступникам не удалось осуществить свои намерения каждый ребёнок должен знать некоторые правила.Игра «Да. Нет». Игра проводится со всеми детьми. Отвечают хором.
Не садись в машину с незнакомыми людьми. Да или нет?
Никогда не говори, что ты один дома. Говори, что мама или папа не могут подойти к телефону или перезвонят позже. Да или нет?
Не оставляй открытыми двери и окна, если ты дома один. Да или нет?
Всегда бери сладости у кого-либо, даже если это незнакомец. Да или нет?
Никогда не впускай в дом незнакомых людей. Да или нет?
Можно играть и гулять хоть до утра. Да или нет?
Никогда не играй с безопасными предметами. Да или нет?