Классный час на тему: Гражданин — имею право


\s В Конституции Казахстана записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства.
- Что такое Конституция? (Конституция – это основной закон любого государства).
- Как вы понимаете слово «закон»? ( закон- это нормы и правила, которым необходимо подчиняться и выполнять).
Все главные лица государства – Президент, Глава правительства, депутаты Парламента – все они думают над тем, что нужно сделать для детей Казахстана, чтобы вам жилось свободно и счастливо на территории нашего государства.
- Назовите Президента Республики Казахстан.
3.Широки казахстанские просторы.
Велика территория нашей Родины, она протянулась на тысячу шестьсот километров с севера на юг и на три тысячи километров с запада на восток. Её площадь составляет 2,7 млн.километров (показ на карте)
- Назовите столицу нашего государства ( с 1998 г.- Астана).
4.Права и их нарушение.
Много национальностей проживает в Казахстане. Например, в нашем небольшом коллективе учатся дети пяти национальностей.
Независимо от национальности всех граждан Казахстана охраняет основной закон – Конституция. Если бы не было Конституции, то каждый поступал бы так , как ему вздумается: хотел бы пошел в школу, а хотел бы и не пошел; понравилось бы чужое пальто, ручка, машина, жилье, он бы это присвоил.
- Какие права, записанные в статьях Конституции мы с вами уже знаем? (право на бесплатное обучение в школе, на медицинскую помощь, на отдых, на получение пособий и другие)
- А всегда ли в жизни соблюдаются эти права? Может быть вы встречались с их нарушением? (примеры)
5. Работа со статьями Конституции ( коллективно).
На доске картинки со статьями. Показываю картинку и спрашиваю:
- Какая статья нарушена? (14, 15, 16, 17, 18, 24)
- Как исправить картинку? (ответы детей)
Итак, рассмотрев картинки, с помощью статей Конституции мы исправили ошибки.
6.Работа со статьями Конституции группами (4 группы)
Ребята, ко мне, как к Президенту, обратились герои сказок: падчерица из сказки «Золушка», Коза из сказки «Волк и семеро козлят», гадкий утенок из сказки «Гадкий утёнок», Заяц из сказки «Зайкина избушка» с просьбой помочь им. Вы – члены Конституционного совета будете работать над статьями Конституции Сказочного государства.
Рабочие группы:
«Золушка»
«Волк и семеро козлят»
«Зайкина избушка»
«Гадкий утёнок».
На столе отрывки из сказок и 4 статьи Конституции 14, 15, 24, 25, в конверте аппликация и начало сюжета. Вам необходимо выбрать статью, которая поможет помирить героев вашей сказки, затем вы наклеиваете на лист статью и заканчиваете сюжет аппликации.
Ученики каждой группы читают отрывки из сказок.
Самостоятельная работа – выбор нужной статьи.

1 группа.
Хотела злая мачеха заставить Золушку всю ночь перебирать пшено и рис , а мальчик паж достал Конституцию и прочитал статью (24) ( ученик читает статью, которая по мнению группы подходит к этой сказке).
- Как поступила мачеха после этого?
-Составьте сюжет сказки. Примирите героев с помощью Конституции.
2 группа.
Только хотел волк схватить козлят, а маленький козлёнок прочитал ему статью из Конституции.
- Как поступил после этого волк?
-Составьте сюжет о том, как закончилась сказка. (ст.15)
3 группа.
Выгнала лиса зайчика на улицу и легла на его кровать, но тут появился Петушок и прочитал статью Конституции (ученик читает статью) (ст.25)
-Как поступила после этого лиса?
Составьте сюжет.
4 группа
Ущипнул гусь гадкого утенка и сказал, чтобы тот уходил куда глаза глядят. Мама утка подошла к гусю и прочла ему статью из Конституции. (ст.14)
-Как поступили птицы после этого? Помирите героев с помощью Конституции.

Группы работают самостоятельно.
Показываю работы каждой группы, анализируем.
Беру листы со статьями и рисунками, добавляю обложку и говорю: « С помощью статей Конституции мы подружили героев сказок и создали Конституцию Сказочного Государства». (вот она).

7. Итог классного часа.
На нашем классном часе мы познакомились со статьями Конституции Республики Казахстан и создали что? (ответы)
А какие права имеете вы – маленькие граждане?(ответы детей)
- Правильно. Вы имеете право на бесплатное обучение, на медицинскую помощь, на собственное мнение, верить или не верить в бога и многие другие права. Мы с вами знаем, что никто не имеет права лишать человека жизни, унижать или обижать людей из-за цвета кожи, входить в чужой дом без разрешения хозяина, рыться в чужих вещах, читать чужие письма.
Работу над Конституцией мы продолжим и познакомимся с другими, не менее важными её статьями.