Родительское собрание :ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ


ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ
Современный мир бросает вызовы обществу в виде самых разных неразрешимых проблем (как нам кажется). И решить их можно только нестандартными способами, каких мир еще не освоил, еще даже не слышал о них и не подозревает, что они могут быть. Кто становится авторами таких прорывных проектов? Одаренные люди, которые были одаренными детьми. Ознакомить Вас, уважаемые родители, с научно адекватными современными представлениями о природе, методах выявления и путях развития одаренности – цель нашей встречи. Воспитание и развитие одаренного ребенка – особая миссия семьи, в первую очередь, и школы, разумеется, тоже.
Итак, что же такое одаренность и какой ребенок одаренный? Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Что наука относит к основным качествам психики? Это речь, ощущения, мышление, эмоции, память, внимание, воля – то есть почти все, что закладывается при рождении и в первые 2 года жизни ребенка. В трехлетнем возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, способную действовать и вызывать реакцию окружающего мира. Ребенок должен вступить в эту фазу развития со сложившейся самооценкой, уже способным чувствовать ответственность за свои поступки – поэтому роль семьи в гармоничном развитии личности ребенка необычайно важна.
Как узнать, что ребенок одарен? Наука предлагает для распознавания обратить внимание на 2 аспекта его поведения:
инструментальный,
мотивационный.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: 
Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; 
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; 
выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений. 
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей
одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий). Примером инструментального аспекта может служить Сти́вен Пол (Стив) Джобс — американский предприниматель, получивший широкое признание в качестве пионера эры IT-технологий. Один из основателей, председатель совета директоров Apple,  киностудии Pixar.
В конце 1970-х годов Стив и его друг Стив Возняк разработали один из первых персональных компьютеров, обладавший большим коммерческим потенциалом. Компьютер Apple II стал первым массовым продуктом компании Apple, созданной по инициативе Стива Джобса. Позже Джобс увидел коммерческий потенциал графического интерфейса, управляемого мышью, что привело к появлению компьютеров Apple Lisa и, год спустя, Macintosh (Mac).
Проиграв борьбу за власть с советом директоров в 1985 году, Джобс покинул Apple и основал NeXT — компанию, разрабатывавшую компьютерную платформу для вузов и бизнеса.
К 1997 году Джобс вернул контроль над Apple, возглавив корпорацию. Под его руководством компания была спасена от банкротства и через год стала приносить прибыль. В течение следующего десятилетия Джобс руководил разработкой . Успех этих продуктов и услуг, обеспечивший несколько лет стабильной финансовой прибыли, позволил Apple стать в 2011 году самой дорогой публичной компанией в мире. Многие комментаторы называют возрождение Apple одним из величайших свершений в истории бизнеса.
Мотивационный аспект выражается в следующем:
Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия. 
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. 
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбив.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. 
Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству. 
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.
Мотивационный аспект иллюстрирует судьба Андреа Бочелли, который родился в деревне. Детские годы Бочелли проходили на родной ферме, с ранних лет он начал учиться играть на фортепиано, а также на флейте и на саксофоне.
Певец, с детства испытывая проблемы со зрением — глаукома, после 27 операций на глазах — окончательно ослеп в 12 лет, после того как во время игры в футбол ему в голову попали мячом.
Будучи подростком, Андреа выиграл несколько вокальных конкурсов, а также был солистом в школьном хоре. После окончания школы окончил юридический факультет университета в Пизе, получил диплом юриста.
Для Бочелли, поглощённого оперной музыкой, мечтой и целью всей жизни было желание быть великим тенором.. Таким образом молодой тенор начал серьёзное обучение вокалу днём, а по ночам зарабатывал себе на жизнь выступлениями в ресторанах. На этом карьера юриста была окончена.
1992 год стал решающим для молодого тенора. В 1994 году Бочелли успешно дебютировал на музыкальном фестивале в Сан-Ремо. В сентябре Паваротти лично пригласил молодого тенора для участия в концертной программе. В этом же году в канун Рождества Андреа Бочелли был удостоен чести выступить перед Папой Римским.
Одаренность по видам деятельности:
в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов;
в художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная, литературно-поэтическая;
в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная, организационная;
в коммуникативной деятельности – лидерская.
Вместе с тем американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей:
Неприязнь к школе.
Игровые интересы.
Конформность (отрицание стандартных требований)
Погружение в философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Стремление к совершенству.
Ощущение неудовлетворенности.
Нереалистические цели.
Сверхчувствительность.
Потребность во внимании взрослых.
Нетерпимость.
Низкая продолжительность сна.
Роль семьи
Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка прежде всего повышенное внимание родителей.
Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. 
Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.
Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков.
одители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.
Что делает школа для выявления и развития одаренности? Это и урочная деятельность, основанная на личностно-ориентированном, дифференцированном, углубленном обучении, новых стратегиях
В школьном туре Республиканской предметной олимпиады приняли участие 236 учащихся 5-11 классов из 243 (отсутствовали 7). Учащиеся были в праве выбирать до 3-х предметов. Воспользовались этим правом по максимуму 116 – 49 %, 76 выбрали 2 предмета – 32%, 46 1 предмет – 19%. В классах с казахским языком обучения участвовало 194 ученика, что на 12 человек больше прошлого года, из них 103 призера – качество участия составляет 53%. следует отметить, что 45% от общего числа участников выбрали предметы ЕМЦ.
В классах с русским языком обучения участвовал 271 ученик, что на 62 человека больше прошлого года, из них 140 призеров– качество участия составляет 52%. Прирост за счет активного участия двух пятых классов, которые при общей численности в классах 43 дали 63 участника, из них 26 призеров. 42% от общего числа участников выбрали предметы ЕМЦ. Итого 465 по факту учащихся пришли в аудитории в дни олимпиады, т.е. в среднем каждый второй гимназист участвовал по двум предметам. Качество участия –53% в среднем по школе.
Значительно увеличилось количество участников по физике в русской школе: было 7, стало 24., по математике с 27 до 39 в КШ и с 39 до 51 в РШ – прирост составил 24 участника; по географии 19 против 16 и 12в РШ, тогда как в прошлом году не было участников (см. Приложение 4,5). Причина такой положительной динамики очевидна: повышение мотивации учащихся к изучению данных предметов, в чем, безусловно, заслуга учителей, только в этом году прибывших в гимназию, – Корнейчук Н.М., Бекбулатова Д.Р.
Обратите внимание, что процент ребят, выбравших предметы ЕМЦ близка к половине в гуманитарной гимназии, то есть преподавание физики, математики, химии, биологии ведется интересно, научно, личностно-ориентированно.
В средней школе по итогам олимпиады прозвучали такие имена, как
Ли София (6 Б) – второй год побеждает по английскому языку соперников, на 2 года старше себя,
Карстен Владислав (5 В) – 3 предмета, в двух из них – победитель;
Лебедко Никита (6 Б) - призер по 3 предметам;
Турсынбекова Айдана (6 Б) – 4 предмета,
Бабич Даниил (7 Б)– 2 предмета,
Сацерадзе Тенгиз (6Б) - 2 предмета (каз, рус.), но не вышел в призеры по математике (победитель 2014 года);
Малкова Дарья (7 Б) – 2 предмета (физика, ист. Кзх),
Алембет Алихан (5А) - мат., РЯК,
Кумисбаева Толганай - КЯК, РЯК,
Сабит Дильназ - КЯК, ист Кзх,
Касенова Гаухар - биол., ист Кзх.
Количество гимназистов, дважды ставших призерами, только по 8-11 классам – 27 и 5 по трем предметам: Соколецкая Инесса -8Б класс, Долгих Артем – 9Б класс, Курушева Алина 11 Б, Махамбетджанова Гульнур – 11Б, Нурсеитова Дария – 11Б.
Большую роль в выявлении и развитии одаренности играют факультативы и кружки, только малая их часть представлена на слайде. Гимназия предоставляет широкий круг занятий вариативной части: это и углубленное изучение языков (Enjoy English, “Kazakhstan and English – Speaking World”, Cекреты речи, Интеграция развития грамотности чтения и орфографии), и развитие функциональной грамотности («Слово и текст», Компьютерлік графика, Прикладная экономика, Основы речевой коммуникации, Повышение речевой культуры учащихся, Развитие функциональной грамотности через обучение сочинению, Робототехника), и углубленное изучение предметов ЕМЦ (Применение нестандартных методов решения уравнений, неравенств, систем; Решение нестандартных задач по физике математическим способом; Основные признаки живых организмов и их роль в современном мире), и развитие творческих способностей (Music club, Эстрадный вокал, Шоу-денс группа «XXI век», Хоровая студия, Декоративно-прикладное искусство). Мы рекомендуем родителям убеждать своих детей в том, что свои способности нужно выявлять и развивать, пробуя посещая различные кружки, если не определились с интересами и наклонностями.
Предлагаем вашему вниманию мониторинг занятости гимназистов дополнительным образованием.
Качественный анализ показывает, что если в средней школе интеллектуальные кружки и секции посещает меньшая часть, а большая пробует себя в художественно-эстетическом направлении, то в старшем звене (9-11 классы) только 12% спортивные, все остальное – интеллектуальные занятия. То есть старшеклассники нацелены на подготовку к выпускным и вступительным экзаменам, участвуют практически только в интеллектуальных конкурсах, ограничивая себя в психомоторной деятельности и художественной. Именно поэтому в начальной и средней школе ребенку рекомендуется пробовать в самых разных направлениях деятельности в целях выявления и развития одаренности.
Большой выбор секций по интересам представляет Дворец школьников города Балхаша (слайд).
Таким образом, город, гимназия предоставляют широкий спектр услуг дополнительного образования и внеурочных занятий – надо только ими воспользоваться. Важно наблюдать за мотивационным и инструментальным аспектами поведения своего ребенка, оценивать успехи, проблемы, поддерживать связь со школой, с тем чтобы как можно раньше выявить и развить одаренность, помочь ребенку в решении возникающих проблем, поддержать в начинаниях. Может быть, среди наших детей есть как раз тот, кто когда-нибудь спасет этот мир. Миссия выполнима!
Подготовила Вырва Л.В. – замдиректора по НМР