Родительское собрание Роль семьи в формировании моральных качеств

МБОУ «Уренская средняя общеобразовательная школа №1»




Общешкольное родительское собрание на тему:
«Роль семьи в формировании
моральных качеств школьника»








Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Половинкина Е.Н.





Урень, 2017 г.


 «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому
Родители пример тому»                                
1 слайд
Уважаемые родители! Сегодня у нас с вами очередная встреча и как, понятно из лекции Алексея Ильича Осипова, речь пойдет о семье. Тема нашего разговора «Роль семьи в формировании моральных качеств школьника». Это родительское собрание занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьёзностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом:
- каким вы хотите видеть вашего ребёнка через несколько лет, и постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей  в воспитании детей.
2 слайд
Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую личность, детям  необходим родительский пример. Детям нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием. Чтобы в каждой семье царили мир и любовь.
Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «Мир», «Семья». Но ведь мир на земле начинается с мира в семье. Семья это школа любви для взрослых и детей. За последние 20 лет многое изменилось в нашем обществе, в семье тоже произошли изменения. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец - хозяин, а мать - хранительница домашнего очага. Женщины все чаще стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере. Непростые экономические отношения заставляют всех членов семьи думать о том, как заработать деньги. Центр социологического исследования Министерства образования России провел анкетирование состояния и воспитания в семье детей школьного возраста. Опрошены родители из 2 тыс. семей в 19 областных центрах. Данные исследования позволили сделать социологам следующие выводы.    Родители называют 7 причин трудностей в следующем порядке по их значимости:
3 слайд
1) недостаток материальных средств
2) недостаток времени
3) недостаток педагогического опыта
4) плохие жилищные условия
5) влияние неформальных групп
6) отсутствие помощи со стороны школы
7) неблагоприятная ситуация  в семье
Очевидно, что большинство родителей уверены: воспитанию их детей мешает государственная политика, экономика, другие причины, а не внутрисемейные отношения, хотя по результатам опроса школьников, наиболее часто встречающиеся проблемы такие:
4 слайд
- нет контакта с мамой
- родители часто кричат, ссорятся
- очень жесткий контроль
- постоянные ссоры с братом, сестрой
- у родителей нет времени поговорить со мной
- нет понимания, мама постоянно кричит
- никогда не хвалят.
И ни один ребенок не написал о материальных проблемах, в отличие от родителей, которые чаще всего на это ссылаются. Единственный параметр, совпадающий с родительским нехватка времени на общение. А как важно сохранить контакт с самыми близкими людьми, со своими родителями. Ведь если нет теплых отношений в семье, дети их ищут на стороне, либо в соцсетях.
5 слайд  «Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей» А.С.Макаренко
Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, а не та, где родные люди вызывают чувства горечи, обиды и жгучего стыда. Вот примеры высказываний самих детей:
6 слайд
«Не могу жить дома. Каждое утро начинается у нас со скандала. Отец торопится на работу и придирается к маме: не так сготовила, не это подала, то слишком горячее, то холодное, то невкусное. Мама кричит «Ну и готовь сам, мне некогда, вы все мне надоели до смерти!». Брат ищет свои тетрадки, ручки, которые вечером разбросал. Отец дает подзатыльник, брат ревет. Мать кричит на обоих. Я молча завтракаю и собираюсь в школу, но иногда не выдерживаю и тоже начинаю кричать на всех и даже плачу. Мне очень обидно, что у нас такая недружная семья. А ведь моих родителей на работе уважают, они всегда безотказные, помогают соседям, знакомым. Но вот выдержки нет нисколько... Неужели и у меня будет такая же семья, мы так же будем все время ссориться? Ведь люди женятся по любви. Куда же девается все хорошее и светлое?»
     А вот противоположный пример: «Если я выйду замуж, то только за такого человека, как мой папа. А сама постараюсь быть похожей на маму. Как я их люблю за их спокойствие, любовь и внимание друг к другу и ко мне! У нас никто и никогда не повышает голоса, разговаривают все дружелюбно, доброжелательно, все делают сообща, помогают один другому, заботятся. Папа наш всегда старается, чтобы маме было полегче. Он говорит: «Есть работы не женские, но нет, не мужских». Когда мама уезжает в командировку, папа и готовит, и убирает, и стирает, и гладит. В праздники и дни рождения он обязательно дарит цветы и подарки маме и мне. Я горжусь своими родителями. Многие девочки мне завидуют. Одна моя подружка пришла к нам и сказала: «Как у вас тихо и ласково! У нас так никогда не бывает». Мне стало ее очень жаль. И эти слова я навсегда запомню. Думаю, моя семья будет тоже хорошей и дружной».

7 слайд
Великий педагог А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.                  
Разговаривая с детьми школьного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие.
    Подумайте над следующей ситуацией: 
У Светы постоянные проблемы с математикой. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по математике «5». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.
-Папа! Папа! Я сегодня по математике «5» получила!
Отец не отрываясь от газеты, спокойным тоном:
- Молодец.
-Папа, ты слышал? Я же по  математике «5» получила.
- Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди, встречай.
Света бросается к матери.
- Мам! А у меня сегодня пятерка!
-Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не помыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь.
  Света мрачно начала мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.
Попробуем сделать вывод о влиянии особенностей семейных отношений на уровень моральной воспитанности ребёнка:
В семьях, где взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. А возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У детей, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты:
          - общительность;
          - коллективизм;
          - доброжелательное отношение к окружающим их людям;
          - уважение к старшим.
Еще одна группа семей, в которых также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, отношение к воспитанию ребенка более пассивное.  Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У детей из семей данной группы наряду с определёнными положительными качествами, можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.
III группа семей. Наиболее характерная черта – конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
IV группа - это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребёнка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вёл себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания – полное неприятие ребёнком моральных норм своей семьи.
Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребёнка  - его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, какими ребенок видит своих родителей дома, в семье.
9 слайд
Давным-давно, в одной восточной стране жила семья мать, отец, маленький сын и дедушка. Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем много хлопот, куда больше, чем ребенок. То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там все вытопчут, то чуть дом не подожжет, стараясь развести огонь в очаге. И вот однажды жена говорит мужу: «Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там». Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына: «Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!» «Зачем?» «А когда Вы с мамой состаритесь, она понадобиться мне, чтобы отнести ВАС в лес».
Эта притча заставляет задуматься над тем, как часто родители винят своих повзрослевших детей за черствость и бездушие. Но ведь дети не сами по себе растут. Они, как в зеркале, отражают наши поступки и дела. И даже слова, сказанные случайно, сгоряча, могу повлиять на ребенка больше, чем долгие воспитательные беседы.
10 слайд
От лица детей зачитаю несколько советов:
  Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно удовлетворять все мои запросы. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть  твердыми со мной. Я предпочитаю иметь дело с сильными людьми, если они меня любят. Это помогает мне лучше определить свое место в жизни.
Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Ведь вам не понравится, если я захочу вас использовать в качестве прислуги.
Относитесь ко мне как к своему другу. Тогда я тоже стану великодушным. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.
Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
И кроме  того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.
Уважаемые родители! Сегодня мы обсудили важнейшую тему формирования моральных качеств наших детей. Для них пример родителей самый главный. Сделайте  серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье, если они есть, и о том, какое влияние они оказывают на ребенка.
11 слайд  Семья – это основа всего доброго, положительного, что есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми! Не жалейте для них времени и проблема бенравственности, бездуховности не заглянет в вашу семью!
Не жалейте время для детей, Разглядите взрослых в них людей, перестаньте ссориться и злиться, Попытайтесь с ними подружиться. Постарайтесь их не упрекать, Научитесь слушать, понимать. Обогрейте их своим теплом, Крепостью для них пусть станет дом. Вместе с ними пробуйте, ищите, Обо всем на свете говорите, Их всегда незримо направляйте И во всех делах им помогайте. Научитесь детям доверять – Каждый шаг не нужно проверять, Мненье и совет их уважайте, Дети – мудрецы, не забывайте. Взрослые, надейтесь на детей И любите их душою всей Так, как невозможно описать. Вам тогда детей не потерять!








13PAGE 15


13PAGE 14815




15