Консультация для педагогов роль сюжетно-ролевой игры в речевом развитии ребенка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Мулымская СОШ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Роль сюжетно-ролевой игры в речевом развитии ребенка»

Подготовила : О.С.Велижанина2016-2017 уч. г

Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область
проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,
саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира черездиалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Речевое воспитание детей направлено на развитие коммуникативнойкомпетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми
(взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических,лексических, грамматических) и неречевых (мимики, жестов, поз, взглядов,
предметных действий) средств.
Главную роль в развитии речи детей и пополнение словарного запаса играет
воспитатель и его речь, поскольку большую часть дети проводят с ним, начиная
с раннего возраста.
Активно развивается речь ребенка в игре. Сюжетно-ролевая игра
способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают
с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению
самолета, поезда и т.д. Все это позволяет развивать речевую активность:
овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковуюкультуру речи, формировать грамматический строй речи.
В раннем возрасте сюжетно-ролевые игры – отобразительные. Они
отображают ежедневные бытовые ситуации, в которых воспитатели
используют элементы обучающих игр: дидактических, театрализованных,
пальчиковую гимнастику, артикуляционную и дыхательную гимнастики,
которые способствуют развитию речи.
В младшем и среднем возрастах к сюжетно-отображающей игре
присоединяются самостоятельные с-р игры, в которых так же используются
обучающие игры, развивающие речевые навыки и умения.
В старшем возрасте воспитатель создает условия для возникновения новыхсамостоятельных игр на основе знакомых. Способствует развитию творческоговоображения в игре, где развиваются и совершенствуются речевые умения. Сначала в разыгрывании первоначальных сюжетов игр должен всегда
присутствовать воспитатель (для развития связной, грамматической речи). А
дальше в самостоятельных играх детей воспитатель корректирует их речь.
Детям тяжело грамматически правильно связывать и согласовывать слова впредложения, составлять рассказы. Для этого мы, воспитатели используем
сюжетно-ролевую игру, как обучающую форму взаимодействия для развития
речевых навыков, часто используя литературные произведения. Например:
Сюжетно-ролевая игра «Поход в книжный магазин» (младший возраст)
Цель: расширять игровые умения детей, используя знания литературных
произведений.
Сюжетно-ролевая игра «Автобусная экскурсия с посещением
парка развлечений» (старший возраст)
Цель: формировать умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
самовыражаться в играх, стихах, логоритмических упражнениях.
Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и
усложнению их сюжетов.
• Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки,телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса
детей к игре.
• Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
• Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
• Проведение экскурсии по теме игры.
• Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача,медсестры, повара, швеи и т.д.).
• Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых
рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
• Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
• Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
• Совместная с детьми игра.
• Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
• Постановка проблемных игровых задач.
• Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
• Рассказ воспитателя об играх другой группы.
• Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна таили иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.• Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.;
обменяться впечатлениями.
• Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно
играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
• Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
• Составление с детьми альбома по тематике игры.
• Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
• Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать своидействия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
• Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
• Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.
Источники:
• Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»
• А. «Г.Арушанова Формирование грамматическогостроя речи»
• Е.А. Алябьева «Игры-путешествия на участке детскогосада"
http://festival.1september.ru/articles/577554/