Роль родителей в речевом развитии ребенка


Роль родителей в развитии речи детей.
В семье появляется малыш. И все родители хотят, чтобы он был красивым, здоровым, умным, успешным. При этом не задумываются, что для достижения данной цели нужны усилия и помощь со стороны в первую очередь их – родителей. Именно они вкладывают первые « кирпичики» в развитие речи своего малыша. А от речи зависят его успехи в освоении предметов школьной программы и его адаптации в коллективе одноклассников и педагогов.
Очень часто на сегодняшний момент умственно и психически нормально развивающиеся девочки и мальчики переживают трудности в овладении речи. Как правило, это связано с частым пропуском дошкольного учреждения ребенком из– за болезни. В данной ситуации необходима индивидуальная работа. И в этом большую помощь могут оказать своим детям родители. В настоящее время существует масса возможностей: литература, видеофильмы, кружки и секции, мультипликационные фильмы, журналы, развивающиеся игры, дидактические пособия.
Таким образом, как правильно помочь ребенку и организовать данную работу?
В - первых, недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и прочее. Чтобы предупредить дефекты речи важно следить за развитием и состоянием зубочелюстной системы. И соответственно обращаться своевременно к специалисту – стоматологу, соблюдая правила личной гигиены за ротовой полостью.
Во – вторых, особое внимание следует обратить на слух. Он играет большую роль в овладении ребенком речью, в правильном и точном усвоении звуков. Необходимо ограждать слух малыша от постоянных сильных звуковых воздействий (телевизор, компьютер, видеомагнитофон). А при заболеваниях органов слуха обращаться в медицинское учреждение.
В – третьих, требует внимания голосовой аппарат ребенка: развивать умение дышать через нос, предупреждать хронический насморк, учить говорить тихо и спокойно.
Взрослые помогая, в освоении правильного звукопроизношения, не должны оказывать сильное давление. Не стоит забывать о сложности, количестве слов и их доступности.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому важно чтобы мамы и папы говорили четко, спокойно, неторопливо без каких – либо сюсюканий. Не способствует развитию речи использование слов с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Если ребенок неверно произносит звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться, повторять, а также требовать правильного произношения, так как на данной ступени развития для него это невозможно. Некоторые недостатки в речи возможно устранить лишь при помощи специалиста - учителей- логопедов.
Находясь с ребенком дома, читайте ему книги, рассматривайте иллюстрации к ним, задавайте вопросы по содержанию книги, пересказывайте вместе с ним. Выслушивайте ребенка до конца, давая ему высказаться и при необходимости поправляя неверно сказанные слова.
Дети по своей природе очень любознательные, поэтому часто задают взрослым разнообразные вопросы. Иногда трудно найти доступный ответ ребенку. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок отдохнет, выполнит поручение. Это даст возможность обдумать и подготовить ответ для малыша. Но обязательно в доступной форме ответить. Тогда ребенок получит правильную информацию, найдет в лице мамы и папы товарища и будет в будущем стремиться к общению с ним.
Важно создавать комфортные условия для развития общения со взрослыми для ребенка, что обеспечит четкое произношение звуков; развитие, усвоение, обогащение словарного запаса слов; навыка построения предложений и умения пересказывать.