Технологическая карта внеурочного занятия по физике Решение экспериментальных олимпиадных задач ( 8 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия
Ф.И.О. учителя: Белуха Г.А. (МБОУ СОШ №4 г.Ливны Орловская область)
Класс: 8 класс
Дата: 13.10.2016
Предмет физика
Тема занятия: Решение олимпиадных задач.
Место и роль занятия: изучается в разделе «Правила и приемы решения физических задач», решает следующие задачи:
- мотивирует обучающихся на значимость и приоритетность участия в олимпиадное движение для достижения высоких результатов в изучении предмета ;
- развивает умения анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения ;
- формирует умения проводить прямые и косвенные измерения, исследования зависимостей физических величин, экспериментально проверять заданные предположения.
-управлять своей учебной деятельностью, развивает интерес к физике, развивает внимание, память, логическое и творческое мышление .
Цель занятия: подготовка обучающихся к школьному и муниципальному этапам Всероссийской олимпиады школьников по физике.

Этапы занятия
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых приведет к
достижению планируемых
результатов
Планируемые результаты

Организационный
момент
готовятся к работе, организуют рабочее место, слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие новых знаний

Приветствие, проверка готовности обучающихся к учебному занятию, наличие учебных принадлежностей,
активизирует у учеников внутреннюю потребности включения в учебный процесс. Приводит примеры о значимости индивидуальных достижений в олимпиадах Всероссийского уровня для образовательного рейтинга обучающихся . Выясняет, кто из обучающихся уже принимает участие в олимпиадах.

На доске результативность обучающихся школы в Международной Интернет-олимпиаде по физике СПБГУ и эпиграф к занятию:
Знание-самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит. (Аль-Баруни, арабский математик)
Личностные:
Позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Решение экспериментальных задач с использованием Интернет-ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Один из обучающихся входит в личный кабинет Интернет олимпиады. Обучающиеся выбирают задания, которые представлены в списке с наиболее высоким уровнем оценивания. Предлагают модели и алгоритмы решения. Осуществляют эксперимент в виртуальной лаборатории, проводят измерения. оценивают результат с заданной погрешностью измерений. Осуществляют проверку и самоконтроль.
Предлагает решить ряд экспериментальных задач Международной Интрнет-олимпиады, которые доступны зарегистрировавшимся участникам в качестве тренировочных для подготовки к дистанционным и очному этапам. В ходе решения организует деятельность обучающихся (разбивает на группы, ставит проблемные вопросы, контролирует правильность проведения эксперимента, оценку полученных результатов и их погрешностей).
С помощью мультимедийного оборудования выводит на экран для всего класса задания:
Тренировка, модель 7-8 класс: Измерьте координаты тележки (15 баллов)
Измерьте начальную координату тележки, её координату в момент времени 0.58 сек после начала движения, а также путь, пройденный тележкой до этого момента. Координаты определите с точностью до сотых, занесите результаты в отчёт и отошлите его на сервер. Вы можете воспользоваться следующими средствами, если решите, что они вам необходимы:
Увеличительное стекло - позволяет увеличивать изображение выбранной области окна. Нажатие мышью в любой части того же окна восстанавливает первоначальный масштаб.
Выделение мышью области графика (нажать кнопку мыши и вести вправо вниз, а затем отпустить кнопку)- позволяет увеличивать изображение выбранной области графика. При необходимости можно опять выбрать нужный участок графика для показа во всём окне. и так далее. Движение в обратном направлении (справа налево снизу вверх) в любой части того же окна либо вызов правой кнопкой мыши всплывающего меню и выбор пункта "Восстановить масштаб" восстанавливает первоначальный масштаб графика.


Тренировка, модель: Измерьте скорости машин
(10 баллов)
После нажатия кнопки "Пуск" Вы можете наблюдать движение двух автомобилей. При этом на экране отображаются два графика: 1. x(t) – график координаты красного автомобиля в системе отсчета, связанной с Землей – в левой части экрана, 2. x'(t) – график координаты красного автомобиля в системе отсчета, связанной с синим автомобилем – в правой части экрана.
Определите скорости красного и синего автомобиля в системе отсчета, связанной с Землей. Полученные результаты округлите до сотых, занесите в отчет и отправьте на сервер.


Тренировка, модель 7-8 класс: Объём, масса и плотность жидкости (10 баллов)
  В стакане находится неизвестная жидкость.
  Измерьте:       1. объём жидкости (с точностью до целых);       2. массу жидкости (с точностью до 0.5 г);   Обратите внимание на то, что у стаканов имеется масса.
  Увеличительное стекло позволяет увеличивать изображение выбранной области окна. Нажатие мышью в любой части того же окна восстанавливает первоначальный масштаб.   Жидкость можно переливать в стакан, поставленный в раковину, опираясь нижней частью стакана о деревянный стержень, появляющийся при движении стакана. Её также можно выливать в раковину.

Познавательные:
Анализировать отдельные этапы проведения исследований: проверяемую гипотезу, порядок проведения опыта (в том числе назначение частей экспериментальной установки), представление результатов.
Интерпретировать результаты наблюдений или опытов
Формирование ИКТ-компетенций
Коммуникативные: участвовать в общей беседе
вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой выражать мысли
Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Личностные:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Решение расчетных задач
Работа в группах. Предложение модели решения задачи №2. Сравнение с правильным решением.
Учитель предлагает оценить уровень сложности предложенных задач школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 15-16 год. Организует работу в парах. Направляет ход решения задачи№2. Остальные задачи предлагает рассмотреть дома (Приложение1).

Познавательные:
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Коммуникативные:
умение работать в группах
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий

Рефлексия
Оценка полученных умений и способов действий.
Учитель предлагает оценить свою деятельность на занятии.
Выполните задание «Продолжи фразу».
На занятии я открыл для себя
Мне понравилось
Я удовлетворён своей работой, потому что
Мне хотелось бы порекомендовать
Если бы я был учителем, то

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение
Регулятивные: формируют оценку и самооценку
Личностные :
Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку;










Рисунок 5Рисунок 7„ђ Заголовок 315