Конспект урока на тему: «Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест »


Комбинированный урок
Конспект урока на тему:
«Сцепленное наследование признаков.
Закон Т. Моргана. Перекрест »

Задачи:
- обучения: сформировать у учащихся знания о механизме сцепленного наследования признаков; расширить знания учащихся о цитологических основах сцепленного наследования признаков;
- воспитания: способствовать формированию научного мировоззрения на основе изученного материала; способствовать воспитанию биологической грамотности, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности, уважительного отношения друг к другу, взаимопомощи.
- развития: способствовать формированию познавательного интереса у учащихся к учебной деятельности; способствовать развитию когнитивных процессов: мышления, внимания, памяти; развитие грамотной речи на основе установления причинно-следственных связей; способствовать развитию у учащихся таких умений как анализ, синтез, сравнение, обобщение при изучении данной темы.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация, компьютер, карточки с текстом задач.
Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение, демонстрация.
Основные понятия: «Сцепленное наследование», «Закон Моргана», «Локус гена», «Перекрест».
План урока
1.Организационный момент (1 мин.)
2.Актуализация знаний (8 мин.)
3.Изучение нового материала (24 мин.)
4.Закрепление изученного материала (10 мин.)
5.Домашнее задание (1 мин.)
6.Подведение итогов (1 мин.)
Ход урока:
Работа с карточками.
Запись в тетридиОбъяснение
Объяснение .Объяснение
Работа в рабочей тетради.
Запись в дневник. Организационный момент (1 мин).
- Здравствуйте! Садитесь!

Актуализация знаний (8 мин).
На прошлых уроках вы изучили темы «Моногобридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание» и «Дигибридное скрещивание». И, для того чтобы нам с вами приступить к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить и закрепить пройденный материал. Для этого выполним задания на карточках, которые находятся у вас на столах:
Карточка 1.
В-1
Дать определение следующих понятий:
1.Гибриды – ………..; 2. Доминантные признаки – ………..;
3.Гомозиготы – …….; 4. Аллельные гены – ……….;
5. Генотип – ……….; 6. Анализирующее скрещивание –…..;
7. Правило единообразия гласит……
Задача№1 – Какой генотип был у одного из родителей лохматых (доминантных) морских свинок, если при скрещивании их с родителем имеющим гладкую шерсть (рецессивную), было получено потомство , 50% которого имело лохматую и 50% гладкую шерсть.
Задача№2 – Предположим, что скотовод создает большое стадо шортгорского скота, скрещивая чалых быков с чалыми коровами. Какую часть стада будут составлять рыжие, белые, чалые животные? Рыжая окраска определяется геном – а, белая – А, а чалая развивается у гетерозигот.
Ответы:
1.Гибриды- потомство от скрещивания двух генотипически различающихся организмов.
2. Доминантные признаки – подавляющие признаки;
3.Гомозиготы – организм содержащий два одинаковых аллельных гена; 4.Аллельные гены – гены ответственные за развитие одного признака;
5. Генотип –совокупность всех генов какго-либо организма;
6. Анализирующее скрещивание – скрещивание с особью гомозиготной по рецессивному гену.
7. Правило единообразия гласит : при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.
Задача№1
Дано: Решение: Р ♀ А_ × ♂ аа
А-лохматые G А а аа-гладкая F1 Аа ааF 50% : 50% 50% 50%
Р-? Ответ: Аа.
Задача№2.
Дано: Решение:
А-белая Р ♀ Аа×♂Ааа-рыжая G А а А а
Аа- чалая F1 АА Аа Аа ааF-? Белые чалые рыжие
25% 50% 25%
Ответ: Белые -25%, чалые-50%, рыжие -25%.
Карточка 2.
В-2
Дать определение следующих понятий:
1.Гибридологический метод – ………..; 2. Рецессивные признаки – ………..;
3.Гетерозиготы – …….; 4. Фенотип – ……….;
5. Неполное доминирование –.; 6. Правило расщепления –…..;
7. Генетика –……
Задача№1 – Черная окраска шерсти у крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная – рецессивным в. Каким будет первое и второе поколение от скрещивания гомозиготного черного быка с красной коровой.
Задача№2– У овса иммунность – невосприимчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Учитывая это, селекционер решил скрестить гомозиготную иммунную форму овса с растением, пораженным головней. Определите генотипы родителей и гибридов первого поколения. Определите, можно ли использовать гибриды второго поколения для посева?
Ответы:
1.Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками;
2. Рецессивные признаки –подавляемые признаки;
3.Гетерозиготы – организм содержащий два различных аллельных гена;
4. Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма;
5. Неполное доминирование – возникновение промежуточного признака в гетерозиготном состоянии.;
6. Правило расщепления – при скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения;
7. Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Задача№1
Дано: Решение: Р ♂АА× ♀ ааВ- черная G А ав-красная F1 Aa- черное × АаF1-? F2-? G A a A a F2 AA-черн. Aa-черн. Aa-черн. аa-красн.
Ответ: F1 Aa-100% черн. ,F2 AA-черн.25% Aa-черн.50%, аa-красн.25%
Задача№2.
Дано: Решение: P ♀АА ×♂ ааА-невосприимч. G A a
а-восприим. F1 Aa- невосприимч.
Ответ: родители АА и аа, F1 Aa-невосприимч. Нельзя.
3. Изучение нового материала (24 мин).
Откройте тетради, запишите число и тему урока:
« Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест».
( слайд 1)
В начале XX столетия стало очевидным, что Г. Мендель открыл единые закономерности наследственности для всех живых организмов. Но вместе с тем стали накапливаться сведенья о том, что в некоторых случаях расщепление происходит не по правилам Г. Менделя. Например, у душистого горошка два признака – форма пыльцы и окраска цветков – не дают независимого расщепления в потомстве в соотношении 3:1, и потомки остаются похожими на родительские особи. При анализе этого явления оказалось, что ген формы пыльцы и ген окраски цветка лежат в одной хромосоме.
Действительно, генов, кодирующих различные признаки, у любого организма очень много. Так, по приблизительным расчетам у человека около 100 000 генов, а видов хромосом только 23. Таким образом, все десятки тысяч генов умещаются в этих хромосомах. Каковы же принципы наследования генов, расположенных в одной хромосоме? Современная хромосомная теория наследственности создана выдающимся американским генетиком Т. Морганом.
Основным объектом, с которым работали Т. Морган и его ученики , была плодовая мушка дрозофила, имеющая диплойдный набор из 8 хромосом. Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуются сцеплено. Это явление получило название закона Моргана. Было также показано, что у каждого гена в хромосоме есть строго определенное место – локус.
Однако в экспериментах Моргана выяснилось, что среди гибридов второго поколения обязательно есть малое число особей с перекомбинацией тех признаков, гены которых лежат в одной хромосоме. Как это можно объяснить?
Оказалось, что во время профазы первого деления мейоза гомологичные хромосомы (т.е. идентичные хромосомы одной пары) конъюгируют между собой. В этот момент они могут разрываться в месте контакта и обмениваться гомологичными участками. Это явление обмена аллельными генами между двумя гомологичными хромосомами получило название перекреста. (слайд 2). Частота перекреста для различных генов оказалась различной. Чем дальше друг от друга в хромосоме расположены гены каких-либо двух признаков, тем выше вероятность перекреста между ними. Это происходит потому, что близко расположенные гены имеют больше вероятности оказаться вместе, т.к. они редко разделяются при перекресте. Перекрест служит важным источником генетической изменчивости, потому что при нем образуется две хромосомы, содержащие в себе гены обеих исходных хромосом.
К настоящему времени хромосомы многих видов бактерий, растений и животных изучены. Определены локусы различных генов, причем было доказано, что гены в хромосомах расположены линейно, друг за другом. Сейчас ведется очень трудная и длительная работа по составлению генетических карт человека. Значение того, в какой хромосоме и в какой ее части находится тот или иной ген, может помочь в борьбе с самыми различными, пока неизлечимыми, болезнями человека.
4.Закрепление изученного материала (10 мин).
Итак, сейчас мы с вами закрепим пройденный материал, для этого решим задания № 134,135 в рабочей тетради на странице 64-65.
№134. Закончите предложение.
Сцепленными называются гены, находящиеся в одной хромосоме, и наследуемые сцеплено.
№135. Распределите нижеперечисленные открытия в соответствии с их принадлежностью ученым:
Г. Мендель: а)установлена независимость наследственных признаков;
г) выявлены количественные закономерности наследования признаков;
д) установлен характер проявления признака.
Т.Морган: б) установлено, что носителями наследственных факторов являются хромосомы;
в) сформулировано положение о сцеплении генов в хромосоме;
е) установлен механизм определения пола у животных (самцы и самки различаются по набору хромосом).
5. Домашнее задание (1 мин).
Вашим домашним заданием является § 3.8 и устно ответить на вопросы после параграфа.
6. Подведение итогов (1 мин).
Итак, на этом уроке мы познакомились с такими понятиями как «сцепленное наследование», «закон Моргана», «локус гена», «перекрест». За работу на сегодняшнем уроке вы получаете следующие оценки:…Если по данной теме вопросов нет, то попрошу учащихся, отвечавших на данном уроке, сдать дневники.
Урок окончен! До свидания!
Литература
Каменский, А. А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – М. ; Дрофа, 2005. – 303 с.
Пономарёва, И. Н. Биология. 9кл. : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. – М. : Вентана – Граф, 2008. – 239 с.