Конспект урока по математике на тему Решение комбинаторных задач 3 класс


План – конспект урока математики в 3 классе
Предмет: Математика
Тема: «Решение комбинаторных задач»
Цели урока:
Обеспечить усвоение детьми способов решения комбинаторных задач.
Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.
Образовательные:
Вывести алгоритм решения комбинаторных задач.
Способствовать совершенствованию вычислительных навыков.
Развивающие:
Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).
Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
Формирование основных компонентов УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
Формировать навыки самоанализа.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувства взаимопомощи и товарищества, умение работать в коллективе, вести диалог в паре и умение слушать ответы друг друга .Планируемые результаты
Личностные УУД:
 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
 - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
 - Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
 - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
 - Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
 - Уметь вычислять площадь прямоугольника.
- Знать основные понятия длина, ширина, площадь
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (1мин.)
Цель: Включение в деловой ритм.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.
- Посмотрите на парты, чего у вас не хватает? (нет тетрадей)
- Сегодня на уроке мы проведём небольшое мини исследование, все задания будем выполнять в Листах исследования, в конце урока переведём итог нашей работы .Давайте вспомним, что мы можем считать итогом нашей работы? ( конечный продукт)
- Что это может быть? ( памятка, блокнот, альбом)
- А начнем мы урок с самого важного сейчас для вас это.. ( таблица умножения02. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (8-9 мин.)
Цель: Выявление уровня знаний.
1) Математический диктант (табличное умножение)
В тетрадь записываются только ответы в строчку, через две клетки.
1 строка:
-произведение чисел 6 и 7;
-первый множитель 4 второй множитель 6, найдите произведение;
- по 6 взять 5раз;
-произведение чисел 3 и 6;
-первый множитель 8 второй множитель 6, найдите произведение;
- 9 увеличить в 6 раз;
-первый множитель 6 второй множитель 6, найдите произведение;
2 строка: числа первой строки уменьши в 6 раз;
3 строка: числа второй строки увеличить в 4 раза;
4 строка : числа третьей строки увеличить на 10;
5 строка: числа четвертой строки уменьшить на 5;
В тетради запись
42 24 30 18 48 54 36
7 4 5 3 8 9 6
28 16 20 12 32 36 24
38 26 30 22 43 46 34
33 21 25 17 38 41 29
Проверка (если не ошибок - рядом со строкой ставят +) слайд 1
2) Сколько троек в записи чисел от 0 до 70.
- Предлагаю нашим гостям тоже посчитать.
- Как можно это сделать? (можно выписать все числа, но это долго)
(можно перебирать числа по десяткам)
-Какой способ подойдет, для решения этой задачи? (перебора)
17
Проверка слайд 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 первый десяток 1
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 второй десяток 1
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 третий десяток 2
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 четвертый десяток 10
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 пятый десяток 1
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 шестой десяток 1
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 седьмой десяток 1
- Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (Решение комбинаторных задач)
- Как вы думаете, почему я выбрала именно эту картинку? ( можно менять построение около репки)
3. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы с ребятами попытаемся показать, как можно решать комбинаторные задачи, имея минимум знаний по комбинаторике. 
- Я предлагаю вам разделиться на три команды. Выберите капитанов команд.
-Начнем с жизненных задач.
Задача 1.
Пятеро друзей встретились после каникул и обменялись рукопожатиями. Каждый, здороваясь, пожал руку. Сколько всего рукопожатий получилось?
- К доске выходят Женя, Захар, Кристина, Саша, Рома.
Игра «Обмен рукопожатиями».
- Сколько рукопожатий? (10)
- Данную задачу можно решить с помощью построения графа.
Построение графа.
Каждая команда выполняет задание.
Задача 2
У кассы кинотеатра стоят четверо ребят. У двух из них сторублевые купюры, а у двух других пятидесятирублевые. Билет в кино стоит 50 рублей. В начале продажи касса пуста. Как должны расположиться ребята, чтобы никому не пришлось ждать сдачи?
4. Задачи, решаемые методом организованного перебора
Задачи –игры.
Задача 1 «Башенки»
- Я кладу в коробку три кубика: зеленого, красного и желтого цветов и буду брать, не глядя по одному кубику и составлять башенку. Составьте и вы свою башенку. У кого получилась башенка такая же как у меня-тот и победил. ( играем два, три раза).
- А можно ли сделать так, чтобы все оказались победителями?
- Что для этого надо сделать? (составить из кубиков несколько башенок)
Дети составляют башенки в командах. Всего получаетс6 комбинаций.
5. Включение новых знаний в систему
Творческое задание.
Постройте домики, используя три цвета: красный, зеленый, желтый.
Дети работают по командам, а затем выстраивают домики на доске.
6. Итог урока.
- По какой теме мы сегодня проводили мини исследование?
- Оцените работу своейкоманды.
- Как думаете, получился у нас конечный продукт или его можно дополнить?
(Можно дополнить)
- Получите листок с домашней доработкой.
ДЗ.
1.Семеро друзей решили созвониться вечером, для того чтобы обсудить сегодняшний урок. Составьте граф к данной задаче.
2. Используя цифры 0,1, 2, составь двузначные числа. Используй метод перебора
3. На подоконнике стоят три цветка в ряд. Каждый день мама ставит их по-новому. Сколько дней пройдет до того времени, когда горшки вновь окажутся на своих местах?