«КТД: трудовые дела, художественно-эстетические дела, общественно-полезные дела, познавательные дела, спортивно-оздоровительные дела, организаторские дела, коллективно-игровое общение ».


Доклад
на тему: «КТД: трудовые дела, художественно-эстетические дела, общественно-полезные дела, познавательные дела, спортивно-оздоровительные дела, организаторские дела, коллективно-игровое общение ».







Подготовила:
ВОСПИТАТЕЛЬ КРУЧИНКИНА М.Р.
г.Алейск 2017 год
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому ребенку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости.
Не менее важным является и вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. В педагогике считается доказательным, что если творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творческие способности надо развивать с самого раннего возраста.
Большое знание в развитии творческих знаний, умений, навыков имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремлению к изобретательству, к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность на протяжении всех лет обучения в школе, как свидетельствует опыт, непременно приводит к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду.
Творчество, по определению, - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Некоторые психологи рассматривают творчество как продолжение или замену детской игры. Творческую и игровую деятельность объединяет основная, функциональная направленность:
1. Творчество как процесс развлечения, наслаждения здесь, как и в случаи игровой деятельности, личность ориентирована на собственно процесс творения, а не на получение результата;
2. Творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности;
3 Творчество как источник переживания сильного эмоционального потрясения, внутреннего очищения, связанного с художественным произведением (переживание за судьбу героя);
4. Творчество как способ познания окружающего мира и самопознания;
5. Творчество как особая форма коммуникации, преодолевающая пространственные и временные барьеры;
6. Творчество как канал передачи общественного опыта, выполняет воспитательную функцию.
К сожалению, в настоящее время в практике школы недостаточно уделяется внимание творческой деятельности воспитанников, не формируются системные знания о композиционных закономерностях, категориях эстетики, о содержании и назначении художественно-трудовой деятельности. Поэтому важно вести целенаправленную работу по развитию творческих умений, эстетических представлений, взглядов и вкуса. На воспитателя возлагается ведущая роль в организации детского творчества. Его психолого-педагогическая, методическая и специальная подготовка во многом определяют творческую активность воспитанников.
Начиная с древнейших времен, любого вида рукоделие выступало в жизни человечества в качестве организатора, воспитателя, хранителя традиций, удовлетворяло эстетические запросы. Человек, владеющий мастерством рукоделия, всегда был самым уважаемым, и общение с ним вызывало интерес и эмоциональное, духовное обогащение.
Декоративно-прикладное искусство - это художественно выполненные предметы быта, убранства (улиц, помещений), а также предметы, предназначенные для украшения человека (ювелирные изделия).
«Декоративное» по- латыни означает «украшать», а «прикладное» - указывает на практическую полезность созданных этим искусством предметов. Воздействие этого искусства постоянно, так как оно формирует предметную среду, в которой живут люди.
И в наши дни приобщение детей к определенному виду рукоделия, развитие у них навыков в творчестве декоративно-прикладного искусства в целом влияет на формирование личности ребенка. Творчество - врожденное качество каждого из нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Во время занятий рукоделием происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе. В этом и заключается ценность любого вида рукоделия, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.
Декоративно-прикладное искусство очень разнообразно и включает в себя много жанров. Они определяются или практическим назначением вещи (мебель, посуда, ювелирные изделия), или характером исполнения (художественная вышивка, резьба, роспись, ткачество), или материалом, из которого сделана вещь (металл, кость, текстиль, керамика).Специфика занятий по декоративному искусству раскрывает широкие возможности для познания прекрасного, для воспитания эмоционально-образного, эстетического отношения к действительности. Декоративно-прикладное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует эстетические и нравственные его убеждения, влияет на поведение, оно охватывает почти все виды художественной деятельности людей.
Если педагог владеет теорией и практикой какого-либо декоративно-прикладного искусства, то может использовать его для развития у воспитанников навыков художественного творчества.
Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании подростков, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности воспитанников. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.
Для реализации творческой деятельности детей можно использовать следующие формы работы: - индивидуальная работа воспитанников;  - групповые занятия в кружках, клубах, студиях, обществах и других творческих объединениях по интересам; - массовые мероприятия.
Индивидуальная работа с воспитанниками является обычно начальной ступенью в обучении навыкам рукоделия. Она заключается в том, что отдельные ребята под руководством воспитателя начинают заниматься прикладным творчеством, изготавливают изделия декоративно-прикладного характера. В дальнейшем к ним присоединяются другие дети, заинтересовавшиеся данной работой. Появление такого общего интереса группы воспитанников к конкретной области и их стремление работать сообща, коллективно, своевременно поддержанное воспитателем, приводит к организации кружка.
Важнейшими факторами активизации процесса творческой деятельности являются посещения выставок народного и декоративно-прикладного искусства, экскурсии по музеям. Одна из интересных форм стимулирования детей к занятиям - организация персональных выставок.
В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию младшего и старшего подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение, их разнообразие, и периодичность позволяет воспитанникам реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество.
Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60-х годов последователем А.С. Макаренко Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание творческого продукта. При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.
В работе “Энциклопедия коллективных творческих дел” И.П. Иванов выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности и дает их описание.
Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, работать самостоятельно и творчески (трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям).
Художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве (литературно – художественные конкурсы, кукольный театр и т.д.).
Общественно – полезные дела. Наиболее специфичным для коррекционной школы методом воспитания чувства долга и ответственности служит приучение воспитанников к трудовой деятельности. Систематическое участие воспитанников в общественно -полезном труде (ОПТ), детальная мотивированная оценка его результатов приучат к выполнению порученного задания. Целью трудовой деятельности является сформировать первичные навыки  социально-  бытовых видов трудовой  деятельности и воспитание подростков к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений, Воспитание правильного отношения к труду у детей с ОВЗ возможно только  при систематической организации его собственной трудовой деятельности в семье, в школе, в интернате,  при показе  конкретных образцов правильного отношения к совершенно конкретным видам труда (труд по самообслуживанию, труд в мастерской, в подсобном хозяйстве, труд при обучении). Виды общественно производительного труда подбирать  нужно в соответствии с психофизическими возможностями детей, при обязательном обсуждении с врачом показаний и противопоказаний для каждого ученика, с учётом потребности школы и ближайшего производственного окружения.
Познавательные дела (вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал и т.д.). Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске.
Спортивно-оздоровительные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества (веселая спартакиада, спартакиада народных игр). Спортивно-оздоровительными КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.
Организаторские дела . Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что воспитанники делают в свое удовольствие, добровольно, есть их организаторская деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными организаторскими делами. Их роль неоценима. Они – действенная сфера самовоспитания, ибо все внешние требования, которые предъявляют к ним взрослые, дети предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.
Коллективно-игровое общение. Умение общаться – большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение дает знания, радость от контактов. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Люди – это самое интересное и прекрасное, что есть в жизни. Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу, придавая контакту все новые формы и оттенки».  Как полагал Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении, что именно коллектив выступает на первое место как фактор развития и коррекции недостатков психических функций ребенка. Коллективно-игровая деятельность объективно создает условия для расширения круга взаимоотношений и устойчивости их между детьми.
Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать: совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,
его социальный характер (для кого это нужно?), высока мотивация создателей.
КТД - форма работы, которая направлена на:
Развитие творческих способностей.
Развитие интеллектуальных способностей.
Реализацию коммуникационных потребностей.
Обучение правилам и формам совместной работы.
Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
КТД «ФАБРИКА»: ролевая игра, участники которой, подражая организации настоящего производства, создают разнообразные изделия на пользу и радость своему коллективу, близким и далеким людям. Возможные виды изделий (продукции):
сувениры-игрушки из природного материала, модели, макеты, вышивки и др.;
новогодние украшения и елочные игрушки;
материал (оборудование) для познавательных, подвижных, спортивных игр;
экспонаты для выставок, кормушки, домики для птиц;
куклы, бутафория, декорации для кукольного театра;
оформление для праздников — утренников, вечеров, демонстраций и т. д.
Фабрика может выпускать однотипную продукцию, например новогодние украшения, но может иметь и широкий профиль, изготовляя предметы различного назначения, переплетать книги для школьной и поселковой библиотек и т. д. В этом случае фабрика превращается в целый комбинат.Фабрика может действовать в течение одного дня, нескольких дней или недель, что зависит от характера и объема продукции, желания и возможностей участников.
Смело можно использовать разделение труда по отдельным операциям, конвейер, сборку изделий из отдельных деталей и т. д. Это позволит участникам почувствовать себя товарищами по общему делу, усилит чувство ответственности перед коллективом за свой труд. Вместе с тем не надо стремиться закреплять ребят на одних и тех же операциях, лучше поощрять овладение разными умениями, хорошую инициативу, смекалку, взаимопомощь.
Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации в занятиях рукоделием, является то, что детям очень нравится такого рода работа:
1) каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту, и это, безусловно, радует детей;
2) как правило, результат — изделие, созданное всеми вместе, — получается более впечатляющее, эмоционально гораздо сильнее затрагивающее детей.
Успех любой деятельности зависит от ее организации, а коллективная работа вообще невозможна без тщательно продуманной методики ведения, без четкого представления о композиции будущего коллективного произведения. Поэтому, руководство коллективной творческой деятельностью детей требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная деятельность, так как при этом необходимо тщательное продумывание, четкое планирование всех этапов работы. В коллективной деятельности оценивают не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Все это требует от педагога правильного методического руководства этим видом работы.
В организации коллективного занятия по творческой деятельности можно выделить следующие этапы:
1.  Подготовительный этап, который позволит детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной деятельности.
2.  Основной этап — этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель — не только предоставить детям возможность выполнить изделие, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.
3.  Третий, заключительный этап, который можно выделить достаточно условно, это период взаимодействия детей с уже завершенной работой. Однако в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в групповой комнате, в классе. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом самых разных разговоров, стимулирует рождение новых творческих замыслов, предложений.
Когда дети понимают, что оцениваться будет их общий труд, они начинают себя ощущать коллективом, перестают соперничать между собой и возникает дружеская обстановка, где они помогают друг другу в их общей работе. Успех детей в изготовлении изделий рождает у них уверенность в своих силах. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. Большие изделия можно выполнять коллективно, что ускорит процесс творчества и даст учащимся навыки совместной работы.
Виды рукоделия очень разнообразны и включают в себя много жанров. Декоративно-прикладное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует эстетические и нравственные убеждения, влияет на поведение.
В нашей стране множество народных промыслов, такого уникального многообразия видов декоративно-прикладного искусства нет ни в одной стране мира.
Начинать обучение рукоделию и ремеслам можно уже с ранних лет. Чтобы пробудить интерес к тому или иному ремеслу, можно сначала рассказать историю о возникновении этого вида ремесла. Например, что раньше на Руси девочки уже с четырех лет учились вязать или о том, что искусство макраме произошло из невинного развлечения матросов на кораблях.
Сейчас в продаже есть различные наборы для детского творчества, в которых находится все необходимое для выбранного вами вида рукоделия.
Первые шаги ребенку будут даваться с большим трудом. Главное, чтобы заинтересовать его и увлечь, на занятиях должно быть больше юмора и поощрений, терпения и дружелюбия. Похвала – основной стимул. Обязательно надо хвалить ребенка, даже если у него пока ничего не получается. Очень важно, чтобы ребенок поверил в свои силы и довел начатое дело до конца.
Чтобы заинтересовать детей рукоделием, можно показать готовые изделия ручной работы.
Чтобы подогреть интерес, можно покупать журналы с фотографиями, описаниями и схемами выполнения поделок.
Не следует подгонять детей делать работу быстрее, но и затягивать процесс не стоит, поскольку интерес к рукоделию может пропасть.
С целью формирования интереса и желания овладеть рукоделием, можно использовать устное народное творчество: стихи, пословицы о рукоделии и творчестве («Не учись безделью, а учись рукоделью», «Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»).
Детские психологи отмечают, что школьники, с раннего возраста знакомые с рукоделием, в школе имеют меньше проблем с домашними уроками, они более внимательные. Развитие художественного вкуса, чувства цвета увеличивают точность выполнения действий, воспитывают активность, трудолюбие, аккуратность, интерес и наблюдательное воображение.
Коренные изменения, происходящие на современном этапе развития общего и среднего образования, связаны с реорганизацией деятельности общеобразовательных учреждений разных типов и видов. Эти изменения находят свое отражение в работе с детьми с ограниченными возможностями, активном поиске инновационных подходов. Одним из эффективных педагогических средств является обучение таких детей прикладному творчеству. Главной целью этих занятий является успешная адаптация детей с ограниченными возможностями вливания в социум, помощь осознания учеником полезности своего труда, обретения веры в свои силы.