«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА СВИРЕЛИ НА УРОКАХ МУЗИЦИРОВАНИЯ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА СВИРЕЛИ НА УРОКАХ МУЗИЦИРОВАНИЯ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Чудная Татьяна Сергеевна
Преподаватель фортепиано МКОУДО «Званновская ДШИ»
В статье рассматривается применение свирели на уроках музицирования в фортепианном классе ДШИ, взаимосвязь различных видов деятельности обучающегося с целью развития духовных и нравственных качеств путем приобщения к традициям русской народной культуры
Ключевые слова: формирование творческой личности, расширение музыкального кругозора, педагогические находки, традиционная народная культура.
«Знакомство с народной культурой, как с формой социальной наследственности, позволяет ребѐнку познать культурно-исторический опыт поколений и, через собственное творчество, соотнести себя с миром народной культуры, осознать себя частицей этого мира и своего места в нем» [1]
«Надо, чтобы хорошая народная, классическая и современная музыка входила в круг детских интересов в те же ранние годы, когда входят в этот круг умная и добрая книга». Д.Кабалевский.[2]
В жизни каждого педагога однажды наступает такой момент, когда он явственно начинает ощущать, что в его работе что-то идет не так, вдруг потерялась какая то жилка, исчезла новизна, стало скучновато, из года в год одно и то же. Одни и те же предметы, один и тот же учебный план. Один и тот же педагогический репертуар, над изучением которого работаешь уже много много лет…
Становиться скучно и неинтересно работать.
Хочется чего –то нового и необыкновенного…
Педагогическая деятельность педагога по классу фортепиано в ДШИ в определенной степени очень консервативная вещь. Ты должен всю жизнь придерживаться определенных канонов, форм и методов обучения, выработанных десятилетиями .
Но жизнь диктует свои законы. И вот на современном этапе перед педагогом встает вопрос: как сделать свои уроки интереснее, увлекательнее, что новое можно внести в свою работу, чтобы и разнообразить учебный процесс и сделать его более привлекательным для ребят. И чтобы это не противоречило основному делу- обучению игре на фортепиано?
И в данном случае широкие возможности для обновления учебного процесса, внесения в него новых идей и видов деятельности дает музицирование.
Что такое музицирование вообще. Зачем оно нужно в ДШИ?
Если урок специального фортепиано в ДШИ решает прежде всего образовательные задачи, то урок музицирования выполняет в основном развивающие функции: прежде всего это формирование творческой личности уже в самом раннем возрасте, формирование разнообразных музыкальных представлений, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие его образно- эмоциональной сферы и музыкальности в целом.
Музицирование является обязательным предметом, входящим в программу обучения ребенка игре на музыкальном инструменте в ДШИ. Предмет такой есть, но подход к организации учебного процесса в этом направлении у преподавателей всегда, мягко говоря, формальный…Зачастую педагог стремится на уроках музицирования доделать то, на что не хватило времени на занятиях по специальности, что-то отработать, что-то доучить, подготовиться в очередному зачету или академическому концерту. А ведь именно в самом раннем детском возрасте (в основном это первые годы обучения в ДШИ) закладываются основы будущего музыкального вкуса, музыкальных предпочтений, любовь к хорошей музыке, формируется и расширяется творческий кругозор и музыкальная эрудиция ребенка.
Сегодня педагог школы искусств должен постоянно думать над тем как привлечь обучающихся в свой класс. А в условиях сельской местности, где, к сожалению, количество детей с каждым годом уменьшается, эта проблема особенно актуальна.
Как разнообразить свои занятия?
Как сделать их настолько интересными, новыми и необычными, чтобы детям захотелось приходить снова и снова?
Какие педагогические находки использовать для этого?
Лично для меня такой находкой стала свирель…
Как только я познакомилась с этим инструментом, и он попал мне в руки я разу поняла- это то что мне нужно! Это то, что поможет наполнить мои уроки новыми краскам и новым содержанием, а заодно и познакомит ребят с новым инструментом, поможет им раскрыть себя еще в одном направлении музыкального творчества. И что очень важно- приобщит их к русской традиционной культуре, к той самой культуре, которая должна быть основой нашего мироощущения.
«Проблема сомоидентификации человека со своей страной, со своей культурой-одна из самых существенных на сегодняшний день» [3]
К большому сожалению в настоящее время существует большая проблема: мы настолько активно интегрируемся в современную действительность ( и это хорошо, человек должен идти в ногу со временем), что постепенно стали забывать кто мы есть, откуда мы и где наши корни. Мы с каждым днем все дальше отдаляемся от традиционной народной культуры, от того источника, который должен питать наше национальное самосознание. На смену традиционной народной культуре идет общемировая, мы уже давно поем чужие песни, слушаем чужую музыку (хорошую и не очень), празднуем чужие праздники. Человек, несущий в себе традиции западной культуры и западного образа жизни для нас становится привлекательнее, мы хотим быть похожими на него, мы подражаем ему.
А как же наши традиции? Наши праздники? Наша народная культура?
«Традиция эта - великая сплоченность людей, верящих в то, что их единство имеет смысл, это - способность распознавать чужеродные разрушительные тенденции современного мира и не поддаваться порокам»[4]
Когда я попросила своих учеников перечислить русские народные инструменты это вызвало замешательство… Оказывается, кроме балалайки и гармошки ребята не могут ничего назвать.
Вот насколько мы оторвались от родных корней!
И решать эту проблему в первую очередь нам-педагогам, работающим в сфере музыкального искусства. И будет правильно, если мы начнем приобщать наших детей к народной культуре, поможем им самоидентифицироваться в современном сложном, многокультурном мире именно с освоения азов игры на свирели-самом легком и доступном инструменте для маленьких музыкантов.
Русском народном музыкальном инструменте.
Я не могу заниматься игрой на свирели на уроках фортепиано, но уроки музицирования (обязательный предмет учебного плана) представляют собой широкое поле для творческой деятельности в этом направлении. Наряду с традиционными формами, применяемыми на уроках музицирования, такими как чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование (которые, надо сказать, не всем детям легко даются), применение свирели внесло в урок музицирования целый ряд новых возможностей.
Именно использование свирели на уроках музицирования позволило вовлечь ребят в активную работу над музыкальным материалом, что по мнению академика Б.Асафьева имеет огромное значение для формирования творческого потенциала ребенка. В своих статьях о музыкальном образовании и воспитании он прямо указывает на огромное значение перехода «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом» [5].
И свирель в данном случае подходит как нельзя лучше. Все ее характеристики как нельзя лучше подходят для работы с младшими обучающимися: легкая, яркая, достаточно простая, имеет красивый, выраженный тембр.
Для моих маленьких пианистов стало приятным сюрпризом, что оказывается они будут учиться играть не только на фортепиано, но и на «дудочках»- таких ярких и красивых.
Прямо игрушечных.
Как раз в том возрасте, когда нас, взрослых, часто раздражает желание ребенка подудеть, посвистеть, постучать… совершенно невовремя, на наш взгляд, дети получают возможность «дудеть» в свое удовольствие, и никто им этого не запрещает.
Вот это да!!!
Как же это здорово!!!
Буквально с первого дня нового учебного года я стала вводить свирель в уроки музицирования с самыми маленькими своими ученикам. Первоначально у меня не было определенной системы, и я еще недостаточно представляла себе, как все это буде происходить и как мне удастся объединить эти два музыкальных инструмента. В процессе работы и представление, и система как-то сложились сами собой
В работе со свирелью на уроках музицрования я решила идти параллельно с учебным материалом, предложенным для изучения в 1 классе.
Например: мы знакомимся с первыми нотами, учимся правильно ставить руку (песенки «Андрей –воробей», «Солнышко», «Кошкин дом»)

Анд- рей, во- ро- бей, не го - няй го-лу- бей

Сол- ныш-ко, сол- ныш-ко, вы-гля- ни в о - ко- шеч-ко

Ти-ли бом, ти-ли бом. За-го - рел- ся кош-кин дом
Ребенок на уроке фортепиано уже познакомился с этими песенками, он их знает, они у него на слуху, он может их пропеть и прохлопать, сыграть вместе с педагогом. На первых уроках музицирования мы берем в руки свирель и работаем над теми же песенками.
Очень удобно, что данные песенки состоят из одного звука. Ребенок учится правильно держать инструмент, правильно закрывать игровые отверстия, формировать звук, работать над дыханием. Играя эти песенки на разных звуках легче всего добиться ровного, гладкого, не свистящего звука. Проигрывая эти песенки на разной высоте, закрывая различные игровые отверстия ребенок получает представление о таком понятии как транспонирование. Играя эти песенки в сопровождении педагога он получает навыки игры в ансамбле.
Вот налицо все необходимые элементы традиционного урока музицирования.
Дальше, следуя такому же принципу, мы продолжаем параллельно изучать следующие ноты воспроизводить изученные песенки как на фортепиано, так и на свирели. («Веселые нотки», «Сорока- ворона», «Ходит зайка», «Про Ваню»)

До-ре- ми, До- ре ми, Э- ти кла-ви- ши наж-ми

Со -ро - ка во- ро- на, каш- ку ва- ри- ла

Хо-дит зай - ка по са- ду, по са- ду.

Ва- ня, Ва-ня, прос-то- та ку-пил ло –шадь без хвос- та
На первоначальном этапе нотные примеры, над которыми мы работаем на уроках я записываю в дневники ребятам в виде ритмического рисунка с цифровым обозначением нот. И только позднее начинаю сочетать цифровые и нотные обозначения.
Детям очень нравится работать со свирелью на уроках музицирования. Это один из самых доступных для них видов музыкальной деятельности на данном этапе. Ребенок в легкой и доступной форме учится проявлять свою музыкальную индивидуальность. Детям настолько понравился этот вид деятельности на уроках, что все сразу захотели иметь такой замечательный инструмент дома.
И если фортепиано пока есть не у всех моих учеников, то свирель есть у всех учащихся младших классов.
И надо сказать, что чем больше ребята играют на свирели, чем лучше и увереннее они чувствуют себя, играя на ней, тем больше растет у них интерес к этому инструменту.
После того, как я начала использовать свирель на своих уроках, этим инструментом заинтересовались, и другие преподаватели нашей ДШИ. Так уже сегодня свирель используют на занятиях учащиеся фольклорного отделения нашей ДШИ. Уже есть даже первый опыт использования свирели в концертных выступлениях фольклорного ансамбля «Горница» наряду с уже привычными бубном и трещетками.Перспективы использования свирели, как мне представляется, сегодня очень широки и в общеобразовательных школах, и в ДШИ. Пусть это пока маленький шажок в огромную, многогранную русскую народную культуру с ее основами и традициями, но мы обязаны сегодня мотивировать наших детей к тому, чтобы делать эти шаги, идти по этому пути, сочетая достижения «техногенной цивилизации с опорой на собственные духовные традиции» [6]
Список литературы и интернет источников
Лаврентьева И.А. Духовно-нравственное воспитание школьников средствами народной культуры (знакомство с традиционной народной куклой в детском саду). Журнал Проблемы и перспективы образования в России. Вып. 22. 2013г.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя– М. Просвещение, 1984 г.
Космовская М.Л. Практическое музицирование на свирели. Курск: изд-во Курск: гос. ун-та, 2014г.
http://ruskline.ru/analitika/2012/11/05/zhivaya_tradiciya
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. «Музыка», 1973г.
http://ruskline.ru/analitika/2012/11/05/zhivaya_tradiciya