«Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс Дошкольного отделения»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Гимназия № 1404 «Гамма»




Проект
по теме самообразования

«Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности
в образовательный процесс Дошкольного отделения»



Автор проекта:
Слесарева М.А.
Старший воспитатель ДО





Содержание

Паспорт проекта 3
План работы 4
Введение (актуальность темы, мотивация выбора) 5
Основная часть (теоретическое обоснование, план работы над проектом, работа по реализации - описание проекта) 7
Выводы 30
Библиография 34
Конечный продукт
Приложения (таблицы, диаграммы, анкеты, презентация и др.)

















Паспорт проекта
Название проекта
«Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс Дошкольного отделения»

Ф.И.О. автора: Слесарева М.А.
Тип проекта: исследовательский
Проблема:
Недостаточно разработанная система работы по реализации проектной деятельности в Дошкольном отделении.
Гипотеза:
Методическое сопровождение образовательного процесса поможет внедрить метод проектной деятельности в практику работы Дошкольного отделения в полном объеме.
Цель:
Разработать систему по внедрению в образовательный процесс Дошкольного отделения ГБОУ гимназии № 1404 «Гамма» инновационной технологии проектной деятельности
Разработать инструкции и рекомендации для воспитателей Дошкольного отделения по внедрению в работу проектного метода.
Конечный продукт:
Программа методического сопровождения внедрения технологии проектной деятельности в практику Дошкольного отделения ГБОУ гимназии № 1404 «Гамма»
Инструкции и рекомендации для воспитателей Дошкольного отделения по внедрению в работу проектного метода
Объект исследования:
Образовательный процесс в ГБОУ гимназии № 1404 «Гамма»
Предмет исследования:
Использование в образовательном процессе новых форм и методов работы
Оборудование:
Интернет-ресурсы, библиотечные и справочные материалы, компьютерное оборудование и видеооборудование.





План работы над темой самообразования
Старший воспитатель: Слесарева Марина Андреевна

Сроки
Содержание деятельности


Конец августа – начало сентября.
Выбор темы самообразования

Сентябрь
Составление плана работы над темой

Октябрь (и далее по мере необходимости в течение работы над проектом)
Изучение теории вопроса

Октябрь
Определение формы работы и планирование деятельности по теме самообразования.

Ноябрь-декабрь
Создание алгоритма деятельности воспитателя по организации формирующей оценки

Январь - апрель
Подготовка конспектов занятий по теме самообразования.

Конец апреля
Анализ работы и ее практических результатов.

Май
Подготовка отчета и презентации о проделанной работе.

Июнь
Защита проекта по самообразованию.










Введение










Актуальность проблемы

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в Дошкольном образовательном учреждении.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники несколько лет назад, следовательно, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества. Важным становится не конечный результат, а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. 
В дошкольных учреждениях ведется постоянная работа по выбору наиболее эффективных средств обучения и воспитания, одним из которых является метод проектов, позволяющий  повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс.






Основная часть




Основная часть
1.1. Исторический аспект возникновения метода проектов в педагогике.

Из истории известно, что понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании. Основоположником метода проектов является американский философ и педагог Джон Дьюи, а также его ученик и коллега В.Х.Килпатрик . В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности детей на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
По мнению Дж. Дьюи, ребёнок - это солнце, вокруг которого всё вращается. Дж.Дьюи говорил, что ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Учёный считал, что при организации обучения на активной основе следует исходить из четырёх инстинктов ребёнка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального. По мнению педагога, ребёнок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен, как в жизни, «развивать инициативу, творчество, участие», таким образом характеризуя обучение как понятие, сообразное личным интересам ребенка.
Профессор Килпатрик под проектом подразумевает энергичную деятельность детей, которая ими выбрана свободно и выполняется охотно, «от всего сердца». В 1918г. вышла в свет известная статья В.Х.Килпатрика «Метод проектов», в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.  
В проектной деятельности обретают дальнейшее развитие личностный и деятельностный подходы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), а также компетентностный подход (А. Л. Андреев, В. И. Байденко, Л. Н. Боголюбов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. Н. Куницина, О. Е. Лебедев, А. К. Маркова и др.).
Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует «интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес»
В России метод проектов был известен ещё с 1905 года. Тогда группа российских педагогов под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику.
Метод проектов был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов и ученых России начала прошлого века: Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина. После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской.
Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Е.Г. Кагаров впервые в советской педагогике определил этапы проекта. Он считал, что:
1) исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;
2) проект должен осуществляться поэтапно;
3) школьные проекты могут быт как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны;
4) ведущим становится принцип самодеятельности: сами по себе намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим;
5) проект - есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.
М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе с окружающей средой. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. По М. Крупениной проектный метод состоит из 5-ти этапов:
1) постановка задачи;
2) разработка самого проекта принятого задания;
3) организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;
4) непосредственно трудовая деятельность;
5) учет проделанной работы.
Педагогические принципы (по М.В.Крупениной):
1) Самодеятельность: сотрудничество детей и взрослых.
2) Деятельностный подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3) Актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе: взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
Этапы проекта:
Постановка задачи.
Разработка самого проекта принятого задания.
Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.
Непосредственно трудовая работа.
Учет проделанной работы.
Российские ученые в 20–х гг. XX века выделяли следующие учебные проекты:
по составу участников – коллективные и индивидуальные;
по целевой установке – игровые, общественно – полезные и производственные;
по срокам реализации – большие и малые.

В 30–х гг. в СССР велась активная разработка комплексно-проектных программ. Основой являлось приобретение лишь тех знаний, которые связаны с необходимостью выполнения практических работ на производстве, сельскохозяйственном труде.
В итоге данный метод в России был запрещен, т.к. в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно – урочная система, не выполнялась программа обучения).
В 50-х г.г. широкое распространение проектный метод получил в садах западной Европы (сады Монтессори). Дошкольники составляли планы на день, неделю сообразно своим интересам. Взрослый являлся помощником в достижении целей.
Появление метода проектов в дошкольном образовательном учреждении обусловлено введением в содержание дошкольного образования системы развивающего обучения. При грамотной организации работы дошкольники с интересом включаются в исследовательскую деятельность, совместную работу, стремятся к получению конкретных результатов.
Внедрению проектного метода в дошкольное образование посвящены работы Н. А. Виноградовой, Т. А. Даниловой, Е. С. Евдокимовой, М. Б. Зуйковой, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды, Е. П. Панько. Авторы единодушны в оценке значимости проектной детской деятельности для интеллектуального развития детей, организации их продуктивного взаимодействия, в использовании возможностей привлечения родителей воспитанников, различные социальные институты к работе детского сада.
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес детей к определённым проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике дошкольных образовательных учреждений и является одним из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.







1.2. Понятие о проекте
Прое
·кт (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] projectus  брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд)  замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации
Метод проектов – это система обучения, при которой обучающиеся приобретают новые знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Проектный метод в образовании
Это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся и воспитанников, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.
Это комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.
Это технология, основанная на самостоятельности, деятельности, результативности всех участников образовательного процесса. 
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Типология проектов в ДОУ

В практике современных дошкольных учреждений используется следующие типы проектов:
По доминирующему методу или виду проектной деятельности:
Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования. Данный проекты полностью подчинены логике исследования, имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач, методов, обсуждение полученных результатов, выводы, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования).
Творческие - как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, драматизации, программы праздника, видеофильма, сочинения, альбома, репортажа, совместной газеты и др. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления.
Ролево – игровые, в которых участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы (литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться только к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Практико – ориентированные (прикладные) – требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Эти проекты отличают четко обозначенный с самого начала результат деятельности (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, зимнего сада, проект правил группы, разработка справочного материала или словаря, витражи и т.д.)
Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).
По продолжительности:
Краткосрочные (мини-проекты, длительностью в несколько занятий или междисциплинарные).
Средней продолжительности (1-2 месяца)
Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По количеству участников:
Индивидуальные
Парные
Подгрупповые
Фронтальные
Смешанные типы проектов по предметно – содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

1.4. Цели и задачи проектного метода в дошкольном учреждении
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
А) вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
Б) активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
В) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
А) формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Б) развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
В) формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Г) развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проектный метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
При использовании в учебном процессе технологии проекта решаются важные задачи:
- занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия детей, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;
- дети получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно и с помощью родителей добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;
- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие всех участников образовательного процесса; педагог вместо контролёра становится равноправным партнёром и консультантом.






Этапы проекта
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана – схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план – схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.
Презентация проекта, открытое занятие.


Поэтапная работы над проектом включает в себя деятельность педагога, родителей, детей и распределяется следующим образом:

Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей

Первый этап
1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (не жёстко).
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

Второй этап
4.Помогает в решении задачи.
5.Помогает спланировать деятельность.
6.Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

Третий этап
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

Четвертый этап
9. Подготовка к презентации. Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.




Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
2.1.Система работы по организации методического сопровождения внедрения проектной деятельности в образовательный процесс Дошкольного отделения ГБОУ Гимназии № 1404 «Гамма».


Цель:
Разработать систему работы по внедрению в образовательный процесс Дошкольного отделения ГБОУ гимназии № 1404 «Гамма» инновационной технологии проектной деятельности.


Задачи
Проанализировать готовность педагогов к внедрению технологии проектной деятельности и выявить профессиональные затруднения
Сформировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к внедрению технологии проектной деятельности.
Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих проектную деятельность.
Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по внедрению инновационной деятельности в дошкольном отделении гимназии.






2.2.Сроки реализации проекта

Этапы
Наименование
Сроки

1 этап
Организационно – подготовительный

август - сентябрь

2 этап
Моделирующий
сентябрь

3 этап
Внедренческий

Сентябрь – май

4 этап
Итоговый
май - июнь





















2.3.Этапы реализации проекта

этап – организационно-подготовительный
анализ научно-теоретической методической литературы;
изучение педагогического опыта по проблеме; изучение основных методических требований к использованию метода проектов в образовательном пространстве ДОУ;
наблюдение, опрос
определение целей и задач работы

2 этап - моделирующий
разработка перспективного плана работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ;
изучение опыта работы,
конструирование критериев для обследования работы воспитателей по проектной деятельности
3 этап - внедренческий
апробация по внедрению метода проектов в процесс воспитания детей дошкольного возраста;
организация и проведение мероприятий согласно перспективному плану;
разработка и внедрение групповых проектов с активным участием родителей
4 этап - итоговый
обобщение, описание результатов экспериментальной работы;
Выявление, обобщение педагогического опыта внедрения проектной деятельности в практику Дошкольного отделения
формирование теоретических выводов и практических рекомендации



2.4.Основные формы реализации проекта
- методические объединения;
- обучающие семинары;
- консультации;
- методические часы
- самообразование
- прохождение курсов повышения квалификации по проблеме
- индивидуальные консультации
- проведение анкетирования – с целью определения уровня педагогической компетенции каждого педагога по проблеме.




















2.5. Предполагаемые результаты.

Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.













2.6.Методика работы по внедрению проектного метода в Дошкольном отделении

Предпосылки использования метода проектов в Дошкольном отделении гимназии:
потребность педагогов в инновационной деятельности
использование комплексных, вариативных программ, инновационных технологий;
необходимость вовлечения семей в воспитательно-образовательный процесс.
Первоначально был произведён подбор и анализ научно-методической литературы по проектной деятельности, изучены передовой педагогический опыт по внедрению проектного метода в дошкольных учреждениях и основные методические требования к использованию метода проектов в образовательном пространстве ДОУ.
С целью выявления уровня инновационного потенциала педагогического коллектива был проведен тест «Ваш творческий потенциал» (Приложение № 3), в ходе которого выяснилось, что все 100% педагогов Дошкольного отделения обладают теми качествами, которые позволяют творить; имеют нормальный творческий потенциал, позволяющий творчески проявить себя.
С целью определения интереса и мотивации педагогического проектирования педагогическому коллективу в начале и конце учебного года была предложена анкета (Приложение № 4), а для выявления уровня владения педагогами проектным методом анкета (Приложение № 5)






Результаты анкетирования:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
- 85% воспитателей в начале года испытывали потребность в проектировании, желали узнать его теоретические аспекты, а в конце года, опробовав метод проектов на практике, уже 100% педагогов хотят продолжить использовать этот метод в работе с детьми и научиться проектировать без затруднений.
- на начало года только 50% педагогов по причине наличия затруднений в теоретических знаниях о методах проектов использовали его в учебной деятельности и в педагогической практике, а в конце года было выявлено 100%-ное использование метода в работе.

По результатам исследования в начале учебного года продуман и составлен перспективный план работы по внедрению проектного метода в воспитательно - образовательный процесс Дошкольного отделения (Приложение № 1)
Для развития первоначального интереса к проектной деятельности, актуализации мотивационной сферы, личностных смыслов, ценностного отношения к идее проектирования были запланированы различные формы работы со всеми участниками образовательного процесса: консультации, семинары-практикумы, анкетирование, методическое объединение, совместные групповые проекты, дискуссии, в ходе которых воспитатели расширяли свои знания о методе проектов, знакомились с этапами, типами, целями проектной деятельности, возможностью применения их в практике работы с детьми.
В течение года в дошкольном отделении велась работа по организации внедрения проектной деятельности в практику работы с детьми дошкольного возраста. Педагоги планировали, составляли и реализовывали проекты в группах (Приложение № 2).
Организация проектной деятельности потребовала определенной подготовки педагога к активному взаимодействию с его участниками, умению заинтересовать, мотивировать их на совместную деятельность, четко знать этапы проекта, соблюдать определенные требования к использованию этого метода в образовательном процессе. Среди них: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (выдвижение гипотез, обсуждение способов оформления конечных результатов, сбор, систематизацию и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, формулирование выводов, выдвижение новых проблем исследования).

На итоговом уровне было проведено анкетирование (Приложения № 5,6), обобщение, описание результатов работы по проектной деятельности; формирование теоретических выводов и практических рекомендаций.
























Выводы






Выводы
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом: они выступают активными его участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде. Вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Выполненные проекты способствуют развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающего пространства и себя в нем.



Преимущества:
1. Метод проектов позволяет решить одну из важнейших проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью проектной деятельности возможны моделирование интересных и значимых для каждого ребенка ситуаций, решение важных проблем, формулировки творческих заданий, не имеющих единых, заранее известных решений, тем самым побуждая и мотивируя воспитанников к активному участию в образовательной деятельности. 
2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, тем самым реализуя принципы личностно-ориентированного обучения. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
3. Выполняя проекты, дети осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, активность и инициативность, формируются умения планировать и принимать решения, двигаться к поставленной цели.
Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
4. Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.
5. Метод проектов позволяет осуществить интеграцию содержания дошкольного образования – связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса.

Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательной активности детей посредством проектного метода в разных видах совместной деятельности, является эффективным фактором развития познавательной активности у дошкольников в условиях современного образования.
На основании реализации проекта «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ» в дошкольном отделении можно подвести следующие итоги:
Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для использования в работе проектных технологий.
Процесс проектной деятельности охватывает развитие дошкольников со всех сторон, способствуя повышению уровня развития детей, что подтверждают итоги диагностики.
Большинство родителей принимают активное участие в реализации проектов.






Библиография








Библиография

Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика Синтез, 2008. 112 с.
Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
Инновационная деятельность в ДОУ:пособие для рук.и адм.работников/И.А. Умина, Т.А. Данилина. – М.: ЛИнка-пресс, 2009. – 320с.
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова. Переработанная и дополненная, 2007.
Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012-96с.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
Материалы сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


















13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14415




Рисунок 2Описание: http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=268358487-08-72&n=21Рисунок 3Описание: http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=189892381-10-72&n=21Root Entry