Музыкально-развивающие игры и танцы на уроках ритмики в младших классах хореографического отделения











Доклад на тему:


Музыкально-развивающие игры и
танцы на уроках ритмики в младших
классах.




Преподаватель Кобзева И. М.











г. Оленегорск 2005 г.
Система музыкально-ритмического воспитания разработана в конце 19в. швейцарским педагогом и музыкантом Э. Жак-Далькрозом. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделил особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре. Жак-Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека.
Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, он стремился к формированию его моторики и главное – к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.


Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развивается музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру. Кроме того, они способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу. Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

На уроках ритмики осуществляются как общие задачи музыкального воспитания, так и следующие специальные задачи:

- развитие ритмичности движений,

- согласованность движений детей с характером музыкального произведения, средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок,

- обучение детей танцевальным движениям через игры, пляски и упражнения,

- развитие художественно-творческих способностей.



Методы и приемы обучения музыкально-ритмическлй деятельности.

Задачи и содержание музыкально-ритмического обучения определяют выбор методов и методических приемов, используемых в этих целях. В музыкально-ритмическом воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы:
1. Наглядный.
2. Словесный.
3. Метод практической деятельности.

Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Подбирая для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:
обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого музыкального материала и качественность его исполнения;
учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;
учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми младшего школьного возраста.

Рассмотрим каждый из методов обучения в отдельности.
Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.
Он включает следующие компоненты:
1. Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений.
2. Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся: показ движений в плясках, играх, упражнениях; показ игрушек, картинок, костюмов и т. д., относящихся к данному музыкальному произведению.

Словесный метод способствует сознательности, осмысленности обучения.
Он включает в себя следующие приемы:
Объяснение.
Широко применяемое в работе с младшими классами, оно используется, когда предлагаются новые игры, пляски, упражнения. Объяснение должно быть кратким и четким. Образный рассказ заинтересовывает детей, создает нужное эмоциональное состояние.
Пояснения.
Даются при повторном показе движений, игр и плясок, когда необходимо уточнить нюансы движений.


3.Беседа.
Обычно проводится с детьми после слушания музыки, реже – перед слушанием, когда надо конкретизировать содержание произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями, высказывают свое отношение к произведению, его образам. Опыт слушания и анализа музыкальных произведений в младших классах еще невелик, поэтому педагогу необходимо постепенно приучать детей к доступной музыкальной терминологии, чтобы в дальнейшем они могли ею оперировать.
Чтобы облегчить анализ произведения, беседу можно строить в форме вопросов и ответов.

Метод практической деятельности. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений.
Необходимо помнить, что только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, позволяет проявить инициативу, сознательность и осмысление выученного на уроках.
Педагогу необходимо так направлять детей, чтобы они стремились выполнять задание предельно выразительно. Обучая, постепенно усложнять задания в соответствии с их возрастным развитием.


Специфика уроков ритмики в младших классах.

Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движениям требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала полагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.

У младших школьников наблюдается большая потребность в двигательной деятельности. Ребенок шести - семилетнего возраста равно устает от длительного нахождения в одном положении и от однообразных движений. Поэтому в младших классах необходимо чередовать движение с отдыхом. Для детей этого возраста характерно отсутствие выдержки, устойчивого внимания, свойственно непроизвольное поведение.
В большинстве случаев малыши недостаточно развиты в двигательном отношении. У многих плохая осанка, нет координации движений рук и ног, бег и прыжки тяжелые, мышцы слабые. Детям младших классов свойственна замедленная реакция на сигнал – и музыкальный, и словесный. Они не могут вступить вместе с музыкой или одновременно остановиться. Со временем в процессе занятий эти недостатки устраняются.
В основу обучения детей младшего возраста необходимо положить игровое начало. Игра на уроке танца не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. А разнообразие сочетаний танцевальных движений даст ощущение новизны и разовьет творческую фантазию детей.


Обучение музыкально-ритмическим движениям ведется в три этапа:
1 этап – первоначальное знакомство ребенка с танцевальным движением, музыкальным произведением.
Основная задача этого этапа – ознакомить ребенка с музыкальным произведением, научить его слушать, отмечать особенности услышанного и пытаться показать их в движении.
В процессе усвоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. В коре головного мозга ребенка образуются временные связи, поэтому материал следует давать целостно. Движения показывать только с музыкальным сопровождением, иногда одно и то же движение можно разучивать под разную музыку.
Учитывая возраст детей, первый этап охватывает 3-4 занятия. В процессе обучения на этом этапе используются такие методические приемы, как слушание музыки, объяснение, беседа с детьми, исполнение танцевальных движений в качестве образца, показ отдельных танцевальных приемов и способов выполнения движений.

2 этап – формирование танцевальных умений и навыков, восприятие музыкальных произведений с опорой на их программу.
Задачи этого этапа: упражнения детей в слуховом внимании, координации движений в играх и плясках, самоконтроле.
В процессе этого этапа выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения заданий. Этап формирования умений продолжается длительное время. В зависимости от возможностей класса он занимает 9 – 12 занятий.
На 2 этапе используются все существующие приемы обучения: повторное слушание музыки, повторный показ танцевальных движений, отдельных приемов и способов их выполнения, указания, пояснения, замечания.

3 этап – образование и закрепление навыков, т.е. автоматизация способов выполнения заданий, самостоятельное исполнение детьми игр, плясок, упражнений.
Задачи этого этапа: эмоционально-выразительное исполнение заданий, развитие самостоятельности, творческой активности. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на 2 втором этапе.
Педагог работает над совершенствованием исполнения детьми движений. Используя варианты игры, усложняет и изменяет задания, ставит детей в условия, требующие проявления творческой инициативы, применяет при этом разнообразные методы обучения.


Виды музыкально-ритмической деятельности.

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся музыкальные игры, пляски, танцевальные упражнения и музыкально-сценические этюды.
Основное место в обучении детей младшего школьного возраста занимают музыкальные игры.
Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр обеспечивается тем, что игру, как самую близкую ему форму деятельности легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.
Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют определенные игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, происходит простейшая имитация движений животных. Чем старше возрастная группа детей, тем выше требования к эмоциональной выразительности движений, осознанному отношению к роли, качеству ее исполнения. Необходимо всячески способствовать проявлению творческой инициативы детей.
Перечислим основные виды игр:
Начальная форма игры – игра под пение и движения под музыкальный аккомпанемент. Где текст - содержание, а аккомпанемент – развитие образа.
Следующая по степени трудности – игра под инструментальную музыку.
Более сложными являются игры-инсценировки.

Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.
Взаимодействие слова педагога, исполнения музыки и показа движений бывает различным. В одних случаях дети слушают рассказ к игре, музыку, а потом играют. В других после ее названия вовлекаются в действие, в-третьих – педагог берет на себя главную роль, в-четвертых – использует различные варианты игры.
Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают навык чистоты движений, способствуют творческой активности.
Пляски могут быть с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:
- пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается автором с учетом обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных движений;
- современный детский танец;
- народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца;
- хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;
- характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж;
- детский бальный танец.

С целью развития детского творчества используются пляски-импровизации на основе разученных движений. К ним относятся:
- пляска типа «зеркало»;
- пляска, где дети сочиняют движения на ее первую часть, а для второй части движения показывает педагог;
- пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй части

Кроме музыкальных игр и плясок, на уроках определенное место занимают танцевальные упражнения – многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.
Назначение упражнений различно:
- упражнения, используемые в целях совершенствования танцевальных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);
- подготовительные упражнения, в которых разучиваются движения к играм, пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю стопу, передача предметов по кругу и т.д.);
- образные упражнения, уточняющие игровые образы, движения сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошадки);
- упражнения как законченные композиции.

Педагог должен добиваться не просто усвоения какого-либо движения, а качественного, выразительного его исполнения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерным при
выполнении детьми танцевальных движений. Конечно, это сложная задача, но вполне осуществимая, если в своей работе с детьми педагог будет учитывать следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального воспитания, систематичность, постепенность, последовательность и повторность.
Методически привлекательным приемом является показ движений детьми, овладевшими способом их выполнения.
При выполнении задания педагог не должен торопить детей, обучать умениям терпеливо, последовательно. Не следует добиваться точного усвоения умений в ходе одной игры, требовать немедленного включения в игру, пляску от стеснительных детей. Принуждение может свести на нет желание деятельно участвовать в занятии. Только увлекая содержанием игры, создавая у детей веселое настроение, педагог вызывает у них желание выполнить задание как можно лучше, выразительнее.

Более сложным видом учебной работы по ритмике являются музыкально-сценические этюды. Создание таких этюдов способствует развитию актерской техники.
Для этюдов следует брать небольшие пьесы или завершенные части музыкального произведения с ярким, выразительным содержанием, доступные возрасту и музыкальной подготовке детей.
После прослушивания и краткого разбора музыки дети объединяются в небольшие группы (по 5-6 человек) и начинают придумывать свой этюд (музыка в это время продолжает звучать).
Затем каждый этюд просматривается педагогом и остальными учащимися, вносятся поправки, дополнения и предложения, после чего этюд окончательно дорабатывается.


Разбор танцевальных движений, разучиваемых в младших классах.

Основой танцевальных движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:
Базовые движения – ходьба, бег, подскоки, прыжки:
Шаги на полупальцах и пятках.
Танцевальный шаг.
Простой хороводный шаг.
Переменный шаг.
Разучивается к семи годам. Подготовкой к ритму переменного шага служат упражнения в повторно исполняющихся трех притопах. Нельзя одновременно разучивать другие виды переменного шага, т.к. они создают остановку при движении вперед.

Сочетание шагов на пятках и носках.
Шаг в сторону с притопом и хлопками.
Ритм хлопков, передающих ритмический рисунок музыки, можно детям не показывать, надо предоставить им самим найти его.
Если же дети не попадают в ритм, не различают или не понимают акцента, хлопки помогут выработать ритмическую точность, осознать сильную долю такта.
Полуприседание с выставлением ноги на пятку (без подпрыгивания).
Шаг вперед с притопом и двумя хлопками.
Шаг в сторону и кик.
Три шага в сторону и кик.
Три шага в сторону и тэп с хлопком;
Сгибание ноги с отведением голени назад.
В дальнейшем исполняется с продвижением на легком беге.

Подскоки в характере польки.
Разучиваются тогда, когда у детей развита стопа, и они легко исполняют поскоки с ноги на ногу; без этого полька лишена характерного для нее прыжкового, легкого движения и превращается в подобие переменного шага.
Главную трудность в польке представляет ее ритм и смена ноги на каждом шаге. Осознать ритм и не сбиваться в чередовании шагов и подскоков поможет хлопок в ладоши на первую долю такта.

Трамплинные прыжки по 6 позиции в различном темпе и ритме.
В младших классах исполняют без определенного исходного положения, часто на слегка расставленных ногах. Во всех случаях приземляться нужно на носки бесшумно, корпус всегда должен оставаться прямым. К семи годам можно вводить шестую позицию ног.

Мелкий бег на полупальцах.
Гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами).

Танцевальные движения:
Позиции ног: 1, 2 и 6 (полувыворотные).
Позиции рук принятые в народно-сценическом танце.
Приседания по 1, 2 и 6 позициям.
Подъем на полупальцы по 1, 2 и 6 позициям.
«Ковырялочка».
Полуприсядка (для мальчиков).
В младших класса при исполнении необходимо избегать полного приседания, чтобы корпус сохранял правильное подтянутое положение. К концу года, когда ноги у детей достаточно окрепнут, можно исполнять движение легким прыжком.

Реверанс для учениц в характере бального танца.
Поклон (для мальчиков).
Основной шаг польки.
Вращения соло и в паре в характере польки.
Разучивать после того, как дети освоили поскоки на месте. Следить, чтобы на каждом шаге нога ставилась рядом с опорной, а не на расстоянии от нее.
Галоп.
Разучивается с детьми шести лет. Исполнять нужно по прямой линии, это облегчит понимание движения.

Подготовка к вальсу – шаг в сторону и два шага на месте.
«Пружинка» с шагом.
Хлопки и хлопушки.
Простые дроби.
«Каблучки».
«Елочка».
«Гармошка».

Имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т.д.:
Упражнения на устойчивость – «цапля»;
Шаги с высоко поднятыми коленями («цапля»);
Прогибы спины – «кошечка».

Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой активности ребенка.


Вариант структуры урока

Первая часть урока (подготовительная):
Вход учащихся в танцевальный зал. Желательно выстраивать детей по росту – от меньших к большим.
Построение детей в несколько линий, в 4 или более колонн (в зависимости от размеров зала и численности группы);
Поклон педагогу и концертмейстеру;
Разминка (для головы, плеч, рук, корпуса, ног);

Вторая часть урока (основная):
Изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки;
Работа над этюдами, танцами;

Третья часть урока (заключительная):
Закрепление музыкально-ритмического материала в игре;
Музыкально-танцевальные импровизации;
Основное построение для выхода из зала;
Поклон педагогу и концертмейстеру;
Выход из танцевального зала.




Примеры танцевальных игр, танцев-импровизаций с учащимися младших классов.

Магазин игрушек.

Программное содержание. Развивать артистизм, навык образного видения музыки, умение пластически воплотить танцевальный образ.
Музыкальное сопровождение. М. Раухвергер «Автомобиль».
Описание. Выбирается водитель автобуса. Дети «садятся» в автобус и «едут» в магазин игрушек. Продавец (педагог) говорит, что в магазин только что поступили новые игрушки, предлагает послушать музыку и узнать какая из игрушек будет показана. Угаданная игрушка танцует свой танец. Каждому ребенку продавец дарит понравившуюся ему куклу.
Все снова садятся в автобус и возвращаются в школу.
Методические требования. Музыкальные произведения, предназначенные для игр малышей, должны быть образными, с ясно выраженным характером и средствами выразительности.

Веселая карусель.

Программное содержание. Передавать в движении характер музыки, ритм и регистровую окраску. Развивать чувство ритма, умение ускорять, замедлять действие в соответствии с изменениями в музыке. Совершенствовать легкий бег, умение двигаться собранно, динамично, без суеты.
Музыкальное сопровождение. Д. Кабалевский. Фрагмент из «Токкатины» и «Плясок на лужайке».
Описание. По широкому кругу стоят стулья спинками наружу. За каждым стулом встает ребенок. В центре – ведущий, он держит «карусель».
С началом музыки дети бегут по кругу, имитируя карусель. По окончании музыки все садятся на стоящий рядом стул. Оставшийся без места становится ведущим.
Методические требования. Перед началом игры предложить детям хлопками отметить сильную долю такта. Во время игры следить за сохранением правильной осанки, соблюдением детьми интервалов, ритмически точного исполнения танцевальных движений.

Найди свой инструмент.

Программное содержание. Развивать умение самостоятельно и четко менять движение в соответствии с характером музыкального произведения. Передавать несложный ритмический рисунок. Совершенствовать пружинящий бег.
Музыкальное сопровождение. Г. Фрид. Полька.
Описание. Дети распределены на три подгруппы. У каждой подгруппы свои музыкальные инструменты (тамбурины, ложки и т.д.). В трех местах зала стоят три стула, на котором лежит по одному инструменту.
Каждая группа во время танца должна найти стул со своим инструментом, подойти к нему, выполнить вращения, аккомпанируя себе ложками. После этого, танцуя, вернуться на место.
Методические требования. Следить за правильностью исполнения пружинящего бега. Темп аккомпанемента выбирается педагогом так, чтобы детям было удобно выполнять бег на каждую четверть.




К концу первого года обучения дети должны получить первоначальный опыт слушания музыки, узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки.
Обучение танцевальным движениям должно происходить путем практического показа и словесных пояснений. В результате чего у обучающихся формируются первоначальные двигательные навыки: они двигаются ритмичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки.
Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмический рисунок, выполнять более разнообразные движения (от ритмического бега с высоким подъемом ног и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т.д.).
Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Она должна быть связана с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.


















Литература:


Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. - М., 2004.

Белкина С. И. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5-7 лет. - «Просвещение», 1983.

Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000.

Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – В 2 ч. – М., 2001.

Раевская Е. П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М., «Просвещение», 1991.

Бондаренко Л. Ритмика и танец в 1-4 классах общеобразовательной школы. – Киев, 1989.
























Инсценировка русской народной сказки

Теремок.


Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Как по полю-полю, мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:

- Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Кто в теремочке живет,
кто в невысоком живет?

Никто не откликнулся.
Видит мышка – никого нет. Забежала в теремок и стала в нем жить-поживать.

(сценка)

(Мышка садится за стол, развязывает узелок, вытаскивает сыр и нюхает его).


Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Как по полю-полю, лягушка бежит,
У дверей остановилась и стучит:

- Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
Кто в теремочке живет,
кто в невысоком живет?
- Я – мышка-норушка, а ты кто?
- А я – лягушка-квакушка.
- Ступай ко мне жить!

Стали мышка с лягушкой в теремке жить-поживать, стали танцы танцевать.

(танец Мышки и Лягушки).

Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Как по полю-полю, зайка бежит,
У дверей остановился и кричит:

- Тук-тук-тук!
Кто в теремочке живет,
кто в невысоком живет?
- Я – мышка норушка!
- Я – лягушка-квакушка! А ты кто?
- А я – зайчик-побегайчик, на все руки мастер.
- Ступай к нам жить!

И стали они жить втроем. Зайка умелый оказался – плотничать любил, в теремке сломанные вещи чинил. Стал теремок лучше прежнего.

(сценка)

(Заяц чинит сломанную скамеечку, мышка пол подметает, лягушка цветы поливает)

Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Как по полю-полю, лисичка бежит.
Увидала, удивилась и стучит:

- Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Кто-кто в теремочке живет,
кто-кто в невысоком живет?
- Я – мышка норушка!
- Я – лягушка-квакушка!
- Я – зайчик-побегайчик, на все руки мастер,
- А ты кто?
- Я - лиса-всему свету краса!
- Ступай к нам жить!

И стали они жить вчетвером


Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Как по полю, волк бежит.
У дверей остановился и стучит:

- Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Кто-кто в теремочке живет,
кто-кто в невысоком живет?
- Я – мышка норушка!
- Я – лягушка-квакушка!
- Я – зайчик-побегайчик!
- Я – лиса-всему свету краса!
- А ты кто?
- Я – волк-волчок-серый бочок!
- Ступай к нам жить!

Стало их пятеро. Живут, не тужат, между собою дружат. Каждый своим делом занят, друг другу помогают, друг друга выручают.

(сценка)




Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Как по полю-полю, мишка шел.
Увидал теремок и подошел:

-Тук-тук-тук!
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
- Я – мышка норушка!
- Я – лягушка-квакушка!
- Я – зайчик-побегайчик!
- Я – лиса-всему свету краса!
- Я – волк-волчок-серый бочок!
- А ты кто? (испуганно)
- Я – медведь мишка, вашему терему крышка!
- Ой, медведь-мишка, не ломай наш теремок.
- Скажи лучше, что ты делать умеешь?
- Я плясать люблю
- Иди лучше к нам жить-поживать,
с нами вместе танцевать!

(Плясовая).

В конце танца все кланяются, одновременно – «Все!»








Мышка.
-Пи-пи-пи, пи-пи-пи! Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?



- Я – мышка-норушка, а ты кто?

..

- Ступай ко мне жить!

..

Лягушка-квакушка.
- Ква-ква-ква, ква-ква-ква! Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

.

- А я – лягушка-квакушка.

.

- Я – лягушка-квакушка, а ты кто?

.

- Ступай к нам жить!



Зайчик-побегайчик.
- Тук-тук-тук! Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

.

- А я – зайчик-побегайчик, на все руки мастер.

.

- Ступай к нам жить!

...................................................................................................................................

Лисичка.
- Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
- Я – лиса-всему свету краса!

.

- А ты кто?



- Ступай к нам жить!

.

Волчок-серый бочок.
- Тук-тук-тук! Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

.

- Я волчок-серый бочок!

.

- А ты кто?

.

Медведь-мишка.
- Тук-тук-тук! Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

.

- Я – медведь-мишка, вашему терему крышка!

.

- Я плясать люблю!

.

- Ой, медведь-мишка, не ломай наш теремок, скажи лучше, что ты делать умеешь?

.

- Иди лучше к нам жить-поживать, с нами вместе танцевать!

Для распознания уровня развития музыкально-ритмического чувства можно предложить:
1) прохлопать метрическую долю знакомой песни;
2) прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение;
3) воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед;
4) эмоционально-выразительно передать в движениях характер знакомого музыкального произведения;
5)прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на музыкальном инструменте;
6) передать в движениях характер незнакомого ранее произведения после предварительного прослушивания.
При проверке можно использовать пособия, например, картинки, изображающие танцующих зверей.



































Классический танец


программа


для хореографических отделений
детских школ искусств
1, 2 класс.







Преподаватель Кобзева И. М.









1 класс.

Цель курса:

эстетическое воспитание личности средствами классического танца;

овладение школой классического танца в рамках программы;

развитие профессиональных данных.

Задачи курса:

постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе усвоения основных классического тренажа у станка и на середине зала;

развитие начальных навыков координации.


Экзерсис у станка.

Позиции ног - I, II, III, V, прямая.

Позиции рук – подготовительное положение.

Demi-plie в I позиции.

Battements tendus :
- из I позиции в сторону, вперед, назад;
- demi-plies в I позиции в сторону, вперед, назад;
- c demi-plie во II позицию без перехода с опорной ноги;
- passй par terre.

Понятие направлений en dehors et en dedans.

Demi rond de jamb par terre en dehors et en dedans.

Battements tendus jete:
- с I позиции в сторону, вперед, назад;

Положение ноги sur le cou-de-pied вперед и назад.

Releves на полупальцах в I, II, III, V позициях:
- с вытянутых ног;
- с demi-plie.

Grand plie в I, II, III и V позициях.

Battements fondues - в сторону, вперед, назад носком в пол (первое полугодие) и на 45.

Battements frappes:
- носком в пол во всех направлениях.

13. Pas de bourree simple:
- с переменой ног;
- без перемены.

14.Battements releves lents на 90, из I, V в сторону, вперед, назад.

15.Grand battements jete с I, V позиций вперед, в сторону, назад.

16. Battements retires из V в V.

17.Battements developpes в сторону (по усмотрению педагога – вперед и назад).

18.Перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку).


Экзерсис на середине зала.

Demi-plie по всем позициям.

Grand plie по I, V позициям


Battements tendus:
- с I и V позиций во всех направлениях;
- с demi-plie в и позиции во всех направлениях.

Battements tendus jete:
- с I позиции в сторону;
- с demi-plie в и позиции во всех направлениях.

Demi rond de jamb par terre en dehors et en dedans.

Battements frappes:
- носком в пол во всех направлениях.

Малые и большие позы: croise, efface вперед и назад; I arb. (носком в пол).

Battements fondues - в сторону, вперед, назад носком в пол (первое полугодие) и на 45.

Battements releves lents на 45, из I, V в сторону, вперед, назад.

10.Releves на полупальцах в I ,II, III, V позициях:
- с вытянутых ног;
- с demi-plie.


Аllegro.

Трамплинные прыжки.
Temps saute по I, II, V позициям.
Chanjement de pieds.
Pas echappe по II позиции.
Pas glissade в сторону.
Pas echappe (пальцевое) у станка.

























класс.

Основные задачи второго года обучения:

дальнейшее изучение основных движений классического тренажа лицом к станку и на середине зала;

развитие техники исполнения ранее изученных движений в более быстром темпе;

изучение прыжков с двух ног на две.

Экзерсис у станка.

Изучение I,V позиции ног.
Demi-plie в IV позиции.
Grand plie по I, V позициям.

Battements tendus :
- c V позиции в сторону, вперед и назад;
- с demi-plie в V позиции;
- с demi-plie в IV позиции без перехода и с переходом.

Battements tendus jete:
- с I позиции в сторону, вперед, назад;
- с demi-plie в V позиции в сторону, вперед, назад;

Rond de jamb par terre en dehors et en dedans.

Grand plie в V позиции.

Battements frappes:
- носком в пол во всех направлениях.

Battements fondues - в сторону, вперед, назад на 45 (по возможностям учащихся).

10.Battements releves lents на 90, из I, V в сторону, вперед, назад.

11.Grand battements jete с I, V позиций вперед, в сторону, назад на 90.

12.Battements developpes в сторону (по усмотрению педагога – вперед и назад).

13.Перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку).


Экзерсис на середине зала.

Demi-plie в I, V позиции.

Grand plie по I, V позициям.

Battements tendus:
- c V позиции в сторону, вперед и назад;
- с demi-plie в V позиции; без перехода и с переходом.
- с demi-plie в IV позиции.

Battements tendus jete:
- с I позиции в сторону, вперед, назад;
- с demi-plie в V позиции в сторону, вперед, назад;

Demi rond de jamb par terre en dehors et en dedans.

Battements frappes:
- носком в пол во всех направлениях.

Малые и большие позы: croise, efface, вперед и назад; I arb изучаются на 30.

Battements fondues
- в сторону, вперед, назад на 30 (по возможностям учащихся).

Battements releves lents на 30 из I, V позиции в сторону, вперед, назад.


Аllegro

Трамплинные прыжки.
Temps saute по I ,II, V позициям.
Chanjement de pieds.
Pas echappe по II позиции.
Pas glissade в сторону
Pas echappe (пальцевое) у станка.
Pas assemble.
Подготовка к pas de basque.




Экзаменационные требования.


В процессе экзамена по классическому танцу должны быть показаны по программе все разделы урока: экзерсис у станка и на середине зала, прыжки, вращения.
Наиболее сложные движения могут быть показаны в чистом виде или несложных сочетаниях. Остальные движения должны соединяться в различных комбинациях.
При исполнении танцевальных этюдов учащиеся должны показать исполнительскую культуру, свободное владение техникой танца, пластическую выразительность.






































Ритмика



Программа

для эстетического отделения
школ искусств
1 класс.





Преподаватель Кобзева И. М.










Цель курса:

- эстетическое развитие личности учащихся;

-. развитие музыкальности и пластичности;

-. совершенствование двигательных навыков учащихся.


Задачи курса:

- умение координировать темп и характер движений с темпом и характером музыкального сопровождения;

- умение ориентироваться в пространстве;

- умение соблюдать ансамбль при исполнении коллективных упражнений;

- знакомство учащихся с выразительным значением темпа музыки, динамики, ритмического рисунка, тембра. Умение воплотить их пластически.

- развитие координации, танцевальности, природных данных учащихся.

- постановка ног, корпуса, рук, головы посредством изучения элементов классического, народно-сценического, историко-бытового и бального танцев.


Подготовительно-развивающие упражнения на середине зала:
«Елочка» (постановка корпуса).
«Принц и принцесса» (постановка головы).
«Шарик» (позиции рук).
«Окошечко».
« Ножки поссорились, ножки помирились».
«Елочка»
«Гармошка» ( постановка ног).
«Вот какие мы!» (развитие двигательных навыков).

Упражнения, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве:
«Чудо-веревочка».
«Ручеек».
«Cмешная путаница».

Упражнения, направленные на развитие чувства ритма, метра, акцентирования.
«Веселые ладошки».
«Ой, ладушки-ладушки».
«Громко-тихо».

Упражнения, направленные на развитие умения ощущать и отражать пластически логическое членение муз. произведения, различать музыкальные фразы.
1. Игра «Птички и клетка».
2. «Пальчики».
3. «Песенка».

Упражнения, развивающие образное мышление.
«Зеркало».
«Пантомима».

Партерная гимнастика:
Упражнения для стопы.
Упражнения для коленных суставов.
Упражнения для развития коленного сустава.
Упражнения, укрепляющие брюшной пояс и поясничный отдел позвоночника.
Упражнения для развития танцевального шага.
Упражнения, развивающие гибкость позвоночника.
Упражнения для укрепления плечевого пояса и шейного отдела позвоночника.
«Мостик».
«Березка».
10.«Кошечка».

Элементы классического, народно-сценического, историко-бытового и бального танцев.
1.Позиции ног:I, II, III, VI(полувыворотные).
2.Позиции рук.
3.Положение корпуса и головы.
4.Demi-plie по I, II, III и VI позициям.
5.Battement tendus по I и III позициям в сторону, вперед.
- с demi-plie,
6. Releve по I, II, III, VI позициям.
7.Pas degage по II и IV позициям.
8.Раскрытие и закрытие рук в характере русского народного танца.
9.«Ковырялочка».
10.Присядка (для мальчиков).
11.Танцевальные шаги.
12.Реверанс (для учениц).
13.Поклон (для мальчиков).
14.Шаг польки.
15.Подскоки, вращения, галоп в паре и соло (в характере польки).
16.Трамплинные прыжки.
17.Хлопушки с притопами в характере польки.

Танцевальные этюды
Куколки.
Танец втроем.
Цыплята.
Полечка.






































История хореографии



Программа

для
хореографических отделений школ искусств
3 класс, 5 класс.








Преподаватель Кобзева И. М.








Цель курса:

- эстетическое развитие личности учащихся.

Задача курса:

- ознакомление с курсом истории хореографии;

- свободное владение знаниями, полученными на уроке;

- сформировать понятия о видах, жанрах, выразительных средствах хореографического искусства.


3 класс.


Темы бесед:

Хореография как вид искусства. Выразительный язык танца, его особенности.

Музыкально-хореографический образ. Исполнительские средства выразительности.

Виды и жанры хореографии.

Народный танец. Его связь с музыкой, бытом, песней, культурой народа.
Первобытные пляски.

Античная хореография. Культура и танцы древних греков. Классификация, среда бытования, особенности исполнения.

Танцевальная культура Средневековья.
Особенности эпохи, достижения в области хореографии.
Бытовые танцы средних веков.

Эпоха Возрождения. Особенности периодизации.
Общий обзор искусств. Танцевальная культура эпохи Возрождения. Парижская Академия танца.



Танцевальная культура 17 в.
Стилистика танцев 17в. Менуэт.

Народные истоки сценической хореографии: зарождение балетного театра. Оперы-балеты Ж.-Б. Люлли, комедии-балеты, Мольера. Реформатор балетного театра Ж. Ж. Новерр.

Романтический балет М. и Ф. Тальони.
«Сильфида» и «Жизель».

Сценические особенности балета как вида искусств.
Синтез искусств в балете.
Создание балетного спектакля. Жанры балета.

Основные черты русского балетного театра (краткий исторический обзор).

Реформа П. И. Чайковского.

М. Петипа и балетный театр второй половины 19 в.
Биография, принципы эстетики.

«Лебединое озеро». История создания спектакля, либретто.

«Щелкунчик», «Спящая красавица» - симфонические балеты П. И. Чайковского.

Русский балет и его балетмейстеры (по усмотрению педагога).

Выдающиеся русские танцовщики (по усмотрению педагога).






5 класс

Темы бесед:

Истоки русского танцевального искусства. Период язычества и христианства в Древней Руси.
Скоморохи и народный театр.

Начало балетного театра в России.

Бальный танец и придворный театр начала 18 в.

Начало балетного образования в России.
Утверждение жанра балета в оперных спектаклях.

Творчество Ф. Хильфердинга, Г. Анджьолини.

Крепостной балет в России 18 в.
Его значение в развитии сценической хореографии.

Виды и жанры народной хореографии.

Фольклорные ансамбли. Профессиональные коллективы народного танца.

Открытие Большого театра.
Первые русские балетмейстеры: И. И. Вальберх, Ш. Дидло, Л. Иванов, А. Горский и др. (по усмотрению педагога).

Выход русского балета на мировую сцену, признание его ведущей роли в Европе и Америке.

Организация гастролей «Русских сезонов С. П. Дягилева». Фигура С. П. Дягилева в русском искусстве.

Участие в «Русских сезонах» ведущих исполнителей балета ( А. Павлова, Е. Гельцер, В. Нижинский, М. Мордкин и т.д.), русских художников, балетмейстера М. Фокина.

Балетные спектакли первых «сезонов»: «Шопениана», «Египетские ночи», «Половецкие пляски».

Второй «сезон». «Видение Розы», « Петрушка», «Карнавал».

М. Фокин. Биографические сведения, творческие находки в области одноактного балета.

Балетный театр 20 в.
Художественный репертуар. Выдающиеся спектакли, танцовщики и балерины (биографические данные, характеристика творчества).















Народно-сценический танец



Программа

для хореографических отделений
школ искусств
2 класс







Преподаватель Кобзева И. М











Цель курса:

овладение учащимися стилистикой танцев славянских народностей.


Задачи курса:

знание учащимися специфических особенностей танцев славянских народов;

освоение движений экзерсиса народно-сценического танца;

умение правильно координировать движения своего тела;

совершенствование технических возможностей учеников;


Экзерсис у станка.

Поклон в характере русского и украинского народного
танца.

Demi-plie и grand plie по I, II, V, IV открытым позициям.

Battement tendu:
- с переводом рабочей ноги с носка на каблук;
- с demi-plie в момент перевода стопы на каблук.

Battement tendu jete:
- с акцентом от себя, к себе;
- роur le pied;
- с demi-plie.

Подготовка к «веревочке»:
- на всей стопе;
- на полупальцах.

Releve lent и grand battement - аналогично классическому танцу.

Подготовка к rond de jambe par terre.

Подготовка к вattement fondu:
- на всей стопе;
- носком в пол.

Подготовка к flic-flac по I прямой позиции.


Экзерсис на середине зала.

Русский народный танец.

Дроби:
- двойная;
- одинарная с перескоком.

Подготовка к вращениям:
- по прямой позиции на п\п;
- на каблучках.

Присядки:
- подготовка к присядкам;
- покачивание на приседании по I прямой позиции и свободной V позиции.

Ходы и основные движения:
- с носка;
- с каблука;
- назад через п\п на всю стопу;
- с притопом и продвижением вперед и назад;
- «припадания», «упадания»;

«Ковырялочка»:
- в повороте;
- с переборами.

«Моталочка»:
- простая;
- поперечная.

Подготовка к дробям:
- всей стопой в пол;
- двумя ногами;
- двойные и тройные притопы.


Белорусский танец.
Элементы танца «Крыжачок»:

Положение рук в сольном и парном танце;
Притопы одинарные;
Основной ход;
Подскоки на двух ногах по I прямой позиции;
Поочередное выбрасывание ног на каблук вперед;
Кружение с припаданием;


Украинский танец.

Положение рук.
Основные ходы и движения:
- «бигунец»;
- «тынок»;
- медленный женский ход с остановкой на третьем шаге;
- «припадания»;
- дорожка «плетенка»;
- «веревочка»;
- «голубец»;
- «выступцы».

Верчения:
- с припаданием;
- «оберты».

Веретено.

Дробушки, «трилистник».



Экзаменационные требования.

Экзамен по народно-сценическому танцу включает в себя показ всех разделов пройденной программы. Грамотное и эмоциональное исполнение комбинации у станка и на середине зала, элементы виртуозной техники.
При исполнении этюдов в русском, белорусском и украинском характерах учащиеся должны уметь раскрыть эмоциональное содержание и характер музыки в танце, показать чувство ансамбля .
Теоретической частью экзамена является проверка знаний терминологии экзерсиса.















Историко-бытовой танец

Программа

для хореографических отделений
школ искусств
2 класс.








Преподаватель Кобзева И. М.











Цель курса:

- формирование актерского мастерства;

Задачи курса:

- ознакомление учащихся со стилем бытовых танцев разных эпох и народов;

- приобретение необходимых знаний, умений и навыков в исполнении бытовых танцев;

- создание необходимых условий для профессионального роста и развития учащихся.

Экзерсис на середине зала.

Port de bras №1;
Port de bras №2: партия юноши, партия девушки;
Port de bras №3: 1и 2 вариант;
Port de bras №4;
Port de bras №5 (balance-menuet).

Формы chasse:
- III форма «А» 1 вариант и 2 вариант;
- III форма «В»;
- IV форма «А»;
- IV форма «В».

7.Танцевальная культура XIX в.
- беседа о характеристике эпохи, стилевых особенностях и манере исполнения танцев;
- прослушивание и просмотр музыкального и видеоматериала.


Вальс.
Общие сведения об истории вальса.
Основные элементы танца:
- положение в паре;
- положение рук в паре;
- вальс в три па вперед;
- вальс в три па назад;
- вальс с вращением вправо (соло);
- вальс с вращением влево (соло);
- вальс (соло) поворот дамы под рукой кавалера;


Аллеманда 16 в.
История создания аллеманды.
Основные движения:
- реверансы 16 в.;
- двойной бранль;
- па меню.

Куранта.
Исторические сведения о куранте.
Основные движения:
- pas de bourree;
- pas grave;
- dos a dos;
- tombe;
- chasse jete.

Классический менуэт.
Общие сведения о менуэте.
Основные элементы танца:
- поклон дамы, поклон кавалера;
- положение танцующих в паре;
- позировки;
- pas menu;
- pas grave;
- pas de bourree.



Требования к годовому контрольному уроку.

На контрольном уроке учащиеся показывают приобретенные в течении года знания, умения и навыки, владение танцевальной лексикой 16 и 19вв.
В этюдной практике они должны раскрыть особенности каждого танца, передать свойственный ему характер и стиль, культуру общения с партнером, музыкальность и художественность исполнения.


















15