Доклад На тему «Некоторые вопросы профессионального обучения скрипачей в младших классах детской музыкальной школы» (по материалам книги Турчаниновой Г.С.)


Управление культуры администрации города Железногорска Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Железногорская детская школа искусств»
Доклад
На тему
«Некоторые вопросы профессионального обучения скрипачей
в младших классах детской музыкальной школы»
(по материалам книги Турчаниновой Г.С.)
Составила преподаватель
по классу скрипки
Железногорской детской
школы искусств
Пашина О.И.
Железногорск 2014 г

Турчанинова Галина Степановна – преподаватель по классу скрипки Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Международной премии в области музыкальной педагогики имени М.М. Иполитова-Иванова. Галина Степановна ведет огромную методическую работу. Её мастер-классы и семинары проходили в России в более чем 30 городах, в республиках СНГ, а также за границей: в Германии, Англии, Ирландии, Португалии, Словении, Израиле, Южной Корее, Прибалтике, Тайване, Италии. В Москве опубликованы работы Турчаниновой Г.С. по вопросам методики преподавания игры на скрипке, в которых детально разбираются все основные проблемы постановки рук и развития технических навыков с самых первых уроков, а также раскрытие художественной одаренности начинающего скрипача.
В профессиональном образовании многое зависит от индивидуальных данных юного музыканта и все же процесс обучения можно сделать более эффективным, если заинтересовать ученика в занятиях. Турчанинова не дает рекомендации, а просто делится своим опытом. Например:
Желательно скорее миновать период игры по открытым струнам, для этого заниматься с учеником не два раза в неделю по 45 минут, а шесть раз по 15 минут;
Целесообразно проводить уроки в присутствии родителей, чтобы они освоили музыкальную грамоту и могли помочь ребенку дома в занятиях и на инструменте, и в освоении музыкальной грамоты. Очень важно чтобы дома не закреплялись ошибки и родители могут в этом помочь.
В первые дни работа над постановкой рук и ведением смычка эффективнее проходит под непосредственным, ежедневным контролем педагога. Можно использовать проведение коллективных уроков: на 45 минут вызвать трех учеников (они наблюдают друг за другом, замечают ошибки и стараются не допускать их у себя). Немаловажную роль играет оформление нотного материала. Чтобы интереснее был процесс обучения по нотам можно написать гаммы и пьески на альбомном листе, где наклеены рисунки, взятые из их книг, оберток от шоколадок и др. нотный стан можно начертить крупнее обычного и ноты нарисовать фломастером. Диезам, бемолям, бекарам можно присвоить свой цвет.
Сложный вопрос – привитие навыков самостоятельных занятий дома. Можно завести специальную тетрадь куда ученик записывает время по всем разделам изучаемой программы. Сами дети больше не пишут, т.к. педагог все равно это услышит по качеству результата, а меньше не записывает никто. Ученик должен перед началом домашних занятий распределить, что и сколько он будет учить.
Несколько слов о дифференцированном подходе в обучении. Музыкальная школа призвана готовить не только «культурного слушателя музыки» но и активного участника художественной самодеятельности, который играя в ансамблях и оркестрах, способствует эстетическому воспитанию масс. И третьей задачей является подготовка наиболее одаренных учащихся для продления специального образования. Отсюда вывод: какими бы ни были задатки ученика, профессионально надо учить всех.
Рассмотрим особенности подбора репертуара. Каждое последующее произведение должно быть в чем-то сложнее предыдущего. Такое планирование стало основой передовой методики. Однако, это относится к группе наиболее способных учеников. Менее способных лучше не торопить с программой. Лучше выучить несколько пьес и этюдов одного уровня сложности, чтобы навыки прочно усвоились и не мешали освобождению от излишнего напряжения в аппарате. Как показывает практика, нередко причиной отставания ученика является мышечная зажатость. Навык расслабления отыгравшего пальца должен тренироваться с первых уроков. Необходимо специально тренировать свободное падение на струну четвертого пальца и его мгновенного расслабления в момент отскока от струны. Торчащий вверх четвертый палец – сигнал об излишнем напряжении в пястном суставе и кисти в целом. Для развития свободы движений большое значение имеет работа над кистевой – смешанной вибрацией, которая помогает освободиться от хватательного рефлекса, от излишнего сжимания шейки скрипки у порожка. В самом начале пусть вибрация будет замедленной.
Смешанная вибрация помогает усвоению переходов в позиции, развитию беглости пальцев левой руки. Сначала переходы осваиваются отдельно, затем на 2х-октавной гамме «ре» мажор, этюдах. Из сборника «Вверх по ступенькам» использовать пьесы «Танцевать два мишки вышли», «Два кота», «Спи, малыш».
Когда ученик освоил три позиции и исполняет концерты А. Вивальди «соль» мажор и «ля» минор, педагогу необходимо заботиться о дальнейшем освоении грифа, работая в гаммах над переходами в 5, 6, 7 позиции. Причем, приступая к изучению 3х-октавных гамм ученику легче начать работу над гаммами в терциях, секстах и октавах.
Существенное значение имеет возраст ученика. Сейчас сильно «помолодел» спорт, усложнились программы общеобразовательных школ, дошкольники с легкостью осваивают электронные гаджеты. Это не случайно: психологически и физически легче овладеть трудностями до двенадцати лет. Быть может потому виртуозная техника крипача бывает на сцене ненадежна, что приобретается она значительно позднее. Исходя из этого педагог должен, учитывая способности и индивидуальные особенности развития учащихся, вовремя приступать к формированию виртуозности будущего скрипача.