Профилактика и предупреждение девиантного поведения. Рекомендации педагогам по работе с девиантными подростками.


Приложение 3.8
Профилактика и предупреждение девиантного поведения.
Рекомендации педагогам по работе с девиантными подростками
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, 
социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе.
В зависимости от уровня вреда, причиняемого интересам общества, группы или личности различают несколько видов девиантного поведения:
1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Можно выделить такие разновидности девиантного асоциального поведения:
- преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.
- пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.
- наркомания
-проституция
- самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).
Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей: трудоголизм; клептомания; игровая и компьютерная зависимость у подростков, пищевая зависимость (булимия, анорексия); сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия), агрессия у подростков, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе, конфликты в семье, убегание из дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка.
Для диагностики девиантного поведения используют психологические тесты, личностные методики - опросник Айзенка, опросник Баса–Дарки, методики определения уровня тревожности и др.
Профилактика девиантного поведения.
Задачи профилактики девиантного поведения:1) формирование ценностного отношения к правилам и социальным нормам;2) формирование ценности здорового образа жизни;3) развитие позитивных жизненных смыслов и способности к целеполаганию;4) повышение компетентности и социальной успешности личности в жизненно значимых сферах активности;5) включение личности в поддерживающую социальную группу, имеющую позитивные социальные цели;6) развитие навыков продуктивной саморегуляции, прежде всего за счет повышения осознанности собственного поведения, продуктивных стратегий совладания со стрессом;7) своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений и формирование межличностной компетентности.
В качестве объектов профилактики девиантного поведения одновременно с детьми и подростками должны рассматриваться:• детско-подростковые коллективы;• педагоги и специалисты образовательных учреждений;• педагоги и специалисты учреждений дополнительного образования (кружки, спортивные секции);• волонтеры из числа подростков и молодых людей;• социальные работники;• организаторы молодежных объединений;• чиновники и законодатели
К методам профилактики девиантного поведения относят:
психологические тренинги;
воспитательные беседы, лекции;
образовательные программы.
Организация досуга
Развитие личностных ресурсов
Создание поддерживающей среды
Пропаганда здорового образа жизни
Любая программа психологической профилактики девиантного поведения включает в себя несколько основных блоков, среди которых:
Профилактика психологических зависимостей.
Формирование положительного отношения к себе и позитивного «Я- мышления».
Профилактика сексуальных отклонений.
При этом профилактическая работа должна иметь
1) комплексный характер (воздействие на комплекс факторов);2) адресность (учет возрастной, тендерной и социально-психологической специфики целевой группы);3) массовость (приоритетность групповых форм работы);4) позитивность (минимизация риска негативных результатов, акцент на факторах резистентности и ресурсах личности);5) личная заинтересованность и ответственность участников психопрофилактической работы;6) устремленность в будущее (оценка последствий девиантного поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без агрессивного поведения);7) профессиональная компетентность (необходимость целенаправленной подготовки специалистов).
Позиция педагога в ситуациях взаимодействия с девиантными подросткамиУстановка педагога на принятие подростка таким, какой он есть. Внутренняя готовность к возможным негативным особенностям подросткового возраста.
Наличие у педагога коммуникативной толерантности (терпения, умение не обозляться на подростков, несмотря на их негативизм, скепсис, дерзость и пр.).
Оптимистический взгляд на подростка: вера в его наилучшие качества, в наступление положительных эффектов сотрудничества, в позитивные перемены в поведении, судьбе. Педагогу запрещено унижать личность подростка, навешивать ему «ярлыки».
Стремление проявлять подчеркнутое внимание к личности, нуждающейся в психолого-педагогической помощи. Оно проявляется в стремлении педагога помочь подростку осознать, что он не безразличен, что его поступки и личностные свойства замечают, что ему готовы оказать поддержку.
Готовность педагога относится к подростку не менее уважительно, чем к себе: в этом случае подросток убеждается, что в нем видят личность, достойную признания и уважения, что ему помогают самоутверждаться, проявлять свою самостоятельность, взгляды, мнения.
Доброжелательность и чистосердечность. Человек может быть доброжелательным - открытым к людям, бескорыстным и миролюбивым, помогающим в осуществлении хороших дел, располагающим к себе в общении и деятельности. Но может быть зловредным - готовым к неодобрительной критике, проявляющим неприятие чужих инициатив, отчитывающим, укоряющим, ищущим благодарность за совет и услугу, и тем самым - отталкивающим от себя людей. Воспитателю подростков лучше относится к первой категории людей.
Понимание сложности воспитательной задачи при взаимодействии с подростками, в том числе и со сложными характерами. Уместно всегда помнить слова Януша Корчака: «Надо остерегаться смешивать «хороший» и «удобный». Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен…».
И, наконец, педагогу важно научиться различать:
Желание привлечь внимание, желание показать свою власть или отмстить за обиду (реальную или вымышленную), желание избежать неудач. При этом поведение подростка может быть плохим, но не девиантным.
Собственно девиантное поведение - это постоянное аморальное, противоправное, преступное поведение.
СПОСОБЫ ОСТАНОВКИ И ПРЕЛОМЛЕНИЯ НЕАДЕКВАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
При остановке неадекватного поведения педагог должен знать, что нельзя говорить длинные предложения, фразы, повышать голос, кричать.
Поведение должно быть максимально спокойным, движения замедленными, жестикуляция сведена до минимума. Лучше всего пользоваться короткими наставлениями.
Короткое наставление
Вступите в контакт
Назовите ребенку адекватное поведение в данной ситуации
Объясните ему, почему надо вести себя именно так, а не иначе.
Вступление в контакт может происходить следующим образом: скажите что-то положительное, что-то о том, чем подросток занимается или занимался, упомяните что-нибудь нейтральное и назовите чувство.
Во время инцидентов и кризисов вступление в контакт может быть затруднено. В таком случае лучше всего говорить о том, чем занимается подросток, или вступить в контакт нейтральным образом, например: «Петр, хочу тебе что-то сказать». Другая возможность — обозначить чувство (например: «Мне показалось, что ты на что-то сердишься?»).
При использовании короткого наставления важно помнить следующее:
наставляйте на поведение, легко выполнимое для подростка;
постройте, используя несколько наставлений, поведение, исключающее проблемное поведение;
используйте невербальные сигналы, снижающие напряжение;
не отвлекайтесь от темы;
сделайте ситуацию предсказуемой, подсказывая каждый раз следующий шаг.
Некоторые физические методы. При физическом превосходстве один или более педагогов физический контакт с подростком для того, чтобы предотвратить серьезное неадекватное поведение, которое послужило (или может послужить) возникновению инцидента или кризисной ситуации и при котором словесные наставления не помогли, Действия, включающие в себя толчки, удары и выкручивание рук, — недопустимы. Вместо этого используются давление и направление.
При давлении используются сила и вес собственного тела для погашения определенных движений подростка. Во время подобных действий педагог продолжают давать короткие наставления, и сами соблюдают уже ранее названные пять основных принципов. При этом он продолжает говорить, так как бессловесное физическое воздействие производит тяжелое угрожающее впечатление.
Направление является разновидностью давления, которое направляется на то, чтобы подростка самого или какую-нибудь часть его тела, в основном — руку, отвести в нужную сторону.
Отделение. Отделение производят для того, чтобы на какое-то время оградить подростка от ситуации, в которой он находится, с тем, чтобы он не подвергался воздействию определенных возбудителей и был в состоянии вести себя более адекватно.
Этапы отделения:
1) вступите в контакт;
2) назовите неадекватное поведение и попросите прекратить;
скажите, что последует отделение, назовите место и количество минут;
сопроводите подростка к месту отделения;
назовите там адекватное поведение;
назовите адекватное поведение после отделения;
еще раз назовите длительность отделения и закончите.
Возвращая подростка в обычную ситуацию, педагог должен помнить о следующем:
после отделения расскажите другим воспитанникам, по какой причине оно произошло;
дайте наставление группе о том, как реагировать на отделенного ребенка после его возвращения;
приведите отделенного;
обратная связь на выработку адекватного поведения на месте;
назовите адекватное поведение, от него ожидаемое;
наблюдайте за отделенным и другими воспитанниками, проведите обратную связь и при необходимости направляйте ситуацию, применяя обратную связь и наставления.