Тема: ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ


Тема: ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Цели:1. Дать учащимся представление о притяжательных и относительных местоимениях, сформировать навыки находить притяжательные и относительные местоимения в устной и письменной речи; работать над развитием и культурой речи учащихся.
2.Выработка прочных орфографических навыков, формирование орфографической зоркости, умение находить сходные орфографические явления; навык правильного употребления местоимений в речи.
3.Развитие аналитической способности, активизация мышления, повышение сознательности в применении правил.
4.Патриотическое воспитание (любви к Родине, природе, родному языку), повышение интереса к изучению русского языка.
ХОД УРОКА
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
I.Эмоциональный настрой учащихся.
Я, ты, он, она – вместе целая страна.
Вместе дружная семья.
В слове МЫ – сто тысяч Я,
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Добрых и весёлых, в городах и сёлах.
Над тобою солнце светит, Родина моя.
Ты прекрасней всех на свете, Родина моя…
- О ком и о чём стихи Рождественского? (обо мне, о ней, о нём – о каждом из нас и о Родине).
- Какова основная мысль текста?
( Когда мы вместе – это дружная семья, класс, школа, родной край, Родина; Какое оно, оказывается, ёмкое слово МЫ. Родина прекрасней всех на свете. Каждый из нас любит родину – место, где он родился, и большую страну…)- Чем насыщен этот текст? ( местоимениями).
- Дайте определение местоимений.
- Назовите местоимения в тексте, определите их разряд.
( я, ты, он, она, мы, тобою (ты), нам (мы); всех; моя, твои).2.Тема урока: « Притяжательные и относительные местоимения». ( Запись).
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
1. Подобрать интересные примеры из песен, стихов с местоимениями. Определить разряд местоимений, указать грамматические признаки изученных местоимений.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко.
2.Исследуем предложение.
Я люблю, земля, твои просторы
3.Литературная викторина.
- Мой первый друг, мой друг бесценный!
(Пушкин. «И.И.Пущину», Ю.Нагибин, рассказ).- Да, были люди в наше время…
(Лермонтов, «Бородино»).
- Я ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам.
(Крылов. « Волк на псарне»)- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт!
( Крылов. « Лебедь, Щука и Рак» ) III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Проблемные вопросы к учащимся.
На какие вопросы отвечают выделенные слова? Какие из них прилагательные, а какие — местоимения?
сестрин платок
мой платок
лисья нора
твоя комната
воронье гнездо
ваши домики
птичьи домики
наши домики
свое жилище
Теория АПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ указывают на принадлежность: мой, твой, наш, ваш, свой. Они изменяются, как прилагательные, по родам, числам и падежам.
Практика А. 1. Укажите, какое местоимение в тексте употребляется намеренно, с определённым смыслом. Почему это местоимение нельзя заменить другим, например — мой?
Первого выхода в поле я всякий раз жду с волнением, как всякий потомственный пахарь, который добывает на поле свой хлеб.
Свой хлеб... Простые, казалось бы, слова, а сколько в них заложено глубокого смысла! Свой хлеб — это признак взросления, приобщения к серьёзному делу, житейской независимости. Свой хлеб — это уважение к самому себе («Свой хлеб ем — на чужой не зарюсь»). (Из газеты)
2. Спишите стихотворение и подчеркните окончания в притяжательных местоимениях. Поставьте вопросы от существительных к местоимениям. Докажите, что притяжательные местоимения изменяются, как имена прилагательные.
Наш ковёр — цветочная поляна,
Наши стены — сосны-великаны,
Наша крыша — небо голубое,
Наше счастье — жить такой судьбою.
(Ю. Энтпин)
3. Раскройте скобки, выбрав подходящее по смыслу местоимение.
Старые друзья навестили (мои/свои родители). Он увидел (мой/свой дом). Петя встретил (мой/свой друг). (Моя/своя ноша) не тянет. Всё это я видел (мой/свой глаза).
4. Устраните недочёты в употреблении местоимений.
Это мой чемодан, мне нужно уложить сюда мои вещи. Могу я здесь оставить мой чемодан? Я встретил моего друга.
Теория Б. Для обозначения принадлежности в сочетании с существительными употребляются формы родительного падежа личных местоимений: его, её, их. Эти формы не изменяются по падежам: его сад, его сада, его саду.Савните!
По-русски По-украински
их лес їхній лісих поле їхнє поле
их грядка їхня грядка
Практика Б5. Переведите на русский язык.
Їхні поля були засіяні житом. Квітник, засіяний їхніми руками, був найкращим. Про їхню самовіддану працю написали газети.
6. Устраните недочёты в употреблении местоимений.
Ихние поля были засеяны рожью. На его нельзя положиться. Всходы ихней ржи были гуще.
Теория ВОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ указывают на обобщённый признак предмета или лица: сам, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой.
Определительные местоимения изменяются, как прилагательные, по родам, числам и падежам.
Обратите внимание на склонение определительных местоимений сам (само, сама, сами) и самый (самое, самая, самые).Учтите, в русском языке местоимение сам имеет значение «самостоятельно, без помощи»; в значении «один» не употребляется.
Сравните!
По-русски По-украински
он сделал это сам він зробив це сам
от остался один він залишився сам
7. Найдите в тексте определительное местоимение. Свой выбор обоснуйте, отвечая на данные вопросы.
На какой признак указывает местоимение и на какой вопрос отвечает? Как изменяется? С каким словом связано?
Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остаётся ощущение загадки. Загадочны и потому прекрасны тёмные чащи лесов, глубины морей. Загадочен крик птицы, треск лопнувшей от теплоты древесной почки. Разгаданная загадка не убивает волнения, вызванного зрелищем земли. Чем больше мы знаем, тем сильнее желание знать.
(К. Паустовский)
8. Вместо пропусков вставьте местоимения сам, самый в нужной грамматической форме. Укажите предложения, в которых местоимение самый служит для образования превосходной степени прилагательного.
Работа на даче была для бабушки ... любимым делом. Он получил подарок от ... директора. Я ... вскопаю грядки. Они дружили с ... детства. У ... забора росла берёзка. Саша может сделать это ..., без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, ... загадочный.
ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Устранение речевых ошибок.
Устраните недочеты в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните притяжательные местоимения.
1) На ихних огородах травы много наросло. 2) В ихнем хозяйстве коровы хорошей породы. 3) Лавочник протянул Алеше его пухлую руку. 4) Чудесный дворец построен для школьников города. Летчики были его гостями. 5) На него помощь нельзя надеяться. 6) Все смотрели на его с интересом.
2. Диктант с комментированием.
Запишите предложения, вставляя нужные по смыслу притяжательные и личные местоимения. Подчеркните притяжательные местоимения. Прокомментируйте свой выбор.
1) Жил старик со ... старухой у самого синего моря. (А. Пушкин) 2) Царь Салтан гостей сажает за ... стол. (А. Пушкин) 3) Прощай же, море! Не забуду ... торжественной красы и долго, долго слышать буду ... гул в вечерние часы. (А Пушкин) 4) Яков наслаждался своей победой, как дитя; все ... лицо преобразилось. (И. Тургенев)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1.Употреблений местоимений вы, ваш в форме вежливого обращения к одному лицу.
Понятие этикета.
- Почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения и этикет?
-Кто такой дипломат?
- Как вы думаете, знание этикета нужно только дипломатам?
2.Занимательная грамматика.
- В каком местоимении два звука, но одна буква? – Я.
-Какие два местоимения мешают движению по дороге? (Я – мы).
- Какое местоимение может быть суффиксом? (то).
- Первый слог - личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка? Вместе овощ. (ты - ква).
-Мама спросила у дочери: «Чашки всё ещё грязные? Дочь ей ответила четырьмя местоимениями. ( «Они вы-мы-ты»).
-Разгадайте задачу: «Летит – кричит, сядет- молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольёт. В этой загадке местоимения четырёх разрядов. Каких именно?
VІ Комментирование оценок.
VI. Домашнее задание: 1). Написать поздравление официальному лицу (учителю) или неофициальному (маме, сестре, другу).
2). Подобрать фразеологизмы с притяжательными местоимениями.