Дополнительная образовательная программа «Наполним музыкой сердца»

МБУ «Управление образования Администрации г. Бийска»
МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский» г. Бийск















Дополнительная образовательная программа
«Наполним музыкой сердца»
студии авторской песни «Лад»
по предмету «Авторская песня»
(рассчитана на детей 12-15 лет
срок реализации 2 года)









Разработал: педагог дополнительного
образования высшей
квалификационной категории
Васич Вячеслав Валентинович
Рецензент: Юрлова Т.С.,
методист кафедры интегральной
педагогики АКИПКРО
Консультант: Борисова Е.В.,
заведующая художественно-эстетическим отделом «ДЮЦ «Приобский»









Бийск
Содержание


Введение _______________________________________________________ 3
Пояснительная записка____________________________________________ 6
Основные направления и содержание деятельности____________________ 9
Распределение часов по темам I год обучения________________________ 12
Содержание тем I года обучения____________________________________ 13
Предполагаемые результаты после I года обучения____________________ 15
Распределение часов по темам II год обучения________________________ 16
Содержание тем II года обучения___________________________________ 17
Предполагаемые результаты после II года обучения___________________ 19
Ожидаемые результаты после реализации программы _________________ 20
Условия реализации программы____________________________________ 22
Методическое обеспечение программы (1 год обучения) _______________ 23
Методическое обеспечение программы (2 год обучения) _______________ 25
Литература______________________________________________________ 27
Приложение_____________________________________________________ 28






















Введение

Искусство было и остаётся важнейшим средством нравственного воспитания. Такой самобытный и глубокий пласт художественной жизни, каковым является авторская песня, был недооценен педагогикой в 60-80е годы. Выдержав испытание временем, бардовская песня входит и сегодня в круг востребованных обществом культурных явлений, являясь одной из самых распространённых форм повседневного бытового музицирования. Одной из главных проблем, стоящих перед обществом, всегда являлась духовное и эстетическое воспитание детей и подростков. Особенно актуально она встала на сегодняшний день. И, прежде всего, необходима достаточно универсальная форма для реализации творческого потенциала ребенка. Одной из таких форм является песня – авторская песня.
Задача педагога по эстетическому воспитанию – вызвать в ребёнке первоначальный интерес к искусству. Сделать это проще и результативнее при условии, если ребёнок непосредственно принимает участие в творческом процессе, авторская песня – наиболее доступный вид искусства, не требующий особых музыкальных и вокальных данных. При этом, она несёт в себе элементы высокого искусства: поэзии, музыки, театра, что в свою очередь, позволяет наиболее полно раскрыть творческие силы ребёнка. При всей доступности – авторская песня не примитивна и, ориентируясь на высшие духовные ценности человека и идеи гуманизма, формирует нравственное и духовное начало ребенка.
Авторская песня универсальна:
Она доступна и не требует особых профессиональных навыков в непосредственном исполнении. Доступна для восприятия мелодии, т.к. текст песни позволяет запоминать мелодический рисунок, привязывая его к определенным образам. А так же и поэтический текст легче воспринимается через мелодию.
Ребёнок принимает активное участие в творческом процессе. Следовательно, растёт интерес к творчеству, желание заниматься музыкой, поэзией.
Авторская песня синтетическая форма, совмещающая одновременно музыкальное искусство, поэтическое и театральное. В исполнительстве песни, где часто присутствует лирический герой, от лица которого ведётся речь – необходима актёрская подача, вживание в образ, расстановка интонационных ударений, композиционное построение, продумывание сверхзадачи (о чём песня, в каком ключе исполнять – задумчиво, задорно, весело), разработка характера героя и т.д.
При всей доступности, авторская песня на сегодняшний день является многогранной формой искусства, она охватывает практически все музыкальные направления (джаз, рок, классику, фольклор и др.). Также широко представлены поэтические формы: от лирических стихотворений, баллад, русских народных стилизаций до эпоса.
Авторская песня охватывает все возраста – от самых маленьких до совершеннолетних. Разнообразие тем, авторов, стилей дает возможность найти ту форму, которая наиболее подходит к определённому характеру, настроению, уровню сознания. И даёт возможность работать с каждым индивидуально.
Также возможны эксперименты с различными музыкальными инструментами (гитарой, губной гармошкой, скрипкой и др.), посредством которых возможно аранжировать песню.
Философский аспект авторской песни. Авторская песня ставит вечные вопросы – добра и зла, смысла жизни, место человека на земле – и всё это в доступной поэтической форме, часто на конкретных жизненных ситуациях, которые лежат в основе сюжета. Песня впервые ставит перед ребёнком те проблемы и вопросы, которые волнуют и заставляют задумываться. Таким образом, ребёнок учится размышлять, анализировать, делать выводы.
Познавательный аспект. Часто песня несёт в себе элементы чего-то незнакомого: географические названия, имена знаменитых людей, литературных героев, предметов, понятия и т.п. Слушая или исполняя песню, ребёнок интересуется тем, что ему непонятно, и в результате приобретает новые знания: от конкретных понятий до легенд или литературных произведений, лёгших в основу той или иной песни. Также широко представлены в песнях поэзия разных стран, стилизация различных народных мелодий не только нашей страны, рассказы о том или ином времени, месте или исторических событиях. Тем самым, вызывая интерес к смежным областям знаний: географии, истории, литературе, философии.
Дидактический аспект. Песня многому учит: даёт ответы на те вопросы, которые волнуют ребенка, при этом, ориентируя его на высшие человеческие ценности, идеи добра и гуманизма – именно они лежат в основе эстетики авторской песни.



































Пояснительная записка

Данная программа разработана в целях предоставления условий для самореализации творческих способностей подростков. В процессе реализации предполагается активизация познавательной деятельности обучающихся путём непосредственного изучения репертуара авторской песни. С другой стороны, делается акцент на обучение аккомпанирующей гитаре, что связано с возросшим интересом в обществе к этому инструменту. Программа знакомит обучающихся с авторской песней, с азами музыкальной грамоты, дает навыки гитарного аккомпанемента. Также включает в себя приобретение теоретических и практических навыков игры на шестиструнной гитаре.
В современном обществе востребован не только человек информированный, знающий, сколько способный к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность и взаимодействие с людьми. Поэтому данная программа направлена не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на формирование таких ключевых компетентностей обучающихся, как:
Коммуникативная компетенция - способность организовать свое поведение адекватно задачам общения;
Социальная компетентность - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам;
Ключевые компетенции формируются на опыте собственной деятельности.
Актуальность разработки данной образовательной программы обусловлена, отсутствием должного внимания к вопросу системно-методического обеспечения подготовки начинающих авторов и исполнителей жанра поющей поэзии.
Новизна разработанной авторской программы состоит в системном подходе к обучению бардовскому искусству и использовании для эффективной реализации отдельных компонентов программы современных технологий обучения.
Программа разработана на два года обучения, но желающие изучить углубленно авторскую песню, развить свои творческие способности, навыки общения могут продолжить дальнейшие занятия по программе клуба авторской песни. Программа студии реализуется через групповые и индивидуальные занятия, рассчитана на 216 часов на каждый год обучения (6 часов в неделю). Оптимальная наполняемость группы 6-8 человек.
В объединение дети принимаются по желанию. Возможен приём в течение года. Предусмотрена работа с детьми и подростками с 13 до 18 лет, так как это наиболее благоприятный период для выработки устойчивой мотивации личности к творческому саморазвитию. Подросток осознаёт себя не пассивным объектом воздействия, а активным субъектом формирования собственной личности. Именно поэтому ведущий тип деятельности в этом возрасте должен быть организован как творческий, социально значимый.
Цель программы: создание условий для самореализации творческих способностей подростков посредством авторской песни, приобщение к основам музыкальной культуры.
Задачи:
Образовательные:
Обучение игре на шестиструнной гитаре;
Формировать комплексное представление об истории, традициях, основных направлениях авторской песни в искусстве;
Расширять музыкальный и поэтический кругозор обучающихся;
Содействовать овладению выразительными средствами жанра;
Воспитательная:
Формировать у подростков осознанную нравственную позицию;
Воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные и поведенческие навыки;
Развивать музыкально-эстетический вкус;
Развивающие:
Формировать и развивать познавательную мотивацию;
Развивать музыкальные способности обучающихся;
Оздоровительная:
Формировать и укреплять голосовой аппарат, «Опорное дыхание», правильную осанку, тонкую сенсомоторику пальцев рук;








































Основные направления и содержание деятельности

Образовательный процесс в системе дополнительного образования имеет развивающий характер, поэтому и вся программа направлена на развитие подростка и его самоопределение и самореализацию.
Особое внимание уделяется следующим особенностям организации образовательного процесса:
- организация на добровольных началах: дети – родители – педагог.
- комфортный, неформальный характер психологической атмосферы (обучающиеся раскрепощены, лучше раскрывают свои способности, особенности).
Главными отличительными особенностями предлагаемой программы являются ее комплексность и системное применение новых технологий обучения. Так, например, гитарный аккомпанемент представлен музыкальной системой безнотного обучения, в основу которой положен модульный принцип компоновки учебного материала, а в целях эффективной постановки голоса используется метод, базирующийся на последовательном снятии психофизиологического «зажима» голосового аппарата.
Обучение одновременному пению и аккомпанементу проводится на основе авторских песен, имеющих ценность текста, зовущих к размышлению и наиболее легких в гармоническом изложении. Студийцы учатся в своём исполнении раскрывать замысел автора, добиваться звонкости, полётности, естественности звучания.
На первом этапе обучения педагог сам выбирает песни для исполнения, которые способствуют усвоению приобретенных теоретических знаний на практике и соответствуют возможностям обучающихся. В этот период, когда внимание полностью погружено в знакомство с аккомпанементом, развитие песенного интонирования, дыхания – вести работу над детальным осмыслением текста очень тяжело, и неоправданно. А когда обучающийся переходит к самостоятельному подбору произведения, что при реализации данной программы принципиально, то тогда начинается основная работа. Работа над тексами, образами произведения, благодаря чему развивается теоретическое рефлексивное мышление, которое позволяет анализировать абстрактные идеи, рассуждать об идеалах, о будущем, открывать новые возможности для осмысления собственного опыта и эмоциональных переживаний.
Авторская песня обладает большими воспитательными возможностями. Через песню и стремление подражать лирическому герою, строиться характер, определяются жизненные ориентиры и приоритеты. Именно поэтому особое внимание в процессе реализации программы уделяется воспитательной работе, через организацию и проведение тематических программ, которые помогают решать задачи по формированию гражданственности, культуры и чувства прекрасного через знакомство с песенными и стихотворными произведениями авторов разных эпох; выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей воспитанников; формированию коллектива, способного к самостоятельной деятельности.
В процессе подготовки к мероприятию необходимо предусмотреть задание для каждого обучающегося (установка аппаратуры, изготовление презентаций, афиш, ведение программы, оформление зала и т.д.), чтобы все дети почувствовали причастность к общему делу и ответственность за него.
При подготовке к тематическим вечерам, привлекая детей к участию в концертной деятельности, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная индивидуальная работа. В процессе межличностного общения в цепи «педагог – обучающийся» формируется коммуникативная компетенция ребёнка, его мировоззрение.
Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включается в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе, что способствует формированию:
- социальной компетенции, которая подразумевает способность к межличностным отношениям;
- нравственной компетентности - личное совершенствование человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям;
В программе предусмотрена система работы с родителями, общественностью, концертно-просветительская деятельность через организацию и проведение бесед, программ внутри коллектива, тематических вечеров, участие в городских и краевых фестивалях.
Используются различные активные методы обучения: интегрированные занятия, тематические вечера, посещение концертов, фестивалей и т. д.
Основными формами обучения в студии являются групповые занятия, чередующиеся с индивидуальными, а также подготовка и репетиции концертных и тематических программ.
При изучении теоретических дисциплин применяется лекционная форма, реализуемая на базе использования наглядно-образной технологии обучения.
Следует подчеркнуть особо, что все усилия педагога окажутся безрезультатны без кропотливой и системной самостоятельной работы обучающихся.
Один из основных принципов организации занятий является чередование разнообразных видов деятельности. В основном они носят практический характер, но теоретические сведения также необходимы, так как без них невозможна самостоятельная творческая работа обучающихся. Практическая деятельность студии основана на обеспечении эстетического и художественного развития обучающихся, носит воспитывающий характер.



















Цель первого года обучения: создать условия для эмоционального развития обучающихся, развития музыкальных способностей, обучения основам инструментального исполнительства посредством авторской песни.

Распределение часов по темам
I год обучения

п/п
Название темы
Кол-во часов



теория
практика
всего

I
II

1
2
3
4
5
6
III
1
2
3

4
5
6

7
8
IV
1
2
3
4
V

1

2


3

VI
VII
Вводное занятие.
Музыкально-теоретические дисциплины
Ноты, ключ и нотоносец.
Длительность звука.
Размер и такт.
Мажор и минор. Тоника.
Тон, полутон и хроматическая гамма.
Знаки альтерации.
Шестиструнная гитара
Общие сведения.
Посадка, постановка рук.
Игра на открытых струнах. Обозначение пальцев.
Строй. Звукоряд гитары.
Табулатура
Буквенно-цифровое обозначение аккордов.
Аккордовые последовательности
Приемы звукоизвлечения.
Основные певческие навыки
Певческая установка.
Дыхание при пении.
Дикция и артикуляция.
Интонирование.
Музыкально – образовательные беседы и слушание музыки
Авторская песня, её роль в жизни нашей страны.
Жанровое своеобразие творчества отечественных бардов.
Роль исполнителя в создании песни. «Секрет» популярности.
Тематические вечера
Итоговое занятие.
3
8






14









12




3







-
-
-
30






72









53




-







18
3
3
38






86









65




3







18
3


Всего:
40

176
216



Содержание тем I года обучения

Вводное занятие

Теория: Беседа об устройстве студии. Формы предстоящей работы: учёба, практика. Правила безопасности. Цели и задачи изучения, обоснование необходимости.
Практика: Тестирование, прослушивание, беседа. Проверка и анализ музыкальных способностей. Пение под аккомпанемент знакомых песен.

Музыкально-теоретические дисциплины

Теория: Правописание нот, знаков. Ключи скрипичные, басовые. Такт, размер. Лад как система. Мажор, минор, разность ладовой окраски, особенности тембрового звучания. Специфика построения: тоны и полутоны, их сущность, роль во взаимоотношении ступеней лада, в системе мажора и минора. Определение тональности как высота лада.
Практика: Доля, такт, определение размеров 2/4, 3/4, 4/4. Интонационные упражнения: пение ступеней мажора, минора; анализ построения, сходства и различия, анализ на слух. Построение лада: определённость в последовательности тонов и полутонов.

Шестиструнная гитара

Теория: Знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Игра на открытых струнах. Строй, позиция. Обозначение пальцев правой руки. Умение читать запись с табулатуры. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Ноты. Схемы аккордов. Чтение аккордов.
Практика: Аккорды и способы извлечения. Игра на закрытых струнах, смена позиции. Игра от исходной открытой ноты на струне дальше по грифу. Разучивание простейших упражнений (одноголосно, двухголосно). Баррэ. Динамические оттенки. Проигрывание аккордовых последовательностей.

Основные певческие навыки

Формирование навыков певческой установки, развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.
Теория: Ознакомление с основами вокального искусства. Певческая установка. Дыхание. Упражнения на дыхание. Понятие атаки звука. Изучение механизма первичного звукообразования.
Практика: Артикуляция. Дикция. Роль гласных и согласных звуков в пении. Пение нефорсированным звуком. Определение диапазона голоса и работа над его расширением. Разучивание мелодий.
Музыкально – образовательные беседы и слушание музыки

Теория: Знакомство с авторской песней, как жанром, историей его возникновения. Изучение творчества отечественных бардов.
Практика: Прослушивание аудиозаписей и анализ музыкальных произведений.
Тематические вечера

Практика: Организация и проведение тематических вечеров в течение учебного года. Подбор репертуара, изучение материала, разработка сценариев. Выступление обучающихся на публику.
Итоговое занятие
Практика: Открытое мероприятие для друзей и родителей, где обучающиеся демонстрируют полученные знания, умения и навыки.
Предполагаемые результаты после I года обучения
В результате реализации программы предполагается, что к концу первого года обучения обучающиеся будут:
Знать
Уметь

Ноты на нотоносце
Значение музыкальных терминов «лад», «тональность», «тоника», «темп», «ритм»
Буквенно-цифровое обозначение аккордов
Устройство гитары; строй, звукоряд
Посадку, постановку рук
Особенности бардовской песни как жанра
Структуру проведения досугового
мероприятия





Настраивать инструмент
Проигрывать гармонии по буквенно-цифровым обозначениям аккордов
Передавать мелодию знакомой песни
Исполнять несложные по технике бардовские произведения
Отличать бардовскую песню от других жанров
Извлекать звук пальцами («перебор», «щипок», «бой»)
Исполнять произведения с тактовым размером 2/4, 4/4
Осуществлять подбор материала и репертуара для проведения досугового мероприятия



Полученные знания в течение учебного года контролируются специальными заданиями. В конце учебного года проводится заключительное занятие-концерт, на котором подводится итог работы за первый год обучения. Кроме того, педагогом заполняется тест-обследование умений и навыков в начале, середине и в конце учебного года, что позволяет наглядно видеть, кто из обучающихся отстаёт и в какой области.













Цель второго года обучения: создать условия для развития индивидуальных исполнительских и творческих возможностей, расширения музыкального кругозора и песенного репертуара обучающихся.

Распределение часов по темам
II год обучения

п/п
Название темы
Кол-во часов



теория
практика
всего

I
II
1
2
3
4
5
6

III
1
2
3
4
5

IV
1
2
3
4

V

1
2

3

VII

VII
Вводное занятие.
Музыкально-теоретические дисциплины
Интервалы.
Аккорд.
Септаккорд.
Лад и тональность.
Квинтовый круг тональностей.
Мелодия и гармония.

Шестиструнная гитара
Прогрессивная аппликатура.
Линия баса.
Различные стили игры на инструменте.
Транспозиция
Ансамбль.

Вокальная работа
Работа над вокальным дыханием.
Работа над вокальным тембром.
Правильное формирование звука.
Интонационная выразительность пения.

Музыкально – образовательные беседы и слушание музыки
Историческое развитие жанра.
Традиции русской литературы в бардовской песне.
Современная авторская песня.

Тематические вечера

Итоговое занятие
3
10







18






10






-





-


-
27







84






40






3





18

3
3
37







102






50






3





18

3


Всего:
41

175
216














Содержание тем II года обучения
Вводное занятие
Теория: Встреча с обучающимися. Ознакомление с планом работы на учебный год. Анкетирование обучающихся. Повторение правил по технике безопасности.
Практика: Пение под аккомпанемент знакомых песен.
Музыкально-теоретические дисциплины
Теория: Интервал как элемент гармонии, созвучность и диссонантность ступеней лада. Трезвучие, септаккорд, нонаккорд - определения. Акустические свойства квинты, октавы. Принцип соотношения тональностей – мажора, минора. Гармония как ладовая основа, фундамент, опора мелодии. Закономерная связь интервалов, созвучий.
Практика: Интервалы в ладу в новой интерпретации темы. Трезвучие и их роль в ладу. Трезвучие главных ступеней: построение, пение, запись, игра на инструменте, анализ на слух. Трезвучие других ступеней. Практические работы по гармонизации; подбор по слуху определённых аккордов, функции лада; запись буквенными обозначениями аккордов по тактам.

Шестиструнная гитара
Теория: Закрепление знаний первого года обучения. Буквенно-цифровые обозначения аккордов. Септаккорды, нонаккорды. Знакомство с прогрессивными аккордами. Определение транспозиции.
Практика: Техника исполнения аккордов, септаккордов, нонаккордов. Игра гармоний по буквенно-цифровым обозначениям. Применение дополнительных басов в стандартных аккордах. Подбор гармоний по слуху. Чистота исполнения, единство темпоритма. Техника исполнения прогрессивных аккордов. Транспонирование гармонических последовательностей.

Вокальная работа
Теория: Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Опора звука при пении. Пение мягким, округлым, нефорсированным звуком. Работа над интонацией и передача образного содержания произведения, над поэтическим текстом, его выразительностью и осмыслением.
Практика: Упражнения на артикуляцию. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Работа над культурой речи. Фразировка. Динамические оттенки. Художественный образ. Достижение чистого унисона.

Музыкально – образовательные беседы и слушание музыки

Теория: Знакомство с историческим развитием жанра, с творчеством отечественных поэтов 20-70 гг. посредством бардовской песни. Изучение творчества современных бардов.

Тематические вечера

Практика: Организация и проведение тематических вечеров в течение учебного года. Подбор репертуара, изучение материала, разработка сценариев. Выступление обучающихся на публику.

Итоговое занятие

Практика: Открытое мероприятие для друзей и родителей, где обучающиеся демонстрируют полученные знания, умения и навыки.



Предполагаемые результаты после II года обучения
На второй год обучения идёт закрепление знаний, умений и навыков, полученных раннее, а так же более углубленное изучение предмета.
Предполагается, что к концу второго года обучения обучающиеся будут:
Знать
Уметь

Интервалы
Септаккорды, нонаккорды
Стили исполнения на гитаре
Различные аппликатурные формы с применением баррэ
Творчество классиков жанра
(А.Галич, Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий)
Творчество современных бардов
Правила организации и проведения досугового мероприятия.
Подбирать мелодию и гармонию на слух
Слушать произведение и анализировать его
Исполнять песню выразительно, интонационно чисто, с чёткой дикцией
Исполнять произведения жанра под аккомпанемент акустической гитары Исполнять произведения с тактовыми размерами 3/4, 6/8
Самостоятельно разрабатывать сценарий досугового мероприятия
Проводить досуговое мероприятие на уровне учреждения



Полученные знания также контролируются в течение всего учебного года. В сентябре, декабре и мае заполняется тест-обследование умений и навыков для сравнительного анализа. Такой контроль позволяет обучающимся, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс.

Ожидаемые результаты после освоения программы

Предполагается, что после изучения программы обучающиеся будут:
Обладать определенным уровнем специальных знаний, умений и навыков по предмету «Авторская песня»:
- уметь исполнять произведения жанра под собственный аккомпанемент на акустической гитаре;
- приобретут навыки публичного выступления;
- научатся разрабатывать, организовывать и проводить тематические программы, концерты;
- познакомятся с творчеством классиков жанра и современных авторов и исполнителей;
- приобретут опыт участия в фестивалях и конкурсах;
Обладать определенным уровнем следующих компетентностей:
Коммуникативной компетентностью, которая складывается из способностей:
Давать прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
Программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
Осуществлять управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
Социальной компетентностью, которая подразумевает способность к межличностным отношениям, а именно:
критически мыслить, анализировать получаемую информацию из многих источников;
понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе;
принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность за их реализацию;
реализовать индивидуальные и общественные права и обязанности;
устанавливать конструктивные отношения с людьми, уметь работать в группе:
выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека;
проявлять готовность к разумному компромиссу, проявлению навыков толерантного поведения.
Нравственной компетентностью, которая предполагает становление опыта нравственного поведения:
активную жизненную позицию (инициативность, заинтересованное отношение к происходящему);
собственное моральное сознание (моральный принцип, моральная норма, этическая категория, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор и т. д.);
готовность к диалогу, сотрудничеству с людьми иной расы, национальности, религии и т.д.;
стремление к расширению кругозора;






















Условия реализации программы

Помещение для занятий должно отвечать всем требованиям безопасности труда, производственной санитарии, а инвентарь современным и эстетичным.
Для проведения занятий требуется оборудование: столы, стулья, доска, гитары, магнитофон, DVD - плеер, телевизор.
На занятиях используются наглядные пособия, журналы и книги по предмету, раздаточный материал для изучения теоретического материала и карточки-задания для контроля полученных знаний.











































Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
«Наполни музыкой сердца»
по предмету «Авторская песня»
1 год обучения

п/п
Название раздела
Дидактический материал, техническое оснащение
Формы подведения
итогов

1
Вводное занятие
Дидактический материал: «Виды гитар», слайдовая презентация «Творческая летопись студии».
Техническое оснащение: гитара, магнитофон, DVD-проигрыватель, аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран.
Диагностика первоначальных ЗУН

2
Музыкально-теоретические дисциплины

Дидактический материал: раздаточный материал «Аккорды», «Гармонические последовательности», «Ритмические рисунки»
Техническое оснащение: гитара, магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, доска
Практическая работа, тестирование, творческий показ

3
Шестиструнная гитара

Дидактический материал:
«Устройство гитары», «Обозначение пальцев», «Постановка рук», «Способы звукоизвлечения».
Техническое оснащение: гитара, аудиозаписи, музыкальный центр, доска

Практическая работа, тестирование, творческий показ

4
Основные певческие навыки

Дидактический материал: «Скороговорки», «Упражнения на дыхания», тексты песен
Техническое оснащение: гитара, аудиозаписи, музыкальный центр.
Практическая работа, творческий показ, мини-концерт

5
Музыкально – образовательные беседы и слушание музыки

Дидактический материал: «Творческая биография классиков и современных исполнителей жанра», «Фестивали авторской песни и их традиции», наглядные пособия «Музыкальные инструменты»,
Техническое оснащение: гитара, магнитофон, DVD-проигрыватель, аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран.
Практическая работа, тестирование

6


Тематические вечера

Дидактический материал: сценарии программ, слайдовые презентации «Особенности жанра «Авторская песня», «Музыкальные инструменты», «Классики и современные авторы жанра», «Песни из кинофильмов»
Техническое оснащение:
гитара, магнитофон, DVD-проигрыватель, аудиозаписи.
Тематическая программа

7
Итоговое занятие
Дидактический материал: слайдовая презентация «Наш первый творческий сезон»
Техническое оснащение: гитара, магнитофон, DVD-проигрыватель, аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран.

Творческий показ, тематический вечер


















Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
«Наполни музыкой сердца»
по предмету «Авторская песня»
2 год обучения

п/п
Название раздела
Дидактический материал, техническое оснащение
Формы подведения
итогов

1
Вводное занятие
Дидактический материал: слайдовая презентация «Наше лето», буклеты с текстами песен.
Техническое оснащение: гитара, магнитофон, DVD-проигрыватель, аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран.
Начальная диагностика ЗУН

2
Музыкально-теоретические дисциплины

Дидактический материал: раздаточный материал «Септаккорды», «Нонаккорды», «Гармонические последовательности», «Ритмические рисунки»
Техническое оснащение: гитара, магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, доска
Практическая работа, тестирование, творческий показ

3
Шестиструнная гитара

Дидактический материал:
«Способы звукоизвлечения», «Гармонические последовательности».
Техническое оснащение: гитара, аудиозаписи, музыкальный центр, доска

Практическая работа, творческий показ

4
Вокальная работа

Дидактический материал: «Скороговорки», «Упражнения на дыхания», тексты песен
Техническое оснащение: гитара, аудиозаписи, музыкальный центр.
Практическая работа, творческий показ, мини-концерт

5
Музыкально – образовательные беседы и слушание музыки

Дидактический материал: наглядные пособия «Отечественные поэты 20-70 годов»
Техническое оснащение: гитара, магнитофон, DVD-проигрыватель, аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран.
Практическая работа, тестирование

6


Тематические вечера

Дидактический материал: слайдовые презентации «Туристская песня», «Юмор в авторской песне», «Современная авторская песня», тематические подборки текстов песен
Техническое оснащение:
гитара, магнитофон, DVD-проигрыватель, аудиозаписи.
Тематическая программа

7
Итоговое занятие
Дидактический материал: мультимедийная презентация «Наш дружный коллектив»
Техническое оснащение: гитара, магнитофон, DVD-проигрыватель, аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран.

Творческий показ, мини-концерт





Литература
Катанский В.М. Гитара для всех. – Москва: Издательство В.Катанского. -184 стр, 2006 г.
Манилов В. Учись аккомпанировать на гитаре. – Издательство «Музична Украiна», Киев, 1986 г.
Гульянц Е.И. Музыкальная грамота. – Москва: «АКВАРИУМ ЛТД», - 128 с. – 2001 г.
Ильин С. Поют барды – Ленинград; Издательство «Музыка», - 1990 г.
Беленький Л.П. Возьмемся за руки друзья. – Москва; «Молодая гвардия» - 1990 г.
Беленький Л.П. Среди нехоженых дорог одна – моя. – Москва; ПРОФИЗДАТ – 1989 г.
Шипов Р. Антология бардовской песни – Москва; Издательство Эксмо, 896с – 2005 г.
Оськина С.Е., Парнес Д. Г. Музыкальный слух – Москва; ООО «Издательство АСТ» - 79 с. -2001 г.
Шипов Р.А. Нет хода нам назад – Москва; «Прейскурантиздат» 1991 г.
Митяев О. Светлое прошлое – Москва; Локид – пресс, 427 с - 2003 г.



































Приложение

























Педагогическая диагностика
Настройка гитары
Задание: Настроить гитару по камертону.
Высокий уровень: Первая струна настроена точно по камертону, каждая последующая струна настроена точно относительно предыдущей. В результате точной настройки инструмента звучит аккорд.
Средний уровень: Первая струна настроена приближённо к звучанию камертона, последующие с небольшими погрешностями.
Низкий уровень: Настройка инструмента неточная. Аккорд не звучит.
Исполнение гармонии по буквенно-цифровым обозначениям
Задание: Обучающемуся необходимо исполнить гармонию, записанную в буквенно-цифровых обозначениях.
Высокий уровень: Обучающийся свободно и точно исполняет заданную гармонию по буквенно-цифровому обозначению.
Средний уровень: Обучающийся с затруднением исполняет задание по буквенно-цифровому обозначению.
Низкий уровень: Обучающийся с помощью педагога выполняет задание.
Уровень сформированности и развития навыков пения. Интонация.
Задание: Пропеть заданную мелодию.
Высокий уровень: Точно передаёт мелодию знакомой песни без сопровождения, поёт выразительно.
Средний уровень: Точно передаёт мелодию знакомой песни с музыкальным сопровождением, поёт недостаточно выразительно.
Низкий уровень: Интонирование мелодии неточное, отрывистое звуковещание. Слабый вокальный слух.
Дикция и артикуляция при пении.
Задание: Исполнить песню.
Высокий уровень: Осмысленное исполнение произведения, ясное произношение согласных звуков в различных сочетаниях. Чёткая работа артикуляционного аппарата.
Средний уровень: Не очень ясно произносятся согласные звуки, работа артикуляционного аппарата чёткая.
Низкий уровень: Не очень ясно произносятся согласные звуки, недостаточная работа артикуляционного аппарата.
Чувство ритма.
Задание: Повторить заданный ритмический рисунок.
Высокий уровень: Свободно и без ошибок повторяет заданный ритмический рисунок.
Средний уровень: Допускает незначительные ошибки в передаче ритма.
Низкий уровень: Заданный ритмический рисунок воспроизводит с большими неточностями.
Знание музыкальных терминов.
Задание: Обучающийся читает название термина и даёт его определение или по определению называет термин.
Высокий уровень: Обучающийся точно и быстро даёт определение терминов.
Средний уровень: Обучающийся даёт определение терминов правильно, но с небольшими затруднениями.
Низкий уровень: Обучающийся даёт определение терминов с помощью наводящих вопросов.
Особенности жанра.
Задание: Прослушать несколько разножанровых произведений и определить произведение в жанре бардовской песни.
Высокий уровень: Обучающийся самостоятельно и точно определяет произведение.
Средний уровень: Обучающийся с небольшими затруднениями узнаёт произведение.
Низкий уровень: Обучающийся узнаёт произведение с помощью педагога.


Ключевые слова
Ансамбль - согласованность исполнения при пении.
Артикуляция – одно из важных средств выразительности музыкального исполнения, работа органов речи.
Бас – самый низкий мужской голос.
Выразительность – непременное качество музыкального исполнения, благодаря которому слушатели воспринимают идейно-художественное содержание произведения, его практику.
Генеральная репетиция – общая, главная, последняя, полная репетиция перед концертом.
Гигиена голоса – соблюдение певцом определённых правил певческого режима.
Голос певческий – совокупность певческих звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата, способность петь.
Голосовой аппарат – орган функционирования голоса.
Дикция – ясность, четкость произношения текста.
Жанр – вид произведения какого-либо искусства, отличающегося особыми, только ему свойственными сюжетными, стилевыми признаками.
Звукообразование – извлечение певческого и речевого звука.
Интонация – в широком смысле – воплощение художественного образа в музыкальных звуках. В узком смысле – мелодические обороты, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительные значения.
Интонирование – осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или инструментом.
Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений по определённой программе.
Мелодия – художественно осмысленное одноголосное последование звуков –
основное выразительное средство музыки.
Пение – вокальное искусство, исполнение музыки голосом.
Песня – наиболее простая и распространённая форма, вокально-музыкальное объединение поэтических образов с музыкальными.
Репетиция – повторение, занятие, проводимое по подготовке программы концерта.
Солист – исполнитель соло.
Соло – итальянское от латинского слова – один, единственный.
Сопрано – самый высокий, женский, детский голос.
Тембр – окраска звука.
Унисон – одновременное звучание двух или нескольких голосов.
Фестиваль – празднично-музыкальная программа, состоящая из серии концертов.



















Вечер, посвященный памяти В.С.Высоцкого

Цель: Создать условия для знакомства обучающихся с творчеством В.С Высоцкого.
Сценарный ход
Прослушивание фонограммы В.С. Высоцкого «Кони привередливые».
Стихотворение «Банька по - белому» (читает обучающийся).
Краткая биографическая справка В.С. Высоцкого (читает обучающийся).
Песня «Большой каретный» (исполняет обучающийся).
В.С. Высоцкий – актёр театра и кино (фрагмент из фильма «Место встречи изменить нельзя» Видеозапись).
Песни, написанные для кинофильмов «Песня о друге» (исполняет обучающийся).
«Ролевая песня» в творчестве В.С. Высоцкого. «Борис Буткеев» (исполняет обучающийся), «Я як-истребитель» (фонограмма).
Песни на военную тему: «Он не вернулся из боя», «На братских могилах» (исполняют обучающиеся).
Юмор и сатира в песнях В.С. Высоцкого «Диалог у ТВ» (фонограмма).
М. Влади в жизни В.С. Высоцкого «Наверно я погиб» (исполняет обучающийся).
«Парус» (фонограмма).
«Здесь вам не равнины» (исполняют все участники вечера).








13PAGE 15


13PAGE 142715







 "¶ѕАL15