Рабочая программа по дисциплине Документационное обеспечение управления по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
код ОП.04. «Документационное обеспечение управления» профессионального цикла
основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)
базовой подготовки
с.Слобода
2016 год
РАССМОТРЕНОУТВЕРЖДАЮ
цикловой предметной Заместитель директора
методической комиссией по учебной работе
профессиональных дисциплин ___________ А.В. Меркушева
Председатель ___________2016г.
___________ С.В. Матузова___________2016г.
СОГЛАСОВАНО
Методист
_____________Н.И. Прошина
_____________2016г.
Составитель: Матузова С.В. - преподаватель ГБПОУ ВО «ХЛК им Г.Ф.Морозова»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «28» июля 2014 г. № 832
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ TOC \o "1-3" \h \z СТр
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ42. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ63.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ124. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ14



ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Документационное обеспечение управления»
1.1.Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ВО «ХЛК им Г.Ф.Морозова» по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным.
1.3.Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, в т.ч. с использованием информационных технологий;
- осваивать технологии автоматизированной обработки документации;
- использовать унифицированные формы документов;
- осуществлять хранение и поиск документов;
- использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- понятие, цели, задачи и принципы делопроизводства;
- основные понятия документационного обеспечения управления;
- системы документационного обеспечения управления;
- классификацию документов;
- требования к составлению и оформлению документов;
- организацию документооборота: прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов, номенклатуру дел.
Вариативная часть направлена на углубление знаний о составе управленческих документов на предприятиях лесной отрасли, классификации деловой документации и отраслевых системах документации; по составлению финансово-расчетной, договорно-правовой и кадровой документации; расширение знаний об организационно- распорядительной документации, используемой в организациях лесной отрасли.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1.- обрабатывать первичные бухгалтерские документы;
ПК 1.2.- разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
ПК 1.3.- проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;
ПК 1.4.- формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
ПК 2.1.- формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
ПК 2.2.- выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения;
ПК 2.3.- проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета;
ПК 2.4.- проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации;
ПК 3.1.- формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты разных уровней;
ПК 3.2.- оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям;
ПК 3.3.- формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды;
ПК 3.4.- оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям;
ПК 4.1.- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
ПК 4.2.- составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
ПК 4.3.- составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по единому налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки;
ПК 4.4.- проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):
ОК1- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК3- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК4- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий;
ОК6- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК7- брать на себя ответственность за работу членов команды
( подчиненных), результат выполнения заданий;
ОК 8- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК9- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
ОК10- исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:максимальной учебной нагрузки студента - 93 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 62 часа;
самостоятельной работы студента 31 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 93
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 62
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия 22
контрольные работы 2
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 31
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) -
- подготовка сообщений
- подготовка к практическим работам
- подготовка к контрольным работам
- подготовка к деловой игре
- домашняя работа
2
12
3
2
12
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Содержание учебного материала 93 Раздел 1. Документирование управленческой деятельности 68 Тема 1.1.Введение. Документ и система документации.
Значение и содержание дисциплины «Документационное обеспечение управления» и связь ее с другими дисциплинами. Понятие терминов «документ», «документирование», «документационное обеспечение управления». История развития научных представлений о документационном обеспечении управления. Современное состояние документационного обеспечения управления. Классификация деловой документации. Состав управленческих документов. Нормативно-правовая база организации документационного обеспечения управления как основа технологии процессов управления.
Государственная система документационного обеспечения управления (ГС ДОУ). Функциональные и отраслевые системы документации. Унификация и стандартизация управленческих документов. 6 1
Самостоятельная работа.
Подготовка сообщений по истории делопроизводства. 2 Тема 1.2. Организационно- распорядительные и информационно -справочные документы.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации (ОРД). ГОСТы на ОРД. Требования к оформлению документов.Состав, схемы расположения реквизитов и их оформление.
Бланки документов. Классификация организационно-распорядительной документации: организационные, распорядительные, информационно -справочные. Организационные документы – устав, учредительный договор, положение, правила внутреннего трудового распорядка. Распорядительные документы – приказы, распоряжения, указания, постановления, решения, инструкции.
Информационно -справочные документы – протокол, докладная (служебная) записка, объяснительная записка, акт, справка, служебные письма, факс, телеграмма, телефонограмма. 10 2
Практические занятия.
Составление и оформление организационно-распорядительной документации.
Составление и оформление информационно-справочной документации. 2
4 Самостоятельная работа.
Работа по изучению терминологии по теме: «Унифицированная система организационно-распорядительной документации».
Составление таблицы по теме «Классификация ОРД»
Составление опорных схем по вопросам «Понятие и состав управленческих документов».
Составление проектов приказов, докладных и объяснительных записок, акта, служебных писем, черновиков протоколов. 1
1
2
2 Контрольная работа Тема 1.3. Кадровая документация. Документирование трудовых правоотношений. Состав и особенности оформления документов по личному составу. Автобиография. Резюме. Характеристика. Заявление о приеме на работу. Трудовой договор. Приказы по личному составу. Личная карточка работника. Комплектование личного дела. Трудовая книжка. 4 2
Практические занятия.
Составление и оформление документов по трудовым правоотношениям. 2 Самостоятельная работа.
Изучение структуры трудового договора.
Подготовка к практическому занятию по теме 1.3. 2
2
Тема 1.4. Денежные и финансово-расчетные документы. Особенности составления и оформления денежных и финансово-расчетных документов.Классификация учетных документов. Основные виды документов по финансово-расчетным операциям - счет-фактура, платежное поручение, чеки. 2 2
Практические занятия.
Составление и оформление документов по финансово-расчетным операциям. 2 Самостоятельная работа.
Изучение порядка открытия счетов организаций в банке и подготовка сообщения. 2 Тема 1.5. Договорно-правовая документация. Понятие договора (контракта). Типовая форма контракта. Основные разделы контракта. Виды договоров: купли-продажи, мены, поставки, на возмездное оказание услуг, поручения, комиссии и др. Протоколы разногласий к договорам поставки. Доверенности официальные и личные. Расписки. Накладные. Коммерческие акты. Документы, оформляющие порядок рассмотрения споров между юридическими лицами. Правила оформления претензионных писем. Образцы претензий к перевозчику. Формуляр искового заявления. Требования к оформлению исковых заявлений. Документы по внешнеэкономической деятельности. 8 2
Практические занятия.
Составление и оформление договоров купли-продажи.
Составление и оформление актов приемки продукции по количеству и качеству, доверенностей и расписок.
Составление и оформление претензионно-исковой документации.
Составление и оформление внешнеторговых контрактов. 2
2
2
2 Самостоятельная работа.
Подготовка к практическим занятиям по теме 1.5. 6 Раздел 2. Организация работы с документами. 25 Тема 2.1. Документооборот. Регистрация документов, исполнение и контроль.
Состав и учет объема документооборота предприятий и организаций. Службы ДОУ. Организация работы с документацией, поступающей в учреждения, предприятия, организации; прием входящих документов, экспедиционная обработка, предварительное рассмотрение и распределение, регистрация, рассмотрение документов руководством, исполнение. Отправка исходящих документов. Передача документов внутри организации. Учет количества документов. Контроль исполнения документов. Организация и техника контроля исполнения. Типовые и индивидуальные сроки исполнения документов. 2
2
Практические занятия.
Ролевая деловая игра «Организация работы с документами в учреждении». 2 Самостоятельная работа.
Подготовка к ролевой деловой игре. 2
Тема 2.2. Архивное хранение документов Систематизация документов и их хранение. Номенклатура дел. Индивидуальные, сводные, примерные и типовые номенклатуры дел. Оформление номенклатуры дел. Требования к оформлению дел. Хранение документов в структурных подразделениях
Экспертиза ценности документов. Подготовка дел к сдаче в ведомственный архив. Законодательные акты и нормативно-методические документы Федеральной архивной службы России по архивному хранению документов. Взаимодействие служб ДОУ и ведомственных архивов при формировании основы для последующего хранения и использования документа. Единство требований к хранению документации в делопроизводстве и архиве. 4 2
Практические занятия.
Формирование дел, подготовка их к архивному хранению. 2 Самостоятельная работа.
Подготовка к практическому занятию «Формирование дел».
Подготовка блок-схемы по теме «Оформление дел для передачи в архив». 2
2 Тема 2.3.Автоматизация и компьютеризация делопроизводства. Компьютеризация делопроизводства на предприятии как условие внедрения Государственной системы документационного обеспечения управления. Машиночитаемая документация. Носители, применяемые при создании документов, и требования к их оформлению. Состав, порядок расположения и правила оформления основных реквизитов документов. Использование телекоммуникационных технологий в электронном документообороте. 4 1
Самостоятельная работа.
Изучить основные возможности использования компьютерных технологий в делопроизводстве, оформление и передачу документов через интернет.
Подготовка к дифференцированному зачету. 2
3 Дифференцированный зачет Максимальная нагрузка,
в том числе:
обязательная нагрузка
93
62 самостоятельная работа
31 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- комплект законодательных и нормативных документов;
- комплект унифицированных форм документации;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект образцов оформленных документов;
- комплект учебно-методических материалов.
- компьютер
- программное обеспечение общего назначения
Технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование (интерактивная доска),
- мультимедиапроектор3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Замыцкова О.И. Делопроизводство [Документационное обеспечение управления]: учебник /О.И.Замыцкова, М.И. Басаков.- Изд.8-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 375 с. – (Среднее профессиональное образование).
2. Документационное обеспечение управления: Учебник для студ. учреждений сред.проф. образования/Л.А. Румынина. – 3 изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.
3. Документационное обеспечение управления: учебное пособие, практикум/С.В. Матузова; Воронеж, гос. лесотехн. акад. – Воронеж, 2009.
Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации
от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2.ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированные системы организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. - М.: Изд-во стандартов. 2003.
3. Федеральный закон от 29.06.2015г. № 162 -ФЗ (в ред. от 03.07.2016г.) «О стандартизации в Российской Федерации».
4. Положение о Федеральном архивном агентстве, утверждено Указом Президента РФ от 22 июня 2016 г.
5. Инструкция Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».
6.Кузнецов С.Л. Делопроизводство на компьютере. (Компьютерные технологии в делопроизводстве)/Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: ЗАО “Бизнес-школа” Интел-Синтез”. - 2009.
7. А.В. Пшенко «Документационное обеспечение управления», Москва, изд. Академия, 2007г.
Интернет-ресурсы:
Справочная поисковая система (СПС) «Гарант». Энциклопедия
Российского законодательства. Для преподавателей и студентов экономических и юридических дисциплин.
Офицальный сайт компании «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru
Сайт Эл. Словарь: Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/wiki/4.Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, в т.ч. используя информационные технологии Практические занятия, самостоятельнаяработа,аудиторная проверка работы
осваивать технологии автоматизированной обработки документации Практические занятия, самостоятельная работа, аудиторная проверка работы
использовать унифицированные формы документов Практические занятия, самостоятельная работа, аудиторная проверка работы, опрос
осуществлять хранение и поиск документов Практические занятия, самостоятельная работа, аудиторная проверка работы
использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте Использование локальной сети техникума и технологий дистанционного обучения при моделировании условий электронного документооборота
Знания понятие, цели, задачи и принципы делопроизводства Устный опрос, сообщение, тестовый контроль
основные понятия документационного обеспечения управления Устный опрос, тестовый контроль
системы документационного обеспечения управления Устный опрос, тестовый контроль, дифференцированный зачет
классификацию документов; Устный опрос, тестовый контроль, дифференцированный зачет
требования к составлению и оформлению документов Практические занятия, устный опрос, самостоятельная работа, аудиторная проверка работы, , контрольная работа.
организацию документооборота: прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов,
номенклатуру дел Практические занятия, самостоятельная работа,
ролевая деловая игра, контрольная работа, дифференцированный зачет
Преподаватель ГБПОУ ВО С.В. Матузова «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»