Статья.Методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста.


 Методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста.
 
Общее развитиеребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервнойдеятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосовогоаппарата и на развитие «слуховой активности. Однако голосовой аппаратпо-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связкамиеще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливаетсярезонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний),поэтому голос у детей 5—6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегатьфорсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственноеим звучание.
Детиэтого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре — до). Низкие звукизвучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни судобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высокихзвуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (при-марными) звуками длядетей 5—6 лет чаще всего являются (ми) фа — си. Именно в этом диапазонезвучание наиболее легкое, естественное, звук до первой октавы звучит тяжело,напряженно, поэтому его надо избегать.
Врезультате систематической работы с детьми младшей и средней групп,направленной на реализацию программных требований в развитии музыкальноговосприятия и пения, к старшей группе дети уже могут достаточно чистоинтонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку,передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой наметаллофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. К пяти годам детидолжны иметь определенный фундамент музыкального развития, быть активными намузыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальнойдеятельности.
Хоровое пение — один извидов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитиюпевческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитаниюдуховного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решениезадач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьмихудожественного исполнения музыкального произведения.
Выразительное исполнениепроизведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубинапонимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требуетовладения вокально-хоровыми навыками и умениями.
Работа над песней — нескучная зубрёжка и не механическое подражание воспитателю, это увлекательныйпроцесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Воспитательдоводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следуетмного работать.
Хоровое пение — наиболеедоступная исполнительская деятельность дошкольников. Правильное певческоеразвитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становленияголоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.
Для развития и воспитаниядетского голоса работнику необходимо знать голосовые и певческие возможностиребёнка. Так, у пяти — шестилетнего ребёнка, они невелики и обусловлены тем,что его певческий аппарат ещё не сформирован.
Диапазон, в которомнаиболее хорошо звучит голос небольшой: ми1- соль1, фа1- ля1.Следовательно, вкачестве материала для пения на первых занятиях, следует использоватьнесложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному материалуминиатюры.
Постепенно диапазонпесенных миниатюр расширяется, в работу включаются песни, попевки, построенныена звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада.
В каждой песне детиосваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядныхприёмов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведениюзвуков по высоте.
Следовательно, назанятиях следует добиваться ненапряжённого, лёгкого и светлого звучания.
Следует отметить, чтоприобщение дошкольников к певческой деятельности является важным условиемформирования их музыкальной культуры.
Особое значение имеетв ысокохудожественный репертуар, который осваивается в определённой системе ипоследовательности.
Успех работы зависит от умений воспитателя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.