Рабочая программа по Информатике и ИКТ для специальности Документационное обеспечение управления и архивоведение

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ № 3












РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

общеобразовательной учебной дисциплины «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
по специальности 034702 – Документационное обеспечение управления и архивоведение










Москва
2013
ОДОБРЕНА

Разработана на основе

Предметной (цикловой)
комиссией дисциплин


Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине Информатика и ИКТ, примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» автора Цветковой М.С., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
034702 – Документационное обеспечение управления и архивоведение
код, наименование профессии/специальности

Протокол №



от «__»_______ 2013 г.











Председатель предметной (цикловой) комиссии

Заместитель директора
по учебной работе

____________ / /

_______________/ Л.Г.Шаверина/


























Составитель: Капуста Светлана Георгиевна, преподаватель Колледжа сферы услуг № 3



Рецензенты: _________________________
Ф.И.О. ученая степень, звание, должность




















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

условия реализации общеобразовательной учебной дисциплины

20

Контроль и оценка результатов Освоения общеобразовательной учебной дисциплины

23



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика и ИКТ»
1.1 Область применения программы: реализация среднего общего образования в пределах ОП образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение, примерной программой учебной дисциплины Информатика и ИКТ автора Цветковой М.С., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, с учётом гуманитарного профиля получаемого профессионального образования. Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии (ППКРС).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Общеобразовательная учебная дисциплина Информатика и ИКТ принадлежит к группе общеобразовательных дисциплин. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций студента по 4 блокам (самоорганизация, самообучение, информационные и коммуникативные компетенции) согласно требованиям к результатам освоения основной профессиональной образовательной системы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями, включающими в себе способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Координировать работу организации (приемной руководителя), вести прием посетителей.
ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.
ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.
ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.
ПК 1.9.Осуществлять подготовку дел к передаче на архивное хранение.
ПК 1.10. Составлять описи дел, осуществлять подготовку дел к передаче в архив организации, государственные и муниципальные архивы.
ПК 2.2. Вести работу в системах электронного документооборота.
ПМК 2.3. Разрабатывать и вести классификаторы, табели и др. справочники по документам организации.
ПК 2.4.Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в т.ч. документов по личному составу).
ПК 2.5. Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.
ПК 2.6.Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.
1.3 Цели и задачи общеобразовательной дисциплины – требования к результатам основания дисциплины
Общеобразовательная учебная дисциплина Информатика и ИКТ изучается в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы Колледже сферы услуг №3, как профильный учебный предмет, при освоении специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение с учётом гуманитарного профиля получаемого профессионального образования. Осуществляется межпредметная связь с дисциплинами общеобразовательного цикла (физика, химия, математика) при выполнении расчётно-графической части практических и лабораторных работ.
Основные задачи дисциплины «Информатика» как науки – развитие у обучающихся понятия «информация», назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности и способы использования информационных технологий в профессиональной и повседневной жизнедеятельности.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление: об информатике в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
Назначение и функции операционных систем.
основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Эффективной организации индивидуального информационного пространства;
Автоматизации коммуникационной деятельности;
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.

1.4. Профильная составляющая (направленность)
общеобразовательной дисциплины Информатики и ИКТ
Профильное изучение общеобразовательной учебной дисциплины Информатика и ИКТ осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц, в зависимости от важности тем, для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Большое внимание уделяется изучению части прикладного характера, преимущественной ориентации на алгоритмический стиль познавательной деятельности, а также практическим работам, направленным на преобразование текстовых и числовых данных (оформление документов, расчеты), так как эти темы тесно связаны с практической профессиональной деятельностью студентов. Для наглядности полученных результатов в практических работах широко используется представление числовой информации с помощью диаграмм, графиков и других средств анализа полученных данных.
Для внеаудиторной самостоятельной работы используются расчётно-графические задания, которые формируют знания, умения и навыки необходимые студенту при освоении профессиональных модулей.
Изучение информатики развивает в студентах умение использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах. Также развивает умение использовать различные виды программного обеспечения и применение компьютерных и телекоммуникационных средств.

1.5. Количество часов на освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
обязательной аудиторной практической работы обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.

1.6. Изменения, внесённые в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «Информатика и ИКТ»

С целью более логичного изложения учебного материала и учётом часов учебного плана по семестрам в Рабочей программе изменено количество часов для теоретического изучения тем Примерной программы.
В содержание учебной дисциплины включено 5 тем и повторение:
Тема 1. Информационная деятельность человека.
Тема 2. Информация и информационные процессы.
Тема 3. Средства ИКТ.
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.
Тема 5. Телекоммуникационные технологии.
Заключительная тема общеобразовательной учебной дисциплины Информатика и ИКТ ( повторение.
Общее количество часов осталось без изменения, но в связи с тем, что включается контрольная работа и не учитывается резерв учебного времени, были проведены изменения часов по темам.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика и ИКТ»
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117

в том числе:


Практические занятия
70

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
58

в том числе:


Выполнение домашней работы
15

внеаудиторная самостоятельная работ: работа с учебником, конспектом лекций;
выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет;
подготовка практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам
18

15
10


Промежуточная аттестация в форме зачета во 2 семестре




2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Введение в дисциплину, техника безопасности на уроках .

2


Раздел 1. Информационная деятельность человека.

14


Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества.
Содержание учебного материала
8



Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
2
2


Практическая работа
4



Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.
Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.
2

2



Самостоятельная работа поиск информации в сети Интернет, подготовка материала (сообщение).
Тематика самостоятельной работы:
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
2




2


Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
Содержание учебного материала
6



Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов
2



Практическая работа
2



Правовые нормы информационной деятельности. Инсталляция программного обеспечения. Информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных.
2



Самостоятельная работа поиск информации в сети Интернет, подготовка материала (доработка конспекта).
Тематика самостоятельной работы:
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения
2





2


Раздел 2. Информация и информационные процессы.
52


Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации.
Содержание учебного материала
6



1 Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационное объекты различных видов. Двоичная система счисления.
2
3


Самостоятельная работа решение упражнений, задач.
Тематика самостоятельной работы:
Информация. Информационные объекты различных видов. Представления информации.
Двоичная система счисления.
2







2



Практическая работа
2



Цифровое представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
2


Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации
Содержание учебного материала
38



Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
2
3


2.2.1 Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
2



2.2.2 Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
2



2.2.3 Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
2



2.2.4 Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
2



Практическая работа
14



Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Переход от неформального описания к формальному
Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Файл как единица хранения информации на компьютере.
Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче.
Запись информации на компакт-диски различных видов Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню.
Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
2



2

2


2

2



2



2



Самостоятельная работа поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для сообщений.
Тематика самостоятельной работы:
Основные информационные процессы и их реализация
Информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров
Арифметические и логические основы работы компьютера
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях
Осуществление поиска текстовой информации в сети Интернет (Практикум на ПК)
Поиск информации с использованием компьютера
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления (доклад)
Использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере (практикум на ПК)
14
2




2
2

2
2

2


2


2


Тема 2.3. Управление процессами.
Содержание учебного материала
8



Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.
2



Практические работы
2



АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в соци