«Здоровьесберегающие технологии в учебно — воспитательном процессе»


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Уренская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида Уренского муниципального района Нижегородской области
г.Урень 2014г.



Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В.


По теме: «Здоровьесберегающие технологии
в учебно-воспитательном процессе»
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
При анализе медицинских карт учащихся выяснилось, что здоровье детей с каждым годом ухудшается.
В классе обучаются дети с различными нарушениями здоровья:
ДЦП-1учащийся, плоскостопие-2учащихся, сколиоз-2учащихся, ожирение- 1учащийся.
А «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей.
На 1-2 месте выявились болезни: плоскостопие, сердечно-сосудистые (шумы в сердце)- это болезни не зависящие от школы и учителя.
На 3 месте- нарушение осанки и зрения. Это то, что имеет прямое отношение к организации учебного процесса.
Таким образом, передо мной стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
В предстоящей работе я выделила следующие проблемы:
организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
отсутствие в образовательном процессе системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.
Выделила задачи:
организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
обучение ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, с целью самостоятельного применения их впоследствии.
Большинство своего времени пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей среды.
Условия проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения
Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых на уроке. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем нам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут.
Число использованных видов преподавания предмета: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.
Норма - не менее трех за урок.
Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя.
Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка.
Анализируя полученные результаты психолого-педагогического обследования, следует отметить, что в целом большинство учащихся моего класса испытывают реакцию утомления (70%), а у (30%) учащихся выявлена умеренная астения. Данное состояние характеризуется повышенной утомляемостью, неспособностью к длительному физическому и умственному труду.
Кроме того наблюдается повышенная чувствительность, раздражительность, обидчивость или наоборот: вялость и плаксивость.
У 80% учащихся выявлена эмоциональная неустойчивость.
Интеллектуальная истощённость проявляется в неспособности длительной концентрации внимания (80%), ослабление памяти (100%).
Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.
Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамической паузы, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультурных пауз.
На уроках использую веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождаются выразительным хоровым произношением четверостиший.
Физминутки применяю на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.
Разработаны специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения , для осанки, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.
Использую игровые методы психокоррекции- это игры на всех этапах урока, когда выполнена учебная программа, а именно игры на:
развитие внимания, памяти, восприятия, наблюдательности;
развитие сообразительности;
развитие мышления и речи.
Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.
Изучила нормативно-правововую и документальную основу.
-Конституция РФ.
-Конвенция ООН о правах ребенка.
-Закон РФ «Об образовании».
-ФГОС начального общего образования второго поколения.
-Сан Пин.
-Устав.
-Положения, локальные акты.
Прошла курсовую подготовку по теме: «Здоровьесберегающие технологии в современной школе».

Провела сравнительный анализ динамики заболеваемости.

2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год
2014-2015 уч.год.

1. Число случаев пропуска по болезни в %

82%

40%



2.Пропущено дней 1 ребенком
18
12


3.Не болевших ни разу в %
10%
10%


4.Болели 1 2 раза в %
25%
25%


5.Болели более 2-х раз в %
10%
10%






Физическая подготовленность детей.
Показатели в %
1кл.
2кл.
3кл.

1. Основная группа




2.Подготовительна группа




3. Специальная группа




4.Нарушение осанки




5.Нарушение зрения




6. Нарушение слуха




7.Плоскостопие




8.Не болевшие дети






Факторы ухудшения зрения школьников.
Одним из факторов ухудшения зрения школьников, является большая нагрузка на глаза во время уроков. Однако, глазную мышцу, как и любую другую, можно тренировать и укреплять.
Методика Э.С.Аветисова эффективна для профилактики зрительных расстройств, особенно для детей школьного возраста.
Она состоит из трех групп упражнений.
Упражнения нужно выполнять не от случая к случаю, а каждый день.
Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.
Группа третья (для улучшения аккомодации)
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Использование на занятиях с детьми, имеющими психофизические отклонения в развитии упражнений для снятия психо-эмоционального напряжения
В структуру дефекта детей с задержкой психического развития входит ряд физических и психологических особенностей.
В физическом плане отмечается гипер- или гиподинамия, мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса, нарушение общей моторики, нарушение ручной моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация движений, нарушение осанки.
Кроме задержанного развития когнитивных процессов имеются такие психологические особенности как уровень повышенной тревожности, низкий уровень произвольности, саморегуляции, повышенная утомляемость, низкая или нестабильная работоспособность.
Всё это приводит к тому, что во время занятия ребёнок испытывает беспокойство, эмоциональный дискомфорт, лишь на незначительное время способен сконцентрировать своё внимание на познавательной деятельности, быстро устаёт, отвлекается, теряет интерес к занятию. Имеющиеся у него физические проблемы усугубляют ситуацию, вызывая мышечное напряжение, спазмы, психологические зажимы. Не смотря на то, что время занятий для таких детей сокращенно до 20-25 минут для большинства из них и это время не посильно. Организация занятий с такими детьми требует особого подхода.
Использование на занятиях упражнений для снятия мышечного напряжения способствуют
расслаблению мышцы рук, ног, лица, туловища ребёнка.
снятию мышечного и эмоционального напряжения, что является главным условием для естественной речи.
формированию умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;
улучшению функций нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхания и др.,
укреплению опорно-двигательного аппарата;
приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов.
Упражнения для снятия напряжения во время общеобразовательных занятий
Перекрестные движения помогают снять напряжение в мышцах туловища, ног, рук, шеи. Выполняются по мере возникновения утомления.
И.п.: сидя на стуле, ноги на полу, руки на коленях, спина прямая, плечи слегка отведены назад, голова приподнята. Правую руку положить на левое плечо, левую на правое. Правую руку положить на левое колено, левую – на правое. Повторить 4 – 5 раз, меняя темп выполнения. Можно выполнять с закрытыми глазами.
И.п. – стоя. Задание то же.
И.п. – лежа на спине, руки опущены вдоль туловища. Задание то же.
И.п.: стоя на коленях, наклониться вперед, упершись руками о пол, голова слегка приподнята. Вытянуть вперед правую руку, отвести назад левую ногу, медленно вернуться в и.п.; вытянуть вперед левую руку, отвести назад правую ногу, медленно вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
Усложненный вариант: вытянуть правую руку и поднять левую ногу одновременно, вернуться в и.п.; вытянуть левую руку и поднять правую ногу одновременно, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
«Ленивые восьмерки» – снимают напряжение глаз, мышц шеи и предплечий.
И.п.: сидя на стуле, ноги на полу, руки на коленях, плечи слегка отведены назад, голова приподнята.
Вытянуть правую руку вперед, нарисовать горизонтально в воздухе восьмерку, стараясь двигать только рукой, следить за движением кисти глазами. Повторить 5-6 раз. То же левой рукой.
Можно упражнение делать и в и.п. стоя, лежа на спине.
«Слон» – упражнение снимает напряжение мышц туловища и шеи.
И.п.: сидя на стуле, ноги на полу, плечи слегка отведены назад, голова приподнята. Правую руку вытянуть вперед и прижать к уху. В таком положении начертить горизонтальную восьмерку, вернуться в и.п. Повторить 4 раза.
То же левой рукой и обеими руками сразу – по 4 раза. Можно выполнять из и.п. стоя, лёжа на спине.
«Сова» – упражнение снимает напряжение мышц туловища, шеи. Можно выполнять с закрытыми глазами.
И.п.: сидя на стуле (на полу по-турецки, на коленях, стоя), руки на коленях. Медленно повернуть голову как можно дальше влево, затем вправо. Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.
«Массаж точек мозга» – снимает усталость, собирает внимание, активизирует работу речевых зон головного мозга, память.
И.п.: сидя на стуле, на полу, лёжа, стоя. Указательные пальцы обеих рук положить на лоб над бровями, массировать круговыми движениями, начиная в сторону висков 5 раз, затем 5 раз к носу.
«Шапка для размышления» – активизирует деятельность головного мозга.
И.п.: стоя, сидя, стоя на коленях. Одновременно взяться пальцами правой и левой рук за мочки ушей и с усилием потянуть их вниз, имитируя надевание шапки. Делать весело, энергично. Повторить 45 раз.
«Энергетический зевок» – снимает усталость, повышает работоспособность.
И.п.: сидя, стоя. Положить указательные пальцы рук на щеки ближе к уголкам рта и утрированно изобразить активный зевок, нажимая пальцами на щеки, сопровождая зевок звуком. Повторить 5-6 раз.
«Точки Кука» – снимает усталость, создает хорошее настроение, повышает работоспособность.
И.п.: сидя на краю стула. Спина прямая, голова приподнята, плечи слегка отведены назад. Левая нога под прямым углом стоит на полу. Правую – положить щиколоткой на левое колено, пальцы правой руки положить на внутреннюю часть колена. Пальцы левой руки – на щиколотку, рядом с косточкой. Массировать круговыми движениями 5 раз по часовой стрелке, 5 раз – против. Поменять ноги, повторить упражнение.
Массаж позитивных точек – снимает утомляемость, повышает работоспособность.
И.п.: сидя (стоя). Указательные пальцы рук положить на точки лба у начала бровей. Энергично массировать круговыми движениями по и против часовой стрелки по 5 раз.
Упражнения для глаз – снимают утомляемость глаз:
«Далеко-далеко»
И.п.: сидя (стоя). Ребенок переводит взгляд с близлежащего предмета (любого пособия на столе) на достаточно удаленное (можно за окном – дерево, здание и т.д.). Повторить 4-6 раз.
«Рисуем глазами»
И.п.: сидя (стоя), желательно повернуться к ничем не заполненной стене. Ребенок мысленно рисует глазами спиральку, зигзаг, заборчик, квадрат, круги и т.д. Справа налево и слева направо. Осваивая упражнение, можно рисовать фигуры пальцем в воздухе, следя за ними глазами.
Глубокий наклон – снимает напряжение мышц туловища, рук, ног, шеи. Регулирует дыхание.
И.п.: сидя на краю стула. Вытянуть прямые ноги далеко вперед, плечи отведены назад, голова приподнята, руки опущены. Глубоко вдохнуть диафрагмой. На выдохе наклониться вперед, скользя руками к пальцам ног, на вдохе – вернуться в и.п. Повторить 5 раз.
Имитационные упражнения – снимают напряжение мышц, улучшают эмоциональное состояние ребенка. Дети выходят из-за столов и под слова воспитателя, музыку, заданный ритм выполняют движения, имитирующие животных, птиц, виды транспорта, природные явления.
Данные упражнения можно использовать в качестве физминуток в середине занятия или по мере необходимости. Их регулярное применение позволит сохранить здоровье детей, повысит их работоспособность, эмоциональный фон и качество коррекционной работы в целом.

Упражнения для снятия умственного напряжения
И.п. – сидя на стуле. Упражнение I. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Потянуться на стуле, согнув руки в затылке, отклоняя голову назад и расправляя плечи. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 2. Сделать наклоны и повороты головы.
Упражнение 3. Легкий самомассаж волосистой части головы, лица и кистей рук.
Упражнение 4. И.п. – стоя, ноги вместе, руки вниз (основная стойка). 1. Прямые руки развести в стороны ладонями вверх, сделать вдох. 2. Скрестить руки перед грудью, крепко обнять себя за плечи и сделать выдох. 3-4. Выполнить то же самое. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 5. И.п. – стоя, ноги вместе, руки к плечам. 1-4. Круговые движения локтями вперед. 5-8. То же назад. Дышать равномерно. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 6. И.п. – основная стойка. 1. Плечи высоко поднять вверх, вдох. 2. Плечи резко опустить, “сбросить” вниз, расслабить руки, выдох. Повторить 4-5 раз.
И.п. – основная стойка.
Упражнение 7. Максимальное напряжение мышц ног снизу вверх и расслабление. Повторить 3 раза.
Упражнение 8. Максимальное напряжение мышц плечевого пояса (от кистей рук к мышцам плечевого пояса и спины) – расслабление. Повторить 3 раза.
Упражнение 9. Массаж лба в течение 1 мин. Легкое поглаживание лба, его области над бровями в направлении к вискам.
Упражнение 10. Вращение головой влево-вправо (темп быстрый).
Упражнение 11. Наклоны головы вперед-назад (темп умеренный)
Упражнение 12. Вращение головой с максимальным расслаблением мышц шеи. Голова “катится” по корпусу сначала в левую, затем в правую сторону (очень медленно). Не более 2 раз.
Упражнение 13. Самомассаж шеи и затылка в течение 1 мин. Поглаживать затылок и шею в направлении к туловищу.

Настрой на урок
Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата.
Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя.
Для этого использую стихотворные строки, например:
Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! Предлагаю подборку таких рифмовок, которые я собирала на протяжении нескольких лет из разных источников.
Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки, Чтобы они могли всё видеть, Слышать и запоминать.
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте!
Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи.
Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами- И вперед, за новыми знаниями!
На уроке я сижу, Не шумлю и не кричу. Руку тихо поднимаю, Если спросят – отвечаю.
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Пусть этот день несет нам Радость общения, Наполнит сердце Благородными чувствами.
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.
На уроке наши глаза внимательно Смотрят и все (видят). Уши внимательно слушают И всё (слышат). Голова хорошо (думает).
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас. Пожелаю всем удачи – За работу! В добрый час!
Начинаем мы опять: Решать, отгадывать, считать. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи!
Беритесь, ребята, скорей за работу, Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету! Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Чтобы задачи без труда решать, Преобразовывать, считать, Чертить, смекать и рассуждать.
Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Приготовьте ваши ручки, Разомните пальчики. Сегодня новые задачи будем решать. Кто хочет получить отметку «пять»? Тогда устный счет пора начинать.
Чтобы задачи верно решать, Необходимо думать и рассуждать, И, конечно, без ошибок- Вычислять. А для этого нужно внимание- И обязательно старание.
Будьте все внимательны, А еще старательны. Будем сегодня задачи решать, Будем складывать и вычитать.
Чтобы тему урока узнать, Надо вычислить и расшифровать. Я тетрадь свою открою, Под наклоном положу, И от вас, друзья, не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
На уроке не спешу, Аккуратно я пишу, Чтоб учитель мне в тетрадь, За урок поставил «5».
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Будем мы считать, писать, и решать задачи, Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.
Подводить итог урока тоже стараюсь в стихотворной форме: - Но вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Учитель ваш уже итог подводит, Не сводит с вас своих весёлых глаз. Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставлю вам оценки я сейчас!
Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?
Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех, За огонь соревнованья, Обеспечивший успех! Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь, Говорим мы: «До свиданья!», До счастливых новых встреч!
Прозвени – ка, дружок, Голосистый звонок. Перемену ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо.
Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок.
Диктанту нашему конец, Кто не ошибся – молодец!
Хорошо вы потрудились, Вам пора и отдыхать. Переменку веселитесь, И начнем урок опять.
Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело.



Продумывая урок, я планирую, использовать зрительно- пространственную активность в режиме школьного урок. Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Способствует расширению зрительно- двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда. 1. Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см. 2.Офтальмотренажёр. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются импульсивные цветовые вспышки. 3. «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка. 4.Бумажные офтальмотренажёры. Например, на доске расставлены: 1) Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе? Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто. 2) Тарелки с разноцветными кружками. Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется. 3) Коврик. Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д. 4) Подушки ( задания те же, что и с « тарелками» ). 5) Витражи в домике ( задания аналогичные, что и с « ковриком». 6) Цветовые карточки, цветовое табло на магнитном моделеграфе С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка: белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли; красный – возбуждает, раздражает; голубой - ухудшает настроение; зелёный – улучшает настроение, успокаивает; жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение. коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию. Изучив данные о физиологической возможности каждого ребёнка и составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течении 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений: 1. Упражнения для детей с избыточным весом. 1) ходьба с высоким подниманием коленей; 2) и.п. –ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох; 3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное; 4) прыжки с хлопками над головой. 2. Упражнения для профилактики плоскостопия. 1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз). 2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз); 3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз); 4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз). 3. Упражнения для улучшения осанки. 1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его; 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с высоко поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.) 5) лёгкий бег на носках. 4. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ). 1) «Сотвори в себе солнце»; 2) «Волшебный цветок добра»; 3) «Путешествие на облаке»; 4) «У моря»; 5) «Золотая рыбка»; 6) «Янтарный замок»; 7) «Танец рыбки»; 8) «На лугу»; 9) «Водопад»; 10) «Сила улыбки» и т.д. «Водопад» - Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами( пауза 15 секунд) Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
5. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж. Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время. лицо Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза. голова Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе. руки Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза. ноги Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.
Точечный массаж – простая и безопасная терапия.
Массирование производится надавливанием на определённые точки. При простудных заболеваниях и для повышения иммунитета необходимо массировать определённые точки на лице ( №1, №2,№3 ), при головных болях рекомендуется массировать височную область .

Упражнения для мышц рук. 1) «Моя семья» Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!
(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.) 2) «Капуста» Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту солим-солим, Мы капусту трём-трём, Мы капусту жмём-жмём. (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.) 3) «Мы наши пальчики сплели И вытянули ручки. Ну а теперь мы от Земли Отталкиваем тучки.» ( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.) 4) «Руки мы на стол положим, Повернём ладонью вверх. Безымянный палец тоже Хочется быть не хуже всех. ( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)
Упражнения для глаз. По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков. Вот некоторые элементы этой гимнастики: Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза. Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Использование на уроках сенсорного круга. В качестве сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание. Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.
На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
На каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.
Русский язык Вставка 1. Вежливые слова и здоровье. Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список. - Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем: - Я хочу быть здоровым! - Я могу быть здоровым! - Я буду здоровым!
Вставка 2. Списывание текста о здоровье. Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст: «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут». Или такой текст: «Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай». Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им. После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.
Вставка 3. Разбор слова по составу. Пясть- пястные кости- запястье. Перст – персты – перстень -перстенёк. Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши. Пальцы – пяльцы – пялить глаза. Ухо – подушка – заушница – заушная область. Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст». Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда. « Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин ) Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название. Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово «заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.
Вставка 4. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье. Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров. « Колобок». Дети легко и охотно приходят к заключению: - Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться. « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить. - Если вода прозрачная, красивая, она чистая? - Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания. Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций: - Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
Математика Вставка 1. Задачи по анатомии. Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей. Вопрос 1 : На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорождённого? Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350 – 260 = 90. - Куда деваются эти кости? - Они срастаются. Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого. Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого. Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни? Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются. Задача 2. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками? Ответ: в 2 раза. - Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия: выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся; правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз); применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности); соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся. Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!» Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».


Кинезиологические упражнения
развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело) Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложения упражнений можно использовать:
ускорение темпа выполнения;
выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
подключение движений глаз и языка к движениям рук;
подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Комплекс № 1.
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак - ребро - ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ( ,,кулак - ребро - ладонь,,), произнося их вслух или про себя.

Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Ухо - нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук ,,с точностью до наоборот,,.

Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Горизонтальная восьмерка.
Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.

Комплекс №2
Массаж ушных раковин.
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

Качание головой.
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Симметричные рисунки.
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)

Медвежьи покачивания.
Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

Поза скручивания.
Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держи-тесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 - 10 с. Выполните тоже самое в другую сторону.

Гимнастика для глаз.
Выполните плакат - схему зрительно-двигательных траекторий в максимально воз-можную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе в процессе выполнения упражнения: вверх - вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории " восьмерки ". Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 - коричневый, № 3 - красный, № 4 - голубой, № 5 - зеленый. Упражнения выполняются только стоя.



Дыхательные упражнения

Цель - активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.
Первый вариант.
Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, "расположившегося" в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.
Второй вариант.
Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
Третий вариант.
Глубокий вдох. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Правильное дыхание по Стрельниковой - прежде всего короткий, резкий вдох. Вдох - первичен, выдох - вторичен.
Упражнения А.Н. Стрельниковой очень легки:
1. Повороты головы вправо и влево. На каждый поворот ( в конечной точке) - короткий, шумный, быстрый вдох носом. Вдох настолько резкий, что слегка втягиваются крылья носа. Это движение можно заранее отрепетировать перед зеркалом. Темп - один вдох в секунду или чуть-чуть быстрее. О выдохе совсем не думать. Он проводится автоматически через слегка приоткрытый рот. Это правило относится ко всем упражнениям Стрельниковой.
2. Наклоны головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.
3. Наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце каждого движения.
Комплекс дыхательных упражнений.

1. "Подуем на одуванчик".
Предложите детям сорвать отцветший одуванчик, поднесите его к губам (держать на небольшом расстоянии) и подуть так, чтобы слетели все семена-парашютики. Задание выполняется вначале в несколько приемов, а затем дети пытаются сдуть парашютики за время одного долгого выдоха

2. "Подуем на листики".
На ладошку положить упавший листок или лист, вырезанный из бумаги, и сдуть его.

3. "Подуем на снежинку".
Вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребенок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за ее движением по столу.

4. "Снег, снег кружится".
Упражнение на воображение. Дети представляют как в воздухе кружатся снежинки, и дуют на них.

5. "Надувайся пузырь(шарик)".
Составить из кулачков "трубочку" и дуть в нее, наклонив голову вниз.

6. "Дуем в рожок".
Руки составляют "трубочкой". Ребенок дует, создавая звуки " у-у-у".

7. "Песенка водички".
При умывании на короткое время обратите внимание ребенка на то, как поет текущая из крана вода, предложите спеть ее песенку "с-с-с".

8. "По реке плывет кораблик".
В тазик с водой поместите бумажные кораблики. Тазик поставьте на стол, посадите двоих детей друг против друга и предложите им, дуя, направить кораблик в противоположную сторону.

9. "Надуем щеки, как воздушный шар".
Вдыхать воздух носом и выдыхать с закрытым ртом, раздувая щеки.

10. "Дождь и дождик".
При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного "каап-каап" (дождь) и короткого "кап-кап (дождик).

11. "Ветер и ветерок".
Используем возможности жестов в дыхательной деятельности. Ребенок имитирует руками порывы ветра и сопровождает их звуками " у-у-у".

12. "Повздыхаем".
Расширяем представление детей о выразительных возможностях звукосочетаний. Предлагаем изобразить различные состояния (чувство страха, грусти, веселья, усталости) с помощью вздохов: ох, ах, эх, ой - ой, ай - ай, ая - яй.

Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
Дыхание, стимулирующее приток крови к глазам.
Глубоко вздохните, задержите дыхание, не выдыхая, согнитесь в талии и чуть согнув колени опустите голову чтобы она была ниже уровня сердца. Теперь кровь, обогащенная кислородом, идет к голове и к глазам, удаляя яды и отбросы. Постойте в таком положении, считая до пяти (Постараться задержать дыхание в течение 10 сек.). Это упражнение очень важно! Кислород сжигает яды и отбросы, находящиеся в глазах, глаза очищаются, т.к. увеличивается циркуляция крови через ткани глаза.
Во время упражнений глаза можно открывать и закрывать.

Упражнение.
Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать их нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Взрослый кладет свою руку на живот ребенка и помогает при обучении дыханию. Дети дышат по команде "вдох - выдох" (5 раз).

Упражнение.
Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом с задержкой дыхания под счет: "Вдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два), выдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два)". Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.

Упражнение.
Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывание счета: "Вдох (4 хлопка), держим (2 хлопка), выдох (4 хлопка), держим (2 хлопка)". Упражнение выполняется 5-8 раз. Можно предложить ребенку самостоятельно отстукивать ритм ладонями об пол. В таком случае необходимо следить за тем, чтобы он не ускорял и не замедлял темп. Также обращайте внимание на то, чтобы тело ребенка было расслабленным.

Упражнение.
Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания. Произносите вслух только слова "Вдох", "Держим", "Выдох", "Держим", а счет прохлопывайте: "Вдох (3 хлопка), держим (3 хлопка), выдох (3 хлопка), держим (3 хлопка)". Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз. Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслабленно!

Упражнение.
Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания. Вместо слов "Вдох", "Держим", "Выдох", вы хлопаете два раза, а счет прохлопываете как раньше: двойной хлопок - 3 хлопка - двойной хлопок - 3 хлопка - двойной хлопок - 3 хлопка. Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз. Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслабленно!

Упражнение.
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: "Поднимаем (3 хлопка), держим (3 хлопка), опускаем (3 хлопка), держим (3 хлопка)". Во время вдоха ребенок поднимает правую руку и правую ногу и удерживает их в воздухе на время задержки дыхания. Во время выдоха опускает их. На следующем вдохе ребенок поднимает левую руку и левую ногу и также удерживает их на время задержки дыхания. На выдохе опускает руку и ногу. Упражнение выполняется 5-8 раз. Команды сначала необходимо проговаривать вслух. Можно даже подсказывать ребенку, какую руку и ногу надо поднимать. Также нужно следить за тем, чтобы руки и ноги, которые не работают в данный момент, лежали спокойно и расслабленно.

Упражнение.
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: двойной хлопок - 4 хлопка - двойной хлопок - 4 хлопка - двойной хлопок - 4 хлопка - двойной хлопок - 4 хлопка. Единица счета - одна секунда. Во время вдоха ребенок поднимает правую руку и правую ногу. На время задержки удерживает их в воздухе. Во время выдоха опускает их. На следующем вдохе ребенок поднимает левую руку и левую ногу и удерживает их в воздухе на время задержки дыхания. На выдохе опускает их. Упражнение выполняется 5-8 раз. Внимательно следите за следующими моментами: - вдох производится носом, а выдох - ртом, - живот на вдохе надувается, а на выдохе опускается, - ребенок точно следует ритму, разделяя одинарные хлопки, обозначающие счет, и двойные, обозначающие переход к другому режиму (вдох, удержание, выдох, удержание), - ребенок точно соблюдает последовательность смены правых руки, ноги и левых руки, ноги, - "нерабочие" руки и ноги остаются расслабленными.

Упражнение.
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: "Руку поднимаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), руку опускаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу поднимаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу опускаем (5 хлопков), держим (4 хлопка)". Единица счета - одна секунда. Во время вдоха ребенок поднимает правую руку, на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает правую руку и во время задержки дыхания лежит спокойно. На следующем вдохе ребенок поднимает правую ногу и удерживает ее в воздухе на время задержки дыхания. На выдохе опускает правую ногу. То же с левой рукой и ногой (всего 4 вдоха-выдоха). Упражнение выполняется 2-3 раза.

Упражнение.
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: двойной хлопок - 6 хлопков - двойной хлопок - 5 хлопков - двойной хлопок - 6 хлопков - двойной хлопок - 5 хлопков. Единица счета - одна секунда. Во время вдоха ребенок поднимает правую руку и левую ногу. Удерживает их в воздухе на время задержки дыхания. Во время выдоха опускает их. На следующем вдохе ребенок поднимает левую руку и правую ногу. На выдохе опускает их. Упражнение выполняется 5-8 раз.

Упражнение.
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких иыдохов ртом под прохлопывания: "Руку поднимаем (7 хлопков), держим (5 хлопков), руку опускаем на бедро (7 хлопков), держим (5 хлопков), ногу поднимаем (7 хлопков), держим (5 хлопков), ногу опускаем на другую ногу (7 хлопков), держим (5 хлопков), руку поднимаем (7 хлопков), держим (5 хлопков), опускаем на пол (7 хлопков), держим (5 хлопков), поднимаем ногу (7 хлопков), держим (5 хлопков), опускаем на пол (7 хлопков), держим (5 хлопков)". Во время вдоха ребенок поднимает только правую руку и на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает правую руку на левое бедро, задерживает дыхание, лежа спокойно. На следующем вдохе ребенок поднимает правую ногу и удерживает ее в воздухе на время задержки дыхания. На выдохе опускает на левую ногу и лежит спокойно (правая рука на левом бедре, правая нога на левой ноге). На вдохе поднимает правую руку с бедра и удер-живает ее в воздухе. На выдохе кладет правую руку ровно (параллельно телу). Во время задержки дыхания лежит спокойно. На вдохе поднимает правую ногу и удерживает ее на время задержки. На выдохе кладет правую ногу параллельно с левой ногой (ровно). То же с левой рукой и ногой (всего 8 вдохов-выдохов). Упражнение выполняется 2-3 раза. Единица счета равна одной секунде.

Упражнение.
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: 8 хлопков - пауза - 5 хлопков - пауза - 8 хлопков - пауза - 5 хлопков - пауза - 8 хлопков - пауза - 5 хлопков - пауза - 8 хлопков - пауза - 5 хлопков - пауза - 8 хлопков - пауза - 5 хлопков - пауза - 8 хлопков - пауза - 5 хлопков - пауза - 8 хлопков - пауза - 5 хлопков. Во время вдоха ребенок поднимает только правую руку и на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает правую руку на левое бедро и лежит спокойно, задержав дыхание. На следующем вдохе ребенок поднимает левую ногу и на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. На выдохе опускает на правую ногу. Во время задержки дыхания лежит (правая рука на левом бедре, левая нога на правой ноге). На вдохе поднимает правую руку с бедра и удерживает ее в воздухе. На выдохе кладет правую руку ровно (параллельно телу). На вдохе поднимает левую ногу и удерживает ее на время задержки дыхания. На выдохе кладет левую ногу параллельно правой ноге (ровно). То же с левой рукой и правой ногой (всего 8 вдохов-выдохов). Упражнение выполняется 3-4 раза. Единица счета равна одной секунде. Старайтесь отслеживать правильную последовательность движений, глубину вдоха, удержание темпа.

Упражнение.
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: 9 хлопков - пауза - 5 хлопков - пауза - 9 хлопков - пауза - 5 хлопков. Во время выдоха ребенок поднимает правую руку и правую ногу. На время задержки удерживает их в воздухе. Во время вдоха опускает их. На следующем выдохе ребенок поднимает левую руку и левую ногу. Удерживает их в воздухе на время задержки. На вдохе опускает их. Упражнение выполняется 5-8 раз. Единица счета равна одной секунде.

Упражнение.
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: 10 хлопков - пауза - 5 хлопков - пауза - 10 хлопков - пауза - 5 хлопков. Во время выдоха ребенок поднимает правую руку и левую ногу и удерживает их в воздухе на время задержки дыхания. Во время вдоха опускает их. На следующем выдохе ребенок поднимает левую руку и правую ногу. На вдохе опускает их. Упражнение выполняется 5-8 раз. Единица счета равна одной секунде.

Упражнение.
Ребенок садится, прислонившись спиной к стене. На вдохе он поднимает правую руку вверх, удерживает позу, задерживая дыхание на выдохе - опускает правую руку вниз, а левую поднимает вверх, удерживает позу, задерживая дыхание, затем на вдохе - меняет руки местами и т.д. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох - 10 хлопков, задержка дыхания - 5 хлопков.

Упражнение.
Ребенок садится на пятки, спина прямая, руки расставлены и стороны - правая рука согнута в локте, а левая рука прямая, - при этом обе руки смотрят влево. На вдохе руки описывают полукруг через верх и на задержке дыхания останавливаются в позе - обе руки смотрят вправо: правая рука прямая, а левая согнута в локте. На выдохе: руки описывают полукруг через низ и останавливаются в перво начальной позе и т.д. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох - 10 хлопков, задержка - 5 хлопков.

Упражнение.
Ребенок садится на пятки, спина прямая, прямые руки расстпн лены в стороны. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев. Один палец смотрит вниз, а другой вверх. Со вдохом пальцы меняются мс стами, с выдохом - опять меняются местами и т.д. На задержке удержание позы. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, мы дох - 10 хлопков, задержка дыхания - 5 хлопков.

Упражнение.
Ребенок стоит, спина прямая, прямые руки вытянуты вперед, одна ладонь смотрит вниз, а другая вверх. На вдохе ладони переворачиваются одна вверх, а другая вниз; на выдохе - опять переворачиваются и т.д. На задержке дыхания - удержание позы. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох - 10 хлопков, задержка - 5 хлопков.

Упражнение.
Ребенок стоит с опущенными руками и головой, на вдохе медленно поднимает расслабленные руки и голову вверх, постепенно "растягивая" все тело (не отрывая пятки от пола); задерживает дыхание. На выдохе - постепенно расслабляя тело, опускает руки и голову, сгибается в пояснице; задерживает дыхание.

Упражнение.
Ребенок стоит, спина прямая, руки прямые смотрят влево. На вдохе руки описывают полукруг через верх и останавливаются в позе - обе руки прямые смотрят вправо. Дыхание при этом задерживается. На выдохе руки описывают полукруг через низ и останавливаются в первоначальной позе и т.д. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох - 10 хлопков, задержка дыхания - 5 хлопков.

Упражнение.
Ребенок стоит, спина прямая, прямые руки расставлены в стороны. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев. Один палец смотрит вниз, а другой вверх. На вдохе пальцы меняются местами, на выдохе - опять меняются местами и т.д. На задержке дыхания - удержание позы. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох - 10 хлопков, задержка дыхания - 5 хлопков.


Физкультминутки в начальной школе.
С позиции здоровьясбережения польза от простого выполнения нескольких упражнений минимальна, если при этом не учитывается 3 условия:
1. Состав упражнений должен зависеть от особенностей урока, какой это предмет, в какой вид деятельности включены учащиеся до этого, какого их состояние.
2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной: от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
3. Учителю необходимо выработать 2-3 условных вербально- поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.
Существуют теснейшие функциональные связи между механизмами произвольной и непроизвольной регуляции дыхания и работой многих жизненно важных систем организма человека.





15