ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТЕКСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ПЕДАГОГИКА»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТЕКСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ПЕДАГОГИКА»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.
Не случайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», подчеркивается, что важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Учеными выделяются различные наборы качеств, необходимые учителю для достижения успеха в профессиональной деятельности.
На основе интеграции различных классификаций нами была создана структура профессиональной компетентности, включающая в себя компетенции, охватывающие наиболее важные сферы жизнедеятельности будущего специалиста.
Психолого-
педагогическая

Методическая
компетентность




Междисциплинарная
компетентность

Информационная
компетентность


Структура
профессиональной
компетентности

Коммуникативная
компетентность

Исследовательская компетентность




Управленческая
компетентность

Социально-педагогическая


Здоровьеохранная
компетенция

Можно ли стать именно таким компетентным специалистом, находясь в позиции обучающегося – делая одно, научиться другому? В этом и состоит основное противоречие профессионального образования: овладение профессиональной деятельностью должно быть обеспечено в рамках качественно иной по содержанию, формам, методам, средствам и процессу – учебной деятельности.
Из основного общего противоречия вытекает ряд конкретных противоречий на разрешение которых и направлено контекстное обучение.
Сложность вхождения в профессию заставляет подумать о новых путях профессиональной подготовки личности. Особо значимой здесь является идея приобретения студентами представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии, собственных возможностях и перспективах их активного развития.
Мы считаем, что знаково-контекстная технология обучения, разработанная А. А. Вербицким, и его единомышленниками Н.В. Борисовой, Л.Л. Кондратьевой, Г.С. Красницкой, Г.В. Лазутиной, Л.Г. Семушиной и др., может быть взята за основу совершенствования процесса подготовки будущих специалистов.
При выборе технологии я руководствовалась положениями, выдвинутыми В. А. Адольфом, а также, проанализировав современные педагогические технологии, я пришла к выводу, что они совмещаются в технологии контекстного обучения.
И самое главное - использование контекстной технологии в учебном процессе позволяет модифицировать характер учебно-познавательной деятельности студентов, инициировать их деятельность путем приближения к будущей профессиональной деятельности.
Для этого в своей практической деятельности использую различные формы деятельности студентов. Основными из которых являются:
учебная деятельность академического типа, классическим примером которой является информационная лекция; здесь имеет место, главным образом, передача и усвоения информации.
квазипрофессиональная деятельность, моделирующая в аудиторных условиях содержание и динамику производства, отношения занятых в нем людей, как это имеет место, например, в деловой игре.
учебно-профессиональная деятельность, где студент выполняет реальные исследовательские или практические функции.
Конечным итогом в решении педагогических задач является формирование у студентов общепедагогических практических умений.
В начале изучения предмета «Педагогика» обучающиеся вовлекаются в активную деятельность, получают и развивают представление о системе теоретических знаний по педагогике, чему способствуют используемые нами различные виды лекций.
В целях формирования критичности ума, развития аналитических умений и навыков используются лекции с запланированными ошибками. Например, прежде чем приступить к изучению темы «Выдающиеся педагоги прошлого» предупреждаем студентов о наличии ошибок в тексте лекции. Это может быть не соответствие века и года рождения, автора и педагогической идеи и т. д.
Тема «Ребенок как объект и субъект педагогического процесса» изучается в ходе «лекций вдвоем». На таких занятия обсуждаются реальные профессиональные ситуации с разных позиций двумя специалистами. При этом прослеживается междисциплинарная связь.
Процесс формирования поисковой, исследовательской деятельности происходит на лекциях проблемного характера. В теме «Ученический коллектив как объект и субъект воспитания» проблемный вопрос (является ли ваша группа коллективом?), является средством вовлечения студентов в диалогическое общение, побуждает их к размышлению, дискуссии. На проблемной лекции предоставляется предметный и социальный контекст профессиональной деятельности. Разрешение проблемной ситуации предполагает анализ, отбор образовательной информации, планирование достигаемых результатов, рефлексию, что является важной предпосылкой формирования профессиональных умений.
При сложившейся системе обучения усвоение знаний, выработка умении и навыков осуществляется на двух уровнях. С помощью лекций или самостоятельной работы студентов организуется усвоение знаний на первом уровне - первоначальное знакомство с учебным материалом, а на семинарских и практических занятиях осуществляется перевод знаний на более высокий уровень - уровень формирования умений и навыков.
Важная роль на практических занятиях отводится деловой игре.
В процессе игры студенты анализируют ситуации (взаимодействие с ребенком, группой детей, коллегами), вычленяют проблему, разрабатывают способы и средства ее решения, осуществляют соответствующие практические действия, корректируют их с учетом полученных результатов.
Разнообразие позиций студента, которые они занимают в ходе игры способствует развитию творческого потенциала личности, проявлению ее индивидуальности в различных ролях. Например, практическое занятие по теме «Факторы, влияющие на развитие личности», проводимое в форме научно - практичнской конференции.
Для практической реализации концепции контекстного обучения возможно использование на семинарском занятии дидактического метода «Студент в роли преподавателя». При использовании такой формы занятия организующую и обучающую активность проявляет не преподаватель, а студент.
В рамках этой технологии можно говорить о чтении лекций и семинарах, проводимых с применением кейс-метода. (англ, сазе случай).
Отличительная особенность кейс-метода создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни или профессиональной деятельности. Тему «Права и обязанности ребенка» мы рассматриваем именно с применением этого метода. На этапе обработки информации классифицируем и анализируем имеющиеся факты для представления общей картины события. Далее выбираем форму представления кейса, (это может быть электронная мультимедийная презентация, либо настольные издательские системы).
Об эффективности использования контекстной технологии в процессе обучения можно судить по результатам умений обучающихся на практике использовать полученные знания.
Сравнительный анализ результатов ИГА за последние 3 года показал, что применение контекстного обучения в ходе работы с обучающимися колледжа в рамках программы курса «Педагогика» позволило:
индивидуализировать учебный процесс по содержанию, объему и темпам усвоения учебного материала;
активизировать деятельность обучающихся;
повысить эффективность использования учебного времени;
сформировать познавательную самостоятельность обучающихся;
выявить актуальные и перспективные возможности и способности обучающихся;
раскрыть их человеческий, профессиональный и творческий потенциал;
сформировать у будущего специалиста навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки.
Проделанная нами работа позволяет сделать выводы что:
В следствии применения контекстного обучения у студентов формируется профессиональная мотивация, что является необходимым условием получения ими профессиональной компетентности.
способствует реализации практической направленности образования.
требует расширения применения методов активного обучения, что позволяет значительно повысить качество профессиональной подготовки.
Применение контекстного обучения являются действенным фактором вырабатывания профессиональной компетентности будущих специалистов.
А в завершении хочется отметить, что начинающий учитель неизбежно встретится в школе с теми или иными проблемами и трудностями, которые придется решать самому с опорой на полученные знания. Кроме того, стремительное развитие науки и его собственное совершенствование потребует от него новых обращений к теоретическим и методическим трудам, но уже в процессе необходимого для учителя самообразования. И только тогда в его деятельности с детьми в полную силу зарабатывают те знания, которые он получил в педагогическом колледже.

15