Рекомендации для воспитателей по проведению гимнастики пробуждения после дневного сна используя методику Н.Н. Ефименко


Рекомендации для воспитателей по проведению гимнастики пробуждения после дневного сна используя методику Н.Н. Ефименко
Подготовил инструктор по ФК:
Смагулова С.А.
Гимнастика пробуждения по методике Н.Н.Ефименко. Особенности. Схема.
Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лёжа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза, выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т.е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лёжа к стоя, от расслабления к напряжению.
В течение дня ребёнок большую часть времени проводит в вертикальных положениях, что с одной стороны (ходьба, бег, прыжки, приседания) тренируют мышцы ног, а с другой стороны это колоссальная нагрузка на позвоночник, особенно это сказывается на детях с различными искривлениями позвоночника. И в горизонтальных, и в вертикальных положениях тела работа над мышцами ведётся сверху вниз, т.е. от темечка до пят, и от центра к периферии.
Есть ещё несколько обязательных моментов при проведении гимнастики пробуждения. Музыкальное сопровождение, которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным используйте относительно тихую, нежную, лёгкую обещающую радость музыку. Комплекс гимнастики пробуждения должен быть относительно постоянным, для того чтобы у детей выработался рефлекс – пробуждение. Услышав звучание привычной мелодии, малыши легче и эффективнее будут переходить от состояния полного покоя и расслабления к активной деятельности. В течение месяца музыка не меняется, а упражнения выполняются разными сказочными героями, и только через 1 – 1,5 месяца музыкальная композиция и комплекс упражнений должны быть заменены полностью. Стоит отметить, что пробуждение после дневного сна должно быть индивидуальным, т.е. в зависимости от типа нервной системы, но не больше положенного:
1 младшая группа 4-5 минут
2 младшая группа 5-6 минут
Средняя группа 6-8 минут
Старшая группа 8-10 минут
Подготовительная группа 10-12 минут
Ещё один не маловажный момент – это голосовые модуляции, т.е. ваш голос во время гимнастики пробуждения должен быть ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким и бодрым.
Во время гимнастики пробуждения не в коем случае не давите на ребёнка, ребёнок должен заниматься по собственной воле; сегодня у него нет желания качать головой как «часики», есть мёд как «мишка», барабанить в барабан как «зайка», но завтра он обязательно будет ждать момента пробуждения, ведь вы снова отправитесь в неизвестный удивительный мир сказки.Н.Н. Ефименко предлагает три ступени сложности гимнастики пробуждения:
1. «по подражанию» - самый лёгкий, простой уровень для детей, когда они просто повторяют за воспитателем все его движения и упражнения. Применяется в начале, при ознакомлении с данной формой работы, освоении детьми последовательности двигательных действий.
2. «самостоятельный» - но с необходимой помощью воспитателя дети выполняют соответствующие движения и упражнения тексту, демонстрируя освоенные раннее умения и навыки.
3. «полное самовыражение» (свободный стиль) – самый зрелый, сложный и заключительный уровень. Здесь дети самостоятельно, без участия воспитателя, создают свою двигательно-музыкальную композицию, полностью выражая своё понимание музыки и движений.
На какой бы ступени сложности гимнастики пробуждения ваши дети не находились, алгоритм один:
- звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение)
- начинаете будить детей нежным голосом, зовя их в сказку, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, глаза закрыть и представить… (релаксация)
- комплекс гимнастики от лёжа к стоя, но без ходьбы, бега и прыжков
И последнее, в качестве темы гимнастики пробуждения лучше использовать знакомые детям сказки, сказочных героев, животных и т.п.
Схема оздоровительной гимнастики после сна
Гимнастика в постели;
Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки;
Дыхательная гимнастика;
Индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа;
Водные процедуры.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА
В течение года желательно использовать разные варианты гимнастики.
1-й вариант. Разминка в постели и самомассаж. Воспитатель привлекает внимание детей и выполняет вместе с ними комплекс общеразвивающих упражнений (3—5), повторяя каждое упражнение 3—4 раза.
Повороты головы вправо-влево, слегка приподнимая её и опуская.
Поглаживание рук (правой, левой от пальцев к плечу) и разведение рук в стороны, вперёд, сжимание и разжимание кистей рук.Сгибание ноги в колене. Выпрямление её вперёд, сгибание и опускание (поочерёдно правой и левой ногой).
После выполнения упражнений в постели дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия: ходьба на месте с разными положениями рук — на пояс, в стороны, за спину; подскоки на месте в чередовании с ходьбой (со сменой темпа). Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.
2-й вариант. Пробежки по игровой дорожке (массажные коврики, ребристые доски, модуль «змейка», резиновые кольца, расположенные между ковриками, и другие плоские мелкие предметы).
Дети спокойно обычным шагом проходят по всей игровой дорожке, по сигналу легко друг за другом бегут со средней скоростью за воспитателем (1—1,5 мин). Затем выполняется ходьба с дыхательными упражнениями. После этого воспитатель предлагает детям собрать кольца. Звучит сигнал — дети легко бегут по массажной дорожке, собирают кольца и кладут их в ящик.
3-й вариант. Комплекс общеразвивающих упражнений с тренажёрами (эспандеры, резиновые кольца, гантели, гири весом (0,3—0,5 кг, массажёры), аналогичный комплексу утренней гимнастики.4-й вариант. Гимнастика игрового характера. Дети произвольно под мелодичную музыку выполняют с любимой игрушкой или пособием различные действия: ходьба с подскоками, подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча в «воротики», танцевальные и ритмические движения и т. д. Звучит музыкальный сигнал — воспитатель предлагает детям убрать все пособия и разложить мелкие предметы разного цвета по всему свободному пространству.
Игровое упражнение «Собери предметы одного цвета»: дети под музыку танцуют, выполняют различные ритмические движения. По сигналу быстро собирают предметы одного цвета. Участники игры считают количество собранных предметов. Воспитатель поощряет их, подводит итоги.
Игровая гимнастика может состоять из комплекса упражнений имитационного характера (например, комплекс «Лошадки»).
Слова воспитателя: «Эй, лошадки, все за мной, поспешим на водопой. Вот широкая река. В ней холодная вода. Пейте, пейте! Хорошая водица! Постучим копытцем. Ну, лошадки, все за мной и поскачем все домой!»
Действия детей: Учащённая ходьба в чередовании с бегом, высоко поднимая колени, подскоки. Плавное разведение рук в стороны и наклоны — «лошадка пьёт воду». Поочерёдное притопывание правой, левой ногой — «лошадка стучит копытцем». Лёгкий бег с подскоками в чередовании с ходьбой (дети произносят «И-го-го»).
Гимнастика после дневного сна может включать игровые упражнения для развития и совершенствования координации движений у детей. Предлагаем игры-упражнения:
«Удержись»: стояние на носках, руки вверх; на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой или в сторону, руки на поясе.
«Кто дольше»: носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впередистоящей, сохраняя равновесие.
«С кочки на кочку»: прыжки с одного предмета на другой (резиновые кольца, массажные коврики и т. д.).
«Не закружись!»: кружение поочерёдно в одну и другую сторону, руки на поясе, руки в стороны.
«Ласточка»: стойка на одной ноге, другая отведена назад. Наклоны вперёд, руки в стороны.
«Ёжики»: ходьба на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, на спине предмет (мешочек с грузом, массажный мячик и др.).