Здоровьесбережение — основа современного урока


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.
В современном информационном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.
Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети с ОВЗ.
Низкий уровень психического и физического здоровья предопределяет внедрение здоровьесберегающих технологий, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающих важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на учащихся.
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Поэтому мы должны восстановить адекватное отношение к ним у подрастающего поколения.
Укрепление здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения становится одной из актуальных проблем педагогической науки и практики.
Когда речь идёт о здоровом образе жизни детей, то в основе своей подразумевается определённый комплекс психолого-педагогических, интеллектуальных, физиологических и духовно-нравственных условий и мероприятий, позволяющих учащимся сохранять и развивать работоспособность и активность.
Каждый элемент образовательного процесса связан с проблемой здоровья детей.
Школа имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, т.к. через школу проходят все дети, обучение продолжается, в течение многих лет, а занятия составляют большую часть времени бодрствования каждого ребёнка.
На состояние здоровья детей влияют следующие школьные факторы:
- интенсификация учебного процесса
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
- нерациональная организация учебной деятельности
- низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Сила ШФР определяется тем, что они действуют:
- комплексно и системно
- длительно и непрерывно (течение 9 – 11 лет, ежедневно)
Влияние ШФР приходится на период интенсивного роста и развития организма, когда дети особенно чувствительны к любым неблагоприятным
воздействиям. Опасность влияния ШФР усиливается тем, что их воздействие
на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливается в течение нескольких лет.
Ключевая проблема
«Педагогическая обработка и метода преподавания», т. е. проблема не только «чему учить», но и «как учить»
Основными аспектами здоровьесберегающих педагогики является:
■ Охрана и поддержание здоровья детей;
■ Формирование основ здорового образа жизни;
■ Обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических возможностей обучающихся;
■ Качественная индивидуальная педагогическая помощь детям, обучающимся по медицинским показаниям на дому;
■ Подготовка к профессиональной, в условиях производства индивидуальных, трудовой деятельности с учетом возможностей детей.
Образовательная технология педагогики здоровьесбережения – это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог – учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учётом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих технологий.
1. Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность.
2. Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
Принципы
- принцип сознательности и активности; непрерывности здоровьесберегающего процесса;
-принцип систематичности и последовательности; принцип доступности и индивидуализации; принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
-системного чередования нагрузок и отдыха; постепенного наращивания оздоровительных воздействий; возрастной адекватности и здоровьесберегающего процесса; принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
- принцип комплексного сквозного подхода; принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Особое внимание здоровью детей обращается в коррекционных классах и школах.
Результативность:
- повышение активности;
- устойчивость настроения;
- позитивный настрой на урок;
- снижение утомления;
- увеличение работоспособности;
- повышение интереса к двигательной активности.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Для учащегося – это сложная работа, 40 минут сосредоточения, внимания и напряжения, где часто наблюдается физическая усталость. Для снятия напряжения и выполнения здоровьесберегающей составляющей проводятся динамические паузы. Используется дыхательная гимнастика.
«Свеча», «Ладошки», «Обними плечи», Насос», Ушки», «Перекаты», … Регулярное использование скороговорок на уроках чтения. Используются методики профилактики нарушения зрения: световой массаж, пальминг, мысленное представление, воспоминание, моргание и проблески, перекаты и повороты головы и т.д.
Применяются методики сенсорно – координаторных тренажей В. Ф. Базарного. Одной из используемых и очень эффективных, является гимнастика для глаз, разработанная профессором Аветисовым Э.С. Проведение уроков в режиме движения наглядного материала, зрительного поиска и выполнения активизирующих заданий. Использование карточек с заданиями, которые раскладываются в любой точке класса.
Применение меняющихся зрительно – сигнальных сюжетов, расположенных в 4–х верхних углах класса. Упражнения по ним выполняются в позе свободного стояния, дети совершают сочетающиеся движения головой, глазами, туловищем.
Использование зрительно – координаторных тренажей с помощью универсальных символов. Использование разноуровневых упражнений и контрольных работ; проведение интегрированных уроков, коллективных занятий позволило снизить напряжённость в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока.
Дозирование домашнего задания с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка.
На двадцатой минуте каждого урока проводится физкультминутка:
( специальные упражнения для глаз, мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз).
Задачи физминуток:
-уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
-активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
-эмоциональную «встряску» учащихся, возможность «сбросить накопившийся груз отрицательных эмоции и переживаний.
В процессе обучения школьников важно уметь строить урок таким образом, чтобы не допускать утомления и переутомления.
Признаки утомления ребёнка:
- снижение продуктивности труда, увеличения числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени рабочих операций; беспокойствие, отвлекаемость, рассеянность внимания; нарушение координации движений;
Утомление может привести к переутомлению, которое проявляется в плаксивости, раздражительности, неадекватных реакциях.
Внешние признаки:
- стремление вытянуться, откинуться на спинку стула, частая смена поз, облокачивание, отсутствие реакции на новые раздражители, отвлечение на одноклассников, апатия;
Признаки работоспособности:
- ученик сидит прямо;
- смотрит на говорящего;
- работает активно, самостоятельно, с интересом, задаёт вопросы
- голова слегка наклонена вперёд, или на бок, или прямо.
На здоровье сберегающем уроке особое внимание должно уделяться выбору методов:
- фронтальный
- групповой
- практическкий
- познавательная игра
- ситуационный
- игровой
- соревновательный
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действий, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.)
- активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, совместное обсуждение, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь;
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
Формы занятий
- с использованием профилактических методик;
- с применением функциональной музыки;
- с чередованием занятия с высокой и низкой двигательной активностью;
- в виде реабилитационных мероприятий.
Требования к коррекционному уроку с позиции педагогической валеологии:
-удовлетворение базовых потребностей ребёнка на каждом этапе образования в самореализации через игру, творчество, активные виды деятельности;
-рациональная организация учебного процесса, коррекция психоэмоционального состояния и соблюдение гигиенических мероприятий способны снизить утомляющее воздействие урока на организм ребёнка.
-развитие обоих полушарий, что возможно за счёт уменьшения книжно – вербальной формы обучения и увеличения художественно – творческих форм.
- преподнесение информации разными способами: через слуховой анализатор, визуально, через эмоции и ощущении;
- дифференциация труда с учётом индивидуального уровня;
- смена видов деятельности.
В содержании уроков должны присутствовать материалы, расширяющие представления детей о сущности здоровья и здорового образа жизни: валеологические задачи, валеологические диктанты, проблемные ситуации валеологической направленности, вопросы личностного и рефлексивного характера.
Ответы на эти вопросы требуют от учащихся известных усилий. Наиболее эффективен результат, если учащиеся сначала самостоятельно отвечают, а затем совместно - в группах по двое, четверо. Они как бы обмениваются своими «силами». А сила является и фактором, и содержанием здоровья.
Пути сохранения здоровья детей в рамках современного урока:
- комфортное начало и окончание урока;
- проведение на уроке валеологических пауз;
- изложение нового материала с опорой на опыт ребёнка;
- постановка вопросов в форме, предполагающей размышление и допускающей возможность забывания;
-опрос только тех, кто желает отвечать.
Правильная организация учебной деятельности детей способствует улучшению всех аспектов здоровья подрастающего организма. Из «зёрнышек» повседневных режимных моментов учебного дня школьника вырастают методики и технологии, эффективность которых прослеживается в жизнерадостности и устойчивости настроения детей, оптимальной работоспособности. Повышается интерес к двигательной деятельности, активизируется мыслительная и эмоциональная сфера.
Литература:
1. Вострикова О. В. Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса гуманизации начального образования. // Начальная школа – 2007 № 6 , с. 80 – 82.
2. Выгодский Л. С. Развитие высших психических функций. –М., 1960. – С. 235-301
3. Ковалько В. И. « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер»
4. Кучма В. Р. , Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. – М., 2000.
5.Мулявина Э. А . Здоровьеформирующий потенциал содержания естественно – научного образования. // Начальная школа.- 2007, №3, с. 33 -38
6. Попова А. И. Здоровьесохраняющая среда в школе. // Начальная школа – 2004 №-2
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
8. Смирнов Н. К. Валеология: новая область образовательного пространства //Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
9. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М. : АРКТИ, 2003. – 272с.
10. Суркова С. В. Урок технологии – помощник в сохранении здоровья учащихся. // Начальная школа. – 2007, №3, с. 39 – 42.
11. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – С П б.: Петрос, 1995.