Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Праздник Рождество и Святки…»


Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Праздник Рождество и Святки…»
Программное содержание:
- закрепить с детьми знания о зимних праздниках (новый год, рождество, крещение, колядки); об их главных символах и о подготовке к празднику. Закрепить знания детей о зиме, зимних месяцах.
- знакомить детей с праздником Рождество и народными традициями, связанными с этим праздником; поддерживать в детях веру в волшебство;; - приобщать к народной культуре, играм, праздникам.
- пополнить словарный запас словами: Рождество, ясли, Святки, Колядки.
- создать радостное настроение для детей.
Материал: аудиозапись ("Рождественская" мз. и сл. Е. Шмакова); илюстрации Нового года и Рождества; загадка о зиме; снежки; буквы для игры "Слова".Ход
1. Организационный момент
- Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Хотите я вам загадаю загадку.
Наступили холода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зимой.)
- Правильно.
- А назовите мне все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
- А вам нравится зима? Чем она вам нравится?
- Какие праздники мы с вами отмечаем зимой? (Новый год, рождество.)
- Это большие праздники которые мы с вами отмечаем зимой.
- А еще есть небольшие зимние праздники. Кто знает? (Крещение, колядки.)
- Вспомните еще был у нас в саду праздник, к нам приходило много гостей с песнями, танцами. Как он называется? (Колядки.)
- А как называют людей, которые приходят? (Колядовщики.)
- Вспомните слова, которые говорят колядовщики.
Коляда, коляда
Ты подай пирога.
Или хлеба ломтинуИли денег полтину.
Или курочку с хохлом,
Петушка с хохолком.
- А для чего они приходят? (Поздравляют, желают здоровья и счастья.)
2. Рассказ «Рождество Христово»
В небольшом городе Назарете жили муж и жена — Иоаким и Анна. Они были бедными, но людьми добрыми и благочестивыми.
Всю жизнь у них не было детей, и они очень огорчались по этому поводу. Но вот родилась девочка, которую они назвали Марией. Мария была очень кроткая и трудолюбивая. Скоро родители умерли, и бедная девочка осталась круглой сиротой. Грустно деткам жить на свете без папы и мамы. И поселили ее у старца Иосифа. Она помогала Иосифу по хозяйству и вела такую же скромную и жизнь. Мария была скромнее и добрее всех девиц на свете, и потому ей было назначено быть Матерью Иисуса Христа.
И вот однажды спустился с небес Ангел и рассказал, что родится у нее сын Божий.
В то время все должны были явиться в город к императору. Иосиф и Мария тоже пришли в город. Там было очень много людей и все дома для ночлега были уже заняты. Никто не хотел пускать их на ночлег.
Долго скитались путники, ища себе пристанище. Но тем временем насту пила ночь, и они решили переночевать на окраине города в пещере, в которой пастухи скрывались в непогоду.
Этой ночью родился Богочеловек, Иисус Христос. Он был богом и человеком одновременно. Мария спеленала младенца и положила его в ясли — кормушку для скота.
Той ночью пастухи пасли свой скот в поле. Вдруг, как молния, перед ними предстал сияющий ангел. Пастухи очень испугались,
Но вдруг услышали пастухи дивное пение. Это целые хоры ангелов сошли с небес, чтобы приветствовать младенца Иисуса.
Затем пастухи отправились в пещеру. Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.
В тот момент, когда Иисус родился, на небе появилась новая яркая звезда - Вифлеемская звезда.
- С тех пор, ребята, в мире отмечают этот чудесный праздник.
3. Дидактическая игра «Я верю в чудеса»
- Скажите, а вы верите в чудеса? В какие? Давайте рассказывать о них шепотом, передавая эту яркую рождественскую звезду.
Дети и воспитатель по желанию рассказывают о своей вере в чудеса и волшебство, передавая яркую звезду на палочке.
-Теперь мы знаем, ребята, что означает праздник Рождество. А дни после Рождества и до другого праздника Крещение называются Святки (святые, праздничные дни). Наши предки были трудолюбивы, любили работать, но также они любили и праздники, и всегда очень весело встречали их. Вот и в святочные дни молодые люди и дети переодевались в разных животных, надевали маски, тулупы на изнаночную сторону и ходили по домам, пели песни, рассказывали стихи, которые назывались колядки, а хозяева угощали их пирогами и леденцами.
- Вот и мы с вами выучим Колядку и попробуем колядовать.
Дети учат Колядку «Коляда, Коляда, открывай ворота,
Коляда пришла, Рождество принесла!»
4. Игры «Слова», «Перенеси снежок»
- Праздник Рождества всегда несет с собой радость и веселье. К Рождеству всегда люди начинают готовиться заранее. Покупают или изготавливают своими руками подарки, готовят угощения, разучивают песни, стихи, разные игры.
- Давайте с вами тоже поиграем в игры. Хотите?
(Дети делятся самостоятельно на две команды.)
- Первая игра называется "Слова".
Я вам дам карточки с буквами и вам нужно будет собрать из этих букв слова: 1-ой команде слово "рождество", 2-ой команде "Новый год".
- Молодцы, понравилось собирать слова?
- А теперь давайте поиграем в любимую зимнюю забаву "Перенеси снежок".
Снег волшебный это хорошо,
Не растает он в руках у вас ни за что!
И играть в него легко.
- Понравилось. Размялись немножко, ну, а теперь садитесь на стульчики.
5. Продуктивная деятельность
- Ребята, а как вы думаете, что является символами Рождества? (Елка.)
- Посмотрите у меня на картинке изображены 2 елочки. Одна из них Новогодняя, а другая рождественская.
- Как вы думаете, какая из них Рождественская?
- Чем они отличаются?
- А посмотрите какие еще символы Рождества существуют. (Иллюстрации с изображением колокольчиков, веночка рождественского.)
- Как вы думаете куда их нужно, вешать и для чего он нужны?
- Это обереги, и они оберегают дома и людей от злых духов и вешают их на дверь.
- Ребята, хотите я вам расскажу, про главный символ рождества?
- Никто его не знает? Но все наверно видели.
- Главным символом Рождества является ангел? Он всегда приносит людям хорошие вести.
- А как вы думаете, как изображали ангелов?
- Обычно их изображали как приятного ребенка с крылышками за спиной.
- А какое лицо должно быть у ангела? (Доброе, радостное.)
- Вы знаете сегодня и к нам прилетел маленький ангелочек. Хотите я вам его покажу?
- Подставляйте все свои ладошки. Сейчас я его посажу каждому на ладошки, и вы можете его подержать и загадать самое заветное желание, которое он обязательно исполнит.
- Загадали все желание? А хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появился тоже такой ангелок? Тогда давайте сядем за столы и каждый из вас сделает своего ангелочка, а потом подарите их кому захотите. Ведь рождественские подарки от близких самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.
- Выбирайте себе любое место и делайте ангелочков.
- Теперь давайте рассмотрим ваших ангелов.
- Каким цветом вы их разукрасили?
- Почему?
- Почему у них такие лица вы нарисовали?
Пусть ваши ангелочки несут в ваш дом тепло, уют, радость и счастье.