Формирование положительной мотивации младших школьников.


Обобщение педагогического опыта педагога МБОУ СОШ №4 г.Курчатова Тимошиной И.В.
Тема: «Формирование положительной мотивации учения младших школьников»
В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же материала. Одна из причин этого – различный уровень сформированности учебной мотивации, т.к. Мотивация учебной деятельности – важнейший элемент успешности ученика.
Практика показывает, что у большинства детей, которые приходят в школу, слабо сформировано умение учиться, у некоторых совсем отсутствует интерес к учению, и таких детей становится все больше.
Поэтому формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать главным делом учителя начальных классов.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения и желания учиться.
За время своей педагогической деятельности у меня сложилась определенная система, направленная на формирование у младших школьников мотивации к учебной деятельности, которую я оформила в структурно-логическую модель.
Диагностический этап.
Педагогическая диагностика по определению уровня учебной мотивации (помощь психолога).
Моделирующий этап.
а) изучение материалов по диагностике;
б) разработка системы приемов и заданий, направленных на формирование учебной мотивации.
в) теоретическая подготовка (знакомство с опытом учителей города, области, страны). Здесь помогают интернет-ресурсы (педагогические статьи) («Инфоурок», «Педагогическая копилка»)
Деятельный этап.
Апробация на уроках, во внеклассной и внеурочной деятельности приемов формирования положительной мотивации к учению.
Рефлексивный этап.
Определение изменения уровня учебной мотивации.
Развитие учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности в начальной школе формируется через проведение уроков-игр, уроков-путешествий, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков защиты творческих заданий (мини-проекты) по ФГОС с 1 классом после каждой темы.
Например:
Математика – защита проектов «Числа от 0 до 10».
Окружающий мир – «Природа вокруг нас», «Красная книга России», проект «Красная книга растений Курской области», «Мой город».
Русский язык. Тема: «Однокоренные слова». Проект «Семья слов» (нарисовать дерево, взять любое слово, и от него образовать однокоренные слова в виде ветвей на этом дереве). У кого-то было 3 ветки, а у кого-то доходило до 10-15 ветвей.
Литературное чтение.
И.А.Крылов. («Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое») Доказывали правдивость высказывания Крылова.
А.С.Пушкин. (проект «Что я узнал из жизни Пушкина») (выставка книг, выставка рисунков по произведениям, обзор важных этапов в биографии).
Л.Н.Толстой
Ежедневно, с 1 класса на уроке литературного чтения я провожу «Минуту поэзии» (дети готовятся самостоятельно, чтение понравившихся стихотворений, даже небольшие стихотворения собственного сочинения).
На уроках литературного чтения практически нет произведений о ВОВ. События уходят вглубь, но хочется, чтобы дети помнили о тех, кто подарил нам счастье родиться и жить на этой земле. Сначала 3 четверти ежедневно до 9 мая наша «Минута поэзии» посвящена теме ВОВ «Вспомним всех поименно». Иногда она затягивается от запланированного времени и может продолжаться 20-25 минут.
Также формированию учебной мотивации к обучению являются занимательные задания, загадки, ребусы, кроссворды, которые сначала предлагаю я, а уже к концу 1 класса дети пробуют составлять сами. Но а во 2,3,4 классе эти творческие задания усложняются и детям, конечно, интересно наблюдать за своими успехами. Они с удовольствием составляют памятки, алгоритмы, кроссворды, ребусы, сочинение загадок, рассказов, сказок. Если ребенок видит свой успех, пусть даже самый маленький, тогда учебная мотивация сохраняется и развивается. Я подчеркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперед. Создание ситуации успеха – один из эффективных способов формирования и сохранения мотивации.
Создание ситуации успеха
Преодоление страха «Ничего страшного…
Бывает, что люди боятся»
Скрытая инструкция (подсказка) Ты же помнишь, что…
Авансирование В следующий раз у тебя получится лучше…
Усиление мотивации Нам это нужно для…
Высокая оценка детали «Вот эта часть у тебя замечательна»
«Стихотворение нужно еще подучить, завтра расскажешь, но иллюстрация к нему великолепная»
За время своей педагогической деятельности заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает решить жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно связываю с практическими потребностями ученика, т.е. введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность которой очевидна. Найти площадь класса, средний возраст членов семьи, написать пожелание своему другу, сделать фоторепортаж.
Также считаю, что правильная организация контрольно-оценочной деятельности способствует развитию у детей объективного взгляда на собственную деятельность, воспитывает самостоятельность и формирует важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка.
В первом классе не положено оценивать детей отметками. Я нарушаю эту систему, потому что мне необходимо формировать мотивацию к учению. За активную работу на уроке приклеиваю наклейки в дневник – это на начальном этапе обучения, а позже эта же наклейка дается за другую работу (правильно поставленную цель на уроке, составление задачи, за интересное предложение и т.д.)
В своей работе много внимания уделяю оцениванию деятельности ученика, максимально стимулируя его. Отметки, как правило, недостаточно оперативны, чтобы дать адекватное представление о результатах. Мотивация возрастает, если обучающиеся будут получать еще и развернутые текстовые оценки. «Твои мысли прекрасны, теперь приведи примеры, чтобы знать, как их осуществить». Такая фраза может побудить учащегося к реализации его душевного порыва. Нужно верить в силы своего ученика, поощрять его к действию: «Ты блестяще использовал примеры, сейчас надо сделать обобщение на их основе». Это воодушевит ученика на переход от частного к общему. Каждая из ситуаций содержит в себе больше мотивированного потенциала, чем отметки «5» и «4».
Для развития способности детей сравнивать свой ответ с ответом других детей использую приемы выбора условного сигнала (например, смайлики), методику неоконченного предложения:
Я узнал…
Мне запомнилось…
У меня получилось…
Мое настроение…
Я хочу поблагодарить…
Такой вид рефлексии играет большую роль в формировании положительной мотивации к учению.
Формируя мотивацию, создаю эмоциональный климат в классе, положительное отношение друг к другу, не культивирую страх, не захваливаю. Учу детей чувствовать, сопереживать, сочувствовать, понимать друг друга.