Деятельностный подход в формировании положительной мотивации младших школьников самоанализ педагогической деятельности


Самоанализ педагогической деятельности
Учителя начальных классов КГУ «Первомайская средняя школа»
Абакумовой Натальи Валерьевны
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"
Бернард Шоу
“Великая цель образования - это не знания, а действия”
Герберт Спенсер
«Мало знать – надо уметь»
Русская пословица
Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии и актуальна для всех участников учебно - воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В таких случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед собой, я поставила задачу по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. 
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Я считаю, что начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Сегодня необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), я пришла к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому в моей педагогической деятельности появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
С 2013-2014 учебного года моя методическая тема: «Деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников». Перед собой я поставила цель: развитие учебно-познавательных возможностей и положительной мотивации учащихся начальной школы посредством осуществления деятельностного подхода на уроках.
Исходя из цели определила основные задачи:
изучить технологию деятельностного подхода в обучении;
обосновать возможности развития познавательной мотивации и самостоятельности школьников посредством целенаправленного использования на уроках технологии деятельностного подхода;
сформировать у учащихся навыки положительной оценки и самооценки ЗУН.
Для себя я выдвинула гипотезу: целенаправленное и планомерное применение в практике деятельностного подхода повысит уровень качества обученности младшего школьника, будет стимулировать их познавательную самостоятельность, сформирует положительную мотивацию, проявляющуюся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Что же такое деятельностный подход в обучении?
Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Основные положения технологии деятельностного метода обучения:
- процесс обучения есть всегда обучение деятельности;
- обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя;
- сам процесс учения должен быть творческим.
Система дидактических принципов:
Принцип деятельности.
Ученик не получает готовые знания, а приобретает их в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.
Принцип творчества
Предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Принцип вариативности
Предполагает развитие вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
Принцип целостного представления о мире.
Должно быть сформировано целостное представление о мире (природе , обществе, самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук
Принцип непрерывности.
Преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики
Принцип минимакса.
Школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
Принцип психологической комфортности.
Снятие по возможности стрессообразующих факторов обучения, создание на уроке атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».
Составляющие деятельностного подхода:
1. Учебный материал представляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам.
2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Характерной чертой технологии является способность ученика
проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
На уроках я использую такие виды деятельности:
игровая
исследовательская
проектная
рефлексивная
контрольно-оценочная
творческая
практическая
Наиболее часто применяю такие формы деятельности:
групповая
парная
индивидуальная
фронтальная.
Планируя занятия использую такую типологию уроков:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на уроке. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков, которые практикую:
1.Уроки - деловые игры
2.Уроки - соревнования
3.Уроки типа КВН
4.Уроки с групповыми формами работы
5.Уроки взаимообучения учащихся
6.Уроки - аукционы
7.Уроки-зачеты
8.Уроки - конкурсы
9.Уроки – обобщения
10.Уроки - игры
Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
Нетрадиционные уроки реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Вашему вниманию был представлен открытый урок обобщения темы «Глагол» во 2 классе.
Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным. Важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду, развитие творческой активности и способностей детей. Стараюсь создать в классе такие условия, чтобы ребенок самостоятельно искал путь к знаниям.
Одна из сторон  мотивационной сферы учебной деятельности - интерес к учению.
При разработке уроков я включаю выполнение творческих заданий на различных этапах урока: элементы занимательности, игры. Использование логических упражнений вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал, развивает творческую активность младших школьников. Н-р: «Найди ошибку», «Это правда или нет», «Волшебный карандаш» и мн.др.
Игры, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний и умений и направлены на развитие орфографической зоркости, отработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными. Н-р: «Не такой как все», «Рассеянный художник», «Непослушные утята» и мн.др.
Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.
Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды, ребусы.
Для повышения мотивации  учащихся  использую смену видов деятельности в ходе урока, привлекаю учащихся к аналитической и оценочной деятельности, создаю проблемные ситуации, ситуаций успеха, использую задания для развития творческих способностей учеников, использую игровые моменты и наглядный материал.
Стараюсь понимать, принимать, уважать, верить в своих учеников. Чтобы учеба приносила ребенку радость, важно их одобрять, поддерживать, быть доброжелательными. Важен  положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую  и эмоциональную речь учителя; важно занимательное начало урока, настрой на урок.
Для того чтобы внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать, нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока. Многие формы и методы работы хорошо известны, я постоянно ищу способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.
Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
1.Создание проблемной ситуации.
2.Привлечение учащихся к оценочной деятельности.
3.Необычная форма обучения:  урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие,урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов.
4.Разнообразные коллективные способы обучения.
5.Привлекательная цель.
6.Лови ошибку.
7.Нарисуй, как понял.
В процессе работы над проблемной темой были проведены такие исследования:
- диагностическая методика «Моё учение»;
- диагностика «Доминирующий мотив»;
- ежегодные диагностические исследования одаренности.
По результатам исследований было выявлено, что у учащихся наблюдается достаточно высокий уровень развития интереса к школе, в школу они ходят потому что нужны знания. У 100% учащихся доминирующими мотивами являются самоопределение и самоутверждение, общение с учителем. У 83,3% учащихся преобладают познавательные мотивы, у 66,6% - мотивы саморазвития и 33,3% - общение со сверстниками. По результатам исследований одаренности наибольшее число учащихся склонно к физкультуре и спорту, а также естествознанию. На начальном этапе работы по данной проблемной теме было выявлено, что в классе нет учащихся направленных на коммуникативные интересы, а в процессе работы 2-х лет, используя деятельностный подход в обучении и воспитании, у 56% учащихся наблюдается высокий уровень коммуникативных интересов.
Отслеживая успеваемость учащихся, были сделаны следующие выводы:
Учебный год Русский язык Литературное чтение Математика Познание мира Изобразительное искусство Трудовое обучение
2012-2013 100% 100% 100% 100% 100% 100%
2013-2014 100% 100% 100% 100% 100% 100%
2014-2015 100% 100% 100% 100% 100% 100%
2015-2016 100% 100% 100% 100% 100% 100%
2016-2017 100% 100% 100% 100% 100% 100%
В течение пяти лет наблюдается 100%- я успеваемость по всем предметам.
Показатели качества знаний также отслеживались с 2012-2013 учебного года и были проанализированы за 5 лет:

В течение пяти лет стабильно качество знаний по познанию мира, изобразительному искусству и трудовому обучению и составляет 100%. По остальным предметам качество знаний нестабильно. Так в 2013-2014 у.г. резко снизилось качество знаний так как прибыл слабый ученик. Но уже в следующем учебном году качество знаний выросло до 60-70%. В 2015-2016 у.г. учащиеся 1 класса (новый класс) показали 100% качество знаний по всем предметам. Однако в следующем учебном году качество знаний снизилось по русскому языку, литературному чтению и математике, что объясняется разделением предмета «Русская грамота» (где письмо и чтение оцениваются одновременно и выставляется одна отметка за урок) на уроки «Русский язык» и «Литературное чтение», где каждому учащемуся выставляется отметка за письмо и за чтение отдельно. Так как некоторые учащиеся имеют низкий уровень чтения, соответственно и отметка ниже, чем в прошлом учебном году, также и по русскому языку соответственно имеют отметку ниже те, у кого имеются проблемы с письмом. По математике снижение качества знаний объясняется усложнением и большим объёмом содержания программного материала, низкой работоспособностью отдельных учащихся.
На заключительном этапе работы над проблемной темой были созданы «Методические рекомендации по осуществлению деятельностного подхода на уроках в начальных классах», где представлены не только рекомендации по применению основ деятельностного обучения, но и типология уроков по цели обучения и приемы обучения соответственно типу урока, принципы осуществления деятельностного подхода на уроках литературного чтения, русского языка, математики и познания мира. Создана система уроков, осуществления деятельностного подхода к обучению младших школьников. Данная работа опубликована на сайте infourok.ru, свидетельство о публикации № ДБ – 248453 от 06.03.2017г.
Таким образом, реализация деятельностного подхода  в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.  Анализ  успеваемости  и качества знаний   по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение. Кроме того, у обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплексу.