Способы формирования положительной мотивации к учению

Скворцов А.С.
Доклад
«Способы формирования положительной мотивации к учению»
школьный педагогический совет, 11 апреля 2014 г.

Изучение учеными-психологами и педагогами учебной
деятельности показало, что она полимотивирована, так как процесс обучения
совершается для учащегося не в личностном вакууме, а в сложном
взаимопереплетении социально обусловленных процессов и условий . При
этом мотивы могут иметь как внешний характер, т.е. они связаны с
внешними условиями, например, одобрение одноклассников, похвала
родителей и т. д., так и внутренний, т. е. они связаны с внутренним желанием
учиться, получать удовольствие от открытия новых знаний и умения
пользоваться ими. Таким образом, исходя из характера мотивов, говорят
о внешней и внутренней мотивации к учению.
Мотивация внутреннего типа, характеризующаяся
социализованным личностным смыслом, это реальная внутренняя
мотивация развития. Она является необходимым фактором построения
внутренне гармоничной предметной структуры учебной деятельности,
оптимальным образом организующей весь процесс ее реализации2.
Следовательно, на формирование внутренней мотивации должна быть
направлена деятельность школы. Внешние мотивы могут быть лишь
значимым подспорьем, а не самоцелью в этом процессе.

В.Г. Степанов считает, что формировать у «трудных» (мы
можем добавить, что и у неуспевающих) учащихся недостающие им
потребности и связанные с ними мотивы можно двумя основными
путями: «снизу вверх» и «сверху вниз». В первом случае учитель,
опираясь на сформированные у школьника потребности, так включает его
в определенную деятельность, чтобы она приносила ему положительные
чувства. Если предоставить ученику возможность достаточно длительно
переживать радость от успешной деятельности, то у него возникнет
потребность в этой деятельности, устойчивый мотив к занятию ею.
Например, опираясь на имеющуюся у ученика потребность в успехе,
организуют самостоятельное решение легких учебных задач. Хваля
учащихся за их успешное выполнение, несложные задачи дают до тех пор,
пока у школьников не появится уверенность в своих способностях решать
задачи. Потом учитель объявляет, что дает для решения трудные задачи.
На самом деле педагог продолжает давать достаточно легкие, посильные
для каждого задания. У детей появляется радость и удовлетворение от
самостоятельного выполнения заданий, они начинают сами просить
дополнительных задач. Тогда педагог начинает постепенно увеличивать их
трудность. Успешно решая их, учащиеся приобретают устойчивую
мотивацию к подобной деятельности. Это один из действенных способов
перевоспитания ленивого ученика, воспитания интереса к учебе и труду.
Имеется и другой, более известный и традиционный путь формирования
нужной мотивации у школьников. Это формирование «сверху вниз».
Учащемуся в готовом виде сообщается о побуждениях, целях, идеалах,
которые у него хотят сформировать. Задача заключается в том, чтобы
перейти от понимания внешних мотивов к их внутреннему усвоению и
принятию к действию. В этом случае применяются методы убеждения,
разъяснения, сообщения, внушения. Важную роль играют убеждения и
традиции коллектива, взгляды, распространенные в окружающей
социальной среде1.__

Способы формирования
положительной мотивации к учению
Способов формирования положительной мотивации в педагогике
выявлено большое количество. С нашей точки зрения для формирования
положительной мотивации к учению у учащихся необходимо опираться на
широкий спектр мотивов, таких как:
- познавательные (заинтересованность в овладении новыми знаниями,
желание выполнять задания повышенной трудности, самообразование и др.);
- социальные (полезность в будущем, авторитет у одноклассников и др.);
- дисциплинарные (распорядок в школе, позиция родителей и учителей,
наказание родителей и неодобрение одноклассников).
Ориентирование на выявленные мотивы способствует формированию
системного подхода к проблеме формирования положительной мотивации у
учащихся к учению. Системный подход в школьном пространстве может
реализовываться двумя путями:
1) через использование соответствующих приемов и методов в рамках
уже сложившегося содержания образования,
2) введение дополнительных образовательных предметов,
ориентированных на формирование положительной мотивации на основе
широкого спектра мотивов, т. е. за счет изменения содержания учебного
процесса.
Педагоги школы могут идти как по одному из двух выделенных
путей, так и использовав комбинированный метод. Самое главное, чтобы в
процессе работы были видны успехи, так как появление ожидаемого

результата также является важным мотивационным стимулом для
деятельности.
Таким образом, структура учебной мотивации двоична: выделяют
внутреннюю и внешнюю мотивацию. При этом положительная мотивация
может быть сформирована как на основе внутренней, так и на основе
внешней мотивации ребенка. Однако наиболее устойчивой является
внутренняя мотивация, которую гораздо сложнее сформировать. Чтобы это
сделать, необходимо усилие всего педагогического коллектива школы и
использование разнообразных приемов и методов, входящих в различные
педагогические технологии, основанные, в свою очередь, на различных
подходах. Организационные условия, способствующие формированию
положительной мотивации у учащихся к учению, могут быть различны.
Наиболее оптимальные – это ориентирование учебного процесса на
познавательные способности и интересы по возможности каждого
учащегося. Добиться такой ориентированности позволяет дифференциация
обучения, реализующая личностно-ориентированный и
дифференцированный подходы в обучении.
Вторая глава раскрывает вопросы влияния дифференциации обучения
на формирование положительной мотивации к учению и на качество знаний
учащихся, а также структуру дифференцированного обучения и специфику
его реализации в современных школах (прежде всего, условия реализации
профильного обучения в школах). \
В процессе формирования положительной мотивации у учащихся
к познавательной деятельности на уроках гуманитарных предметов
эффективными методами являются следующее (авторский подбор,
апробировано автором этой книги):
1) метод оценки (аксиологический); включает следующие приемы,
например: а) выскажите свою точку зрения, б) оцените с нравственной и
политической точки зрения, в) согласны ли вы с утверждением ;
2) связи прошлого и настоящего (ретроспективный); следующие
приемы: а) чтобы было, если, б) оправдано ли, если удалось
достигнуть, в) если бы вы были на месте вы; г) интервью.
3) иллюстративный; приемы: а) посмотрите на и оцените, б) этот
пример свидетельствует, в) нарисуйте (опишите) ситуацию когда.;