Выступление на научно-практической конференции на тему Использование мультимедийных презентаций для изучения модульного раздела Обеспечение военной безопасности государства на уроках по основам безопасности жизнедеятельности с обучающимися 10-х


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Современные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Использование мультимедийных презентаций для изучения модульного раздела "Обеспечение военной безопасности государства"
на уроках по основам безопасности жизнедеятельности
с обучающимися 10-х классов
Шаймарданов Мирас Мугалимович
преподаватель - организатор ОБЖ
2-ой категории МОБУ СОШ №10
Нефтекамск, 2014
Содержание
Введение ..............................................................................................................3
1. Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ ..................................5
2. Мультимедийное сопровождение уроков ОБЖ ..........................................7
Заключение ........................................................................................................11
Литература ........................................................................................................13
Приложение 1. Тематический план проектных работ по основам безопасности жизнедеятельности для 10-х классов МОБУ СОШ №10 в 2013/2014 учебном году ...................................................................................14
Приложение 2. Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций .............................................................................................................................19
ВВЕДЕНИЕ
Целью преподавания курса ОБЖ в школе, является формирование у обучающихся правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемов и способов самосовершенствования и основ обесᴨȇчения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей.
В 10-м классе начинается и завершается в 11-м классе изучение основ обороны государства и основ военной службы. Данные разделы учебной программы непроизвольно проводят грань между юношами и девушками: первые - обязаны его изучать как будущие носители конституционных прав и обязанностей по защите Отечества; вторые - не станут таковыми и, естественный вывод, пустое препровождение времени на уроке. При этом положении урок требует иного, чем традиционное, проведение урока подхода.
Поэтому целью моей работы является создание мультимедийных презентаций при изучении модульных разделов учебной программы по ОБЖ 10-х классов, в данном случае раздела "Обеспечение военной безопасности государства".
В ходе работы была выдвинута и проверялась гипотеза - процесс патриотического и духовного развития обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности будет более продуктивным при условии применения мультимедийных презентаций.
Цель работы и выдвинутая гипотеза определили задачи научно-исследовательской работы:
1. Изучить методическую литературу по теме работы;
2. Разработать и апробировать презентационные материалы к урокам;
3. Повышение мотивации у обучающихся к изучению военных аспектов обороны и защиты государства.
Одной из таких инноваций, без сомнения, можно считать информационно-коммуникационные технологии, частью которых являются мультимедийные презентации.
Данная форма преподавания и изучения темы может быть одинаково интересной для всей аудитории, так как не словесное, а зрительное, с демонстрацией мультимедийных материалов и аннотаций к ним, остаются понимаемыми, впечатлительными и запоминаемыми для непосредственной категории обращения - юношам; также станет интересной для незаинтересованной категории аудитории - девушкам.
1. ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ОБЖ
В настоящее время Министерством обороны РФ в Государственную Думу внесено предложение законодательно установить, что в паспорт гражданина Российской Федерации вносить запись о прохождении им военной службы или причин, по которым он не выполнил или уклонился от исполнения конституционного долга по подготовке к защите государства.
Подготовка юноши призывника начинается с первого по четвёртый класс на уровне его безопасности как школьника, с пятого по девятый класс на уровне его безопасности как личности и, выпускаясь из школы с аттестатом о полном (среднем) образовании, он становится ответственным за безопасность свою как личности и за безопасность общества, и государства в целом.
Сам предмет "Основы безопасности жизнедеятельности", равно как и его составной раздел, изучающий основы обороны государства и основ военной службы, тесно связан со всеми предметами школьного курса.
География История История Вооружённых Сил и военной защиты государства
Спортив-ный туризм Выжива-ние в природе Ориенти-рованиеОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ Учебно-полевые сборы Месячники оборонно-массовой работы
Проведение военно-спортивных игр Медицинская подготовка Физичес-кая культура Приклад-ные виды спорта
Предметы точных наук, языков и литературы Биология
Взаимосвязь предметов школьного курса с предметом "Основы безопасности жизнедеятельности"
ПРИМЕР: в классификаторе военных специальностей есть понятие военно-учётная специальность, которая определяет подготовку специалиста и его принадлежность в военной службе в определённом виде или роде Вооружённых Сил Российской Федерации. Таким образом, юноша-призывник получил первичные знания по предметам школьной программы, которые позволяют его зачислить на те или иные должности с теоретической и практической переподготовкой в кратчайшие сроки на должности и специальности по военной профессии.
Данный тезис можно сформулировать устно, или дать, первоначально, под запись и, ограничившись этим, считать действия преподавателя завершёнными.
Но, если мы этим не желаем ограничиться, то обязательно должны представить наглядный интересный материал, каждый шаг иллюстрировать с помощью современных информационных технологий.
Мультимедийные презентации являются частью информационно-коммуникационных технологий. Найти отдельные материалы по теме урока в интернете не составляет труда, но сложности возникают при обобщении, систематизации и оформлении их в том виде, чтобы они способствовали достижению целей ознакомления обучающихся с основами обороны государства и основами военной службы понимания и усвоения своих конституционных прав и обязанностей, и ответственности по защите Отечества.
2. МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УРОКА ОБЖ
Использование мультимедийной техники, с одной стороны - облегчает работу учителя. с другой - обязывает не только овладеть компьютером, но и тщательно планировать уроки для более эффективного обучения.
Как уже сказано, в 10-ом и 11-ом классах закладываются знания основ обороны государства и военной службы и проводится допризывная подготовка. Так вот, согласно опроса обучающихся 10-х классов, только 35% из них не испытывают трудностей. Как правило, эти ребята уже прежде сталкивались с восприятием этой тематики, проходя дополнительное обучение в подростковых патриотических клубах или, принимая участие в мероприятиях оборонно-массовой работы, или же имеют родственников, которые проходят службу в Вооружённых Силах РФ.
Более развёрнутое анкетирование обучающихся 11-х классов, которые обучались с использованием мультимедийных презентаций, показал высокий уровень интереса к изучению военных аспектов обороны государства.
Поэтому темой моей научно-исследовательской работы (далее - работы) является Использование мультимедийных презентаций при изучении модульного раздела "Обеспечение военной безопасности государства" на уроках по основам безопасности жизнедеятельности с обучающимися 10-х классов.
Мультимедийные презентации помогут создать у обучающихся психологические условия для восприятия материала исходя из необходимости воспитывать в себе патриотизм, правильное понимание и толкование своих конституционных прав и обязанностей, и ответственности по защите Отечества. А ранее уже была отмечена низкая мотивация у обучающихся, особенно у девушек, к изучению подобной тематики.
Мультимедийные презентации способны, в свою очередь, педагогу довести наиболее доступно до обучающихся цели и задачи урока, повысить познавательную его ценность, эффективность независимо от методов проведения урока.
Использование презентации выигрышно при проведении рефлексии, инструктажа по выполнению домашнего задания, подведению итогов урока, поскольку позволяет быстро восстановить весь ход урока, акцентировать внимание на значимых для выполнения домашней работы частях. При этом, ученики вынуждены становиться активными участниками, вспоминать ход собственных рассуждений и повторно формулировать главные мысли.
Кроме этого, изучение военной тематики способствует патриотическому и духовно-нравственному развитию обучающихся и, это же выступает противоречием, так как уроки данного модуля не вызывают интерес у обучающихся. Это выступает первым противоречием.
К сожалению, не все преподаватели могут подготовить презентационные материалы в соответствии с целями и задачами урока., что создаёт второе противоречие.
Ранее проведённые исследования показали, что ознакомление обучающихся с основами обороны государства и основами военной службы, понимания и усвоения своих конституционных прав и обязанностей, и ответственности по защите отечества посредством использования мультимедийных презентаций, являются проблемой работы.
Для решения поставленных задач использовались методы, представленные на.
Участниками работы помимо меня выступали обучающиеся 10-х, ныне 11-х классов.
В процессе реализации работы планировались следующие результаты:
1. Возросший уровень самостоятельности и самодеятельности обучающихся на уроке;
2. Положительное отношение обучающихся к предмету ОБЖ;
3. Обозначившаяся объективная направленность деятельности обучающихся на развитие собственной личности;
4. Появление и рост у обучающихся познавательного интереса;
5. Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Внедрение в повседневную педагогическую деятельность третьей задачи работы определяет конечный результат всей работы. Собственно, мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение обучающегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы - очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Понимание мотивов-побуждений осложняется тем, что, во-первых, они всегда представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом, а во-вторых, мотивы не всегда осознаются учителями и обучающимися.
Оценку результатов работы предполагается осуществить как в ходе реализации продукта, так и в дальнейшем его применении.
Продуктом завершённой работы стало создание диска с мультимедийными презентациями к модульному разделу "Обеспечение военной безопасности государства" учебника Основ безопасности жизнедеятельности для 10-х классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ позволяет видоизменить весь процесс обучения.
Современные средства обучения (компьютеры, телекоммуникационные средства связи, необходимое программное и методическое обеспечение) предоставили возможность интенсифицировать занятия разных форм обучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуальное общение с обучающимися, опирающееся на его модель и базовые знания.
Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у обучающихся, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у обучающихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Главные итоги применения ИКТ на уроках ОБЖ:
1. Рост уровня самостоятельности и самодеятельности обучающихся на уроке;
2. Положительное отношение обучающихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;
3. Обозначение объективной направленности деятельности обучающихся на развитие своей личности;
4. Появление и рост у учащихся познавательного интереса;
5. Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ - это не дань моде, а назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения.

ЛИТЕРАТУРА
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профиил. уровни / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников/ Под ред. А.Т. Смирнов - М.: Просвещение, 2012.
2. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя / О.Б. Ставрова. - М.: Интеллект-Центр, 2007.
3. Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ/ Комаров В.Н. - http://www.in-n.ru.
4. Образование и обучение с помощью компьютера.(педагогика третьего тысячелетия) / Беспалько В.П - М., 2002г.
5. Педагогическая технология - это одно из средств педагогической методики / Гликман И.Б. // Директор школы.- 2004.- № 7.
Прил 1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
проектных работ по основам безопасности жизнедеятельности
для 10-х классов МОБУ СОШ №10 в 2013/2014 учебном году
Тематика Содержание
Разработка мультимедийных презентаций для изучения чрезвычайных ситуаций природного характера и защиты населения от них на уроках по основам безопасности жизнедеятельности Введение.
1. Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы, лесные пожары – опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей и к материальному ущербу.
2. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.
3. Организационно-профилактические мероприятия по предупреждению лесных пожаров.
Заключение.
Список литературы.
Разработка мультимедийных презентаций для изучения угроз национальной безопасности Российской Федерации на уроках по основам безопасности жизнедеятельности Введение.
1. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации:
- положения Конституции РФ, Концепции противодействия терроризму в РФ, Федеральных законов "О противодействии терроризму" и "О противодействии экстремистской деятельности";
- роль государства в обеспечении национальной безопасности;
- уголовная ответственность за террористическую деятельность и осуществление экстремизма.
2. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства:
- терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия;
- факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность; профилактика их влияния;
- экстремизм и экстремистская деятельность;
- основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.
3. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму:
- значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения;
- культура безопасности жизнедеятельности - условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.
4. Наркотизм и национальная безопасность России:
- Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли;
- основные составляющие наркотизма;
- мировые очаги производства наркотических веществ и география мирового наркотрафика.
Заключение.
Список литературы.
Разработка мультимедийных презентаций для изучения основ медицинских знаний и профилактики инфекционных заболеваний на уроках по основам безопасности жизнедеятельности Введение
1. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности:
- сохранение и укрепление здоровья, физическая подготовка - это важная и неотъемлемая часть подготовки каждого гражданина к выполнению своего воинского долга;
- мероприятия, проводимые в воинских частях с целью укрепления м сохранения здоровья военнослужащих
2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика:
- классификация основных инфекционных болезней человека по преимущественно поражаемым возбудителем органам, путём поступления, передачи и способам его выделения во внешнюю среду;
- профилактика инфекционных заболеваний;
- общие понятия об иммунной системе.
Заключение.
Список литературы.
Разработка мультимедийных презентаций для изучения здорового образ жизни и его составляющих на уроках по основам безопасности жизнедеятельности Введение
1. Здоровый образ жизни:
- общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека;
- факторы, влияющие на здоровье;
- основные составляющие здорового образа жизни.
2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.
3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
4. Вредные привычки (употребление алкоголя, табакокурение, употребление наркотиков) и социальные последствия вредных привычек.
Заключение.
Список литературы.
Разработка мультимедийных презентаций для изучения гражданской обороны как составной части обороноспособности страны на уроках по основам безопасности жизнедеятельности Введение.
1. Гражданская обороны – составная часть обороноспособности страны.
2. Основные виды оружия и их поражающие факторы:
- ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва;
- химическое оружие;
- биологическое оружие;
- высокоточное оружие;
- оружие на новых физических принципах (лучевое, радиочастотное, инфразвуковое, радиогеологическое, геофизическое).
3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
5. Средства индивидуальной защиты.
6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
Заключение.
Список литературы.
Разработка мультимедийных презентаций для изучения Вооружённых Сил Российской Федерации на уроках по основам безопасности жизнедеятельности Введение.
1. История создания Вооружённых Сил Российской Федерации.
2. Памяти поколений - дни воинской славы России. Мероприятия по увековечиванию памяти российских воинов.
3. Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации.
4. Как стать офицером Вооружённых Сил и других силовых структур Российской Федерации
Заключение.
Список литературы.
Разработка мультимедийных презентаций для изучения видов и родов войск Вооружённых Сил Российской Федерации на уроках по основам безопасности жизнедеятельности Введение.
1. Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ. Руководство и управление.
2. Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС. Руководство и управление.
3. Военно-морской флот (ВМФ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ. Руководство и управление.
4. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН. Руководство и управление.
5. Воздушно-десантные войска (ВДВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ. Руководство и управление.
6. Войска воздушно-космической обороны (ВВКО), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВКО. Руководство и управление.
7. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Руководство и управление.
Заключение.
Список литературы.
Разработка мультимедийных презентаций для изучения боевых традиций Вооружённых Сил России на уроках по основам безопасности жизнедеятельности Введение.
1. Патриотизм и верность долгу - качества защитника Отечества.
2. Дружба и войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений.
3. Уголовная ответственность за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.
Заключение.
Список литературы.
Прил 2
РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке мультимедийных презентаций
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.  
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
- психологические особенности учащихся данного класса;
- цели и результаты обучения;
- структуру познавательного пространства;
- местоположение обучающихся;
- выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока;
- цветовую гамму оформления учебного материала. 
Если мы хотим, чтобы слайд-сопровождение максимально эффективно способствовало образовательному процессу, требуется соблюдать некоторые правила, отвечающие особенностям восприятия любой информации.    
Во-первых - это выбор шаблона.
Презентация, как и любое устное выступление, должна начинаться с разработки плана и структуры. Обучающиеся 8-х классов выполняют рефератные работы. То же самое они выполняют уже будучи обучающимися 10-х классов в первом семестре обучения. Таким образом они получают умения и навыки, необходимые для разбивки текста на разделы (блоки), выделения вступления и заключения. Это позволяет обучающимся продумать текст для первого и последнего слайда.
Для визуального восприятия разных разделов (блоков) презентации хорошо использовать разные шаблоны слайдов и определенную цветовую гамму. Например, если информация разбита на 3 части, то надо использовать 3 шаблона. Таким образом, слайды одного шаблона будут подсказывать, что речь идет о соответствующем разделе. Для первого и последнего слайдов целесообразно воспользоваться одинаковыми шаблонами. В результате возникнет чувство законченности слайд - фильма, как в книге, где первая и последняя страницы имеют одинаковое и всегда запоминающееся оформление.     
 Во-вторых, это выбор цвета. Разрабатывая цветовую гамму для каждого слайда, рекомендуется использовать не более трех цветов. Лучше всего воспринимаются два цвета, гармонирующие с оформлением шаблона или подчеркивающие важность информации. Слайды, на которых цвета используются некорректно, утомляют глаза.     
В-третьих, особая роль отводится размеру шрифта и количеству строчек текста на слайде. Ошибочно думать, что восприятие текста на экране компьютера идентично восприятию этого же слайда на большом экране. Учитель, составляющий текст, уже знаком с его содержанием, видит ключевые слова, фразы, легко ориентируется в тексте. Но слушатели испытывают "мини-стресс", когда видят множество строчек. Возникает чувство растерянности: что делать - читать или слушать? К тому же мелкий шрифт достаточно труден для восприятия.
Необходимо учитывать и распространенную проблему со зрением. Как показала практика, оптимальный вариант текстовой информации, которую слушатель воспринимает без особого напряжения, таков: 6-8 строчек текста (не считая строку заголовка), размер шрифта - 32 пункта и более в зависимости от формата слайда. А наиболее запоминающимися считаются слайды, на которых написано 3-4 строчки, выделены ключевые слова и размер шрифта 36 пунктов и более. Причем необходимо выделять ключевые слова или короткие фразы: подчеркивать или выделять размером, видом шрифта, цвет.
В-четвертых,  существуют особые требования к тексту слайда:
- не следует перегружать поле слайда длинными предложениями, определениями, перечислениями, их легче прочитать в учебнике или на доске;
- если слайд имеет более 8 строк, то необходимо исключить анимацию, т. к. глаза человека даже вопреки его воле все равно будут следить за движением, а не заниматься чтением и переработкой информации;
-  не следует озвучивать весь текст слайда самостоятельно, т. к. это переводит слушателей в пассивных наблюдателей. Слайды с большим количеством знаков нуждаются в последовательности действий. Сначала читаются обучающимися, потом комментируются учителем, а затем записываются в тетрадь. 
Особенности использования графических изображений в презентации. 
При использовании в презентации графических изображений также необходимо учитывать некоторые особенности, а именно:
-  плохо воспринимаются большие таблицы и схемы. Материал такогорода надо сразу разбивать на более мелкие составляющие и помещать на отдельные слайды;
- демонстрация многознаковых объектов (больших схем, таблиц ит. п.) должна быть кратковременной, носить обзорный характер и иметь целью показать обширность изучаемого материала;
-  если дробление схемы, таблицы невозможно по смыслу, то удобнонесколько раз копировать их в следующий слайд, выделяя цветом, размером шрифта отдельные элементы, на которые следует обратить внимание. Остальную часть следует показывать "в тени";
- количество и размеры рисунков, иллюстраций должны органичносвязываться с содержанием текста. Мелкие заголовки и подписидолжны быть исключены, т. к. их просто не видно;
-  рисунки, иллюстрации должны соответствовать содержанию текста.Не стоит увлекаться юмористическими рисунками (прыгающимичеловечками, порхающими птичками, раскрывающимися цветочками и т. д.), иначе презентация будет своеобразным показом "комикса";
-  слайд-фильм обязательно должен содержать в себе текст;
- рисунки могут играть сопровождающую или информационную роль. При сопровождающей роли рисунок должен занимать 1/8 - 1/4 часть поля слайда. Если рисунок помещается на слайд как объект изучения, то лучше его разместить на все поле. Будут видны мелкие детали, на которые в устной форме можно еще раз обратить внимание обучающихся. 
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
- избегать монотонности, учитывать смену деятельности обучающихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
- ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.;
- дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым обучающимся;
- учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.